Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17721/2019
25 ноября 2019 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 19.11.2019.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи О.М. Левинталь,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И. А. Лунау,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) исковое заявление Администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682480, <...> Победы, 31)
к акционерному обществу «Теплоэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 677001, Республика Саха (Якутия), пер. Энергетиков, д. 1А)
о признании права собственности
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность от 11.10.2019, диплом ВСГ 1935096 от 16.12.2008 ( до перерыва);
от ответчика: ФИО2, доверенность № 24 от 13.12.2018, ФИО3, доверенность № 25 от 13.12.2018 ( до перерыва) .
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Теплоэнергосервис» (далее- ответчик, общество) о признании права собственности на объекты теплоснабжения, состоящие из: котельной МКУ-17,5 расположенной в р.п. Охотск, работающей на буром угле с установленной мощностью 15,05 Гкал/ч, присоединённая нагрузка 10,05 Гкал/ч, с тепловыми сетями; котельной МКУ-10,5 расположенной в р.п. Охотск, работающей на буром угле с установленной мощностью 9,03 Гкал/ч, присоединённая нагрузка 4,45 Гкал/ч, с тепловыми сетями; котельной МКУ-5 расположенной в р.п. Охотск, работающей на буром угле с установленной мощностью 4,3 Гкал/ч, присоединённая нагрузка 1,12 Гкал/ч с тепловыми сетями; об обязании АО «Теплоэнергосервис» исполнить условия концессионного соглашении от 16 февраля 2012 года в полном объеме и передать созданное имущество в собственность городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края по акту приема - передачи.
Представителем истца требования поддержаны, указывает, что по концессионному соглашению в пользование переданы 21 котельная с тепловыми сетями, которые возвращены в разрешенном состоянии. Настаивает на том, что ответчику по концессионному соглашению от 16.02.2012 передан единый комплекс имущества по системе теплоснабжения. Поскольку после прекращения концессионных отношений ранее существовавшая система теплоснабжения не функционирует, а теплоснабжение обеспечивается за счет котельных МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5, настаивает на признании права на указанные котельные.
Представил документы для приобщения к материалам дела в обоснование своей позиции.
Представители ответчика возражали против удовлетворения требований по доводам отзыва на иск. Указал, что новые котельные МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5 построены в рамках инвестиционного соглашения за счет инвестиционных средств истца и не являются объектами теплоснабжения, переданными по концессионному соглашению, в связи с чем у истца отсутствуют основания для правопритязаний на модульные котельные.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12.11.2019 до 19.11.2019.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
Материалами дела установлено, что между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» (далее - концедент) и ОАО «Теплоэнергосервис» (далее – концессионер) 16.02.2012 по результатам проведенного конкурса было заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок Охотск» - котельных с оборудованием и тепловыми сетями для обеспечения выработки и транспортировки тепловой энергии до потребителей в р.п. Охотск.
Согласно условиям соглашения истец передал по акту приема- передачи ответчику действующую систему теплоснабжения в р.п. Охотск, предназначенную для выработки и транспортировки тепловой энергии до потребителей в р.п. Охотск, состоящую из 21 котельной с тепловыми сетями.
Согласно пункту 1.1 соглашения концессионер обязался за свой счет по результатам проведения открытого конкурса выполнять следующие условия: размер инвестиций на модернизацию и реконструкцию объектов, передаваемых по соглашению составит 800 000 руб. в год; срок реконструкции и (или) модернизации объектов концессионного соглашения в соответствии с согласованными концедентом проектами, составит 3 года.
Передача объекта соглашения оформляется актом приема, подписанного сторонами (п. 5.2 соглашения).
Ответчик принял по акту приема - передачи объект соглашения - систему теплоснабжения в р.п. Охотск и в соответствии с условиями соглашения взял на себя обязательства осуществить ремонт и модернизацию объекта соглашения, в том числе внедрить энергосберегающие технологии, произвести реконструкцию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования (пункт 3.1 Соглашения) в срок до 30 июня 2018 г (с учетом дополнительного соглашения от 16 февраля 2015г.).
Соглашение прекращено в связи с окончанием срока действия 30 июня 2018 года.
По окончанию соглашения ответчик направил на подписания в адрес истца акт приема - передачи (возврата) недвижимого имущества.
В указанном акте приема - передачи перечислены котельные, выведенные из эксплуатации за исключением котельной № 15 с тепловыми сетями 965,5 м и оборудованием. Котельные выведены из эксплуатации в период действия концессионного cоглашения (акты о выводе котельных из эксплуатации от 24.05.2017).
С целью обеспечения населения и организаций Охотского муниципального района тепло/водоснабжением, водоотведением, Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края № 186 от 11.05.2012 утверждено техническое задание по разработке инвестиционной программы общества по развитию систем коммунальной инфраструктуры городского поселения «Рабочий поселок Охотск» на 2011-2013 годы.
В соответствии с пунктом 3.3. Технического задания, предварительный состав мероприятий инвестиционной программы согласно «Программе комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры р.п. Охотск на периоды до 2025», разработанной в 2011 году ОАО «Научный теплотехнический институт» и «Программе перспективного развития энергетической инфраструктуры Охотского района Хабаровского края на 2011-2013 годы», разработанной ответчиком, предварительно оценен в 502 679 тыс. руб.
В состав вышеуказанных мероприятий вошли такие проекты, как строительство модульной котельной МКУ-17,5 (смета проекта 79 426 тыс. руб.), строительство магистральных трубопроводов МКУ 17,5 (смета проекта 37 856 тыс. руб.), строительство модульной котельной МКУ-10,5 (смета проекта 77 880 тыс. руб.), строительство магистральных трубопроводов МКУ-10,5 (смета проекта 41 167 тыс. руб.) и пр. объекты коммунальной инфраструктуры в поселениях Охотского района Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Хабаровского края № 830-ри от 24.12.2012 утверждена инвестиционная программа общества по развитию системы теплоснабжения Охотского муниципального района Хабаровского края в 2011-2014 годах, в которую вошло строительство спорных котельных и магистральных трубопроводов.
Источником финансирования Программы определены собственные и привлеченные (кредитные) денежные средства ответчика в размере 219,2 млн. руб., а также консолидированный бюджет Хабаровского края в размере 54,3 млн руб.
В 2011 году ответчик приступил к строительству котельной МКУ-17,5.
15.07.2011 ответчик заключил с ООО «КрепСтрой» (Подрядчик) договор на выполнение работ по строительству модульной котельной МКУ-17,5.
26.07.2011 ответчик заключил с ООО НПО «СтройКонсалтинг» договор на проектные работы № 31/2011 и.
Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 16.09.2011 № 384 обществу предоставлен в аренду земельный участок для строительства котельной по адресу: <...> Победы, 28.
16.09.2011 ответчик заключил с Администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края договор № 58 аренды земельного участка со сроком действия по 15.08.2012 по адресу: <...> Победы, 28. Цель договора: для строительства котельной и для производственных целей.
06.12.2011 Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 06.12.2011 № 477 ответчику выдано разрешение на строительство модульной котельной МКУ-17,5.
Ответчик и ООО «КрепСтрой» подписали Акт № 1 (по форме КС-П) приемки законченного строительством объекта - модульной котельной МКУ-17,5.
Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края № 241 обществу продлено разрешение на строительство котельной МКУ-17,5.
ООО «КрепСтрой» выдало справку (исх. № 013) о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края № 01 Обществу выдано разрешение на ввод в эксплуатацию котельной МКУ-17,5.
В 2012 году Ответчик приступил к строительству котельной МКУ-10,5.
02.05.2012 между ответчиком и ООО «КрепСтрой» (Подрядчик) заключен договор подряда на строительство котельной МКУ-10,5.
05.07.2012 ответчик заключил с ООО НПО «СтройКонсалтинг» договор на проектные работы № 15/2012и.
21.08.2012 Постановлением № 377 Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края Обществу утверждена схема земельного участка под строительство котельной МКУ-10,5.
13.02.2012 Администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края ответчику выдано разрешение на строительство № RU 27511000-02-12 котельной МКУ-10,5.
Дальневосточное управление Ростехнадзора выдало ответчику разрешение на допуск в эксплуатацию котельной МКУ-10,5.
ООО «КрепСтрой» выдало справку (исх № 105/1) о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
22.04.2013 между ответчиком и Администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края заключен инвестиционный договор на строительство объектов системы тепло-, водоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района, в соответствии с которым стороны договорились построить тепловые сети к модульным котельным МКУ-17,5, 10,5, а также проложить водовод с монтажом насосной станции в р.п. Охотск.
В результате исполнения вышеуказанного договора 10.05.2018 Стороны подписали соглашение о распределении прав собственности к инвестиционному договору № б/н от 22.04.2013, на основании которого Администрация Охотского района становится собственником водовода в р.п. Охотск, а Ответчик становится собственником следующих объектов: тепловые сети к котельной МКУ-17,5 в р.п. Охотске, тепловые сети к котельной МКУ-10,5 в р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края.
08.06.2015 между ответчиком и ООО «Главстройпроект» (Подрядчик) заключен договор выполнения работ № 15/2015и на выполнение проектно-изыскательских работ модульной котельной МКУ-5.
20.06.2016 между ответчиком и ООО «КрепСтрой» (Подрядчик) заключен договор подряда № 24/2016и на выполнение строительно-монтажных работ модульной котельной МКУ-5.
21.10.2016 между ответчиком и Администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края заключен договор аренды земельного участка № 109/32 по адресу: <...> под размещение котельной МКУ-5.
Котельная МКУ-5 построена ответчиком за счет собственных средств с целью достижения уставных целей.
Согласно схеме теплоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края до 2031 года, утвержденной Постановлением администрации Охотского муниципального района от 10.07.2017 № 267 «О схеме теплоснабжения муниципального образования «Городское поселение Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края до 2031 года» в городском поселении «Рабочий посёлок Охотск», система централизованного теплоснабжения, состоит из четырех котельных с тепловыми сетями:
- котельная МКУ-17,5 расположена в р.п. Охотск, введена в эксплуатацию в 2011 году;
- котельная МКУ-10,5 расположена в р.п. Охотск, введена в эксплуатацию в 2012 году,
- котельная МКУ-5 расположена в р.п. Охотск, введена в эксплуатацию в 2016 году;
- котельная №15 расположена р.п. Охотск, введена в эксплуатацию в 1990 году, работающая на буром угле с установленной мощностью 0,95 Гкал/ч, присоединённая нагрузка 0,64 Гкал/ч.
Истцом в целях защиты интересов 09.08.2019 направлена претензия ответчику с требованием исполнить принятые на себя обязательства в рамках Соглашения в полном объеме и передать по акту приема-передачи объект соглашения.
Ответчик согласно ответу на претензию от 14 августа 2019 исх. № 3209 отказался передать истцу котельные МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения иска ю.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
В силу положений статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права.
В соответствии с разъяснениями пункта 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу статьи 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов не позволяет истцу зарегистрировать право иначе как на основании судебного решения. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
В то же время отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для обращения в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
Согласно п.3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее- ФЗ № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. (подп.3 ст.3 ФЗ № 115-ФЗ).
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. ( П.4 ст.3 ФЗ № 115-ФЗ)
Согласно 4.1. ФЗ № 115-ФЗ передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
Порядок прекращения концессионного соглашения предусмотрен ст. 14 ФЗ № 115-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.
Передаваемый концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона имущество должны находиться в состоянии, установленном концессионным соглашением, пригодном для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и соответствующем установленным настоящим Федеральным законом требованиям, а также должны быть не обремененными правами третьих лиц. ( п.2 ст. 14 ФЗ № 115-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ № 115-ФЗ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом или концессионным соглашением, обязанность концессионера по передаче в соответствии с концессионным соглашением объекта концессионного соглашения и иного предусмотренного концессионным соглашением и определяемого в соответствии с частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона имущества Концеденту считается исполненной после принятия этого объекта и такого имущества Концедентом и подписания сторонами концессионного соглашения соответствующего документа о передаче.
Порядок прекращения концессионных отношений предусмотрен законом, при нарушении указанного наступают определенные правовые последствия.
Как следует из представленного истцом акта приема-передачи имущества по концессионному соглашению, котельные МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5 в акте приема-передачи отсутствовали.
Доказательств принадлежности истцу на праве собственности котельных МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5 на момент заключения концессионного соглашения в нарушение ст. 65 АПК РФ суду не предоставлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что котельные МКУ-17,5, МКУ-10,5, МКУ-5 не являлись объектом концессии.
Как следует из материалов дела, спорные котельные были построены истцом в соответствии с Распоряжением Правительства Хабаровского края № 830-ри от 24.12.2012 согласно утвержденной инвестиционной программе общества.
Доказательств, что истец принимал финансовое участие в строительстве спорных котельных в материалы дела не предоставлено.
Довод истца о том, что спорные котельный заменили ранее существовавшую систему теплоснабжения не имеет правового значения, поскольку не опровергает вышеизложенного.
Поскольку истцом не доказана совокупность обстоятельств по признанию права собственности на указанные котельные, требование о признании права удовлетворению не подлежит.
При отказе в иске в части признания права, требование об обязании передать созданное имущество в собственность городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края по акту приема – передачи также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О. М. Левинталь