Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17726/2018
04 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Управления Судебного департамента в Приморском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680030, <...>)
о признании недействительным решения от 10.08.2018 № 266,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «ВЛК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690063, <...>).
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Судебного департамента – ФИО1 по доверенности от 16.10.2018 № УСД-2/2737;
от Хабаровского УФАС России – ФИО2 по доверенности от 25.01.2018 № 7/585, ФИО3 по доверенности от 14.08.2018 № 7/7278;
от ООО «ВЛК» - не явились,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Судебного департамента в Приморском крае (далее – заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России) о признании недействительным решения от 10.08.2018 № 266.
Определением суда от 24.10.2018 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ВЛК» (далее – Общество, ООО «ВЛК»).
ООО «ВЛК» извещено надлежащим образом, явку представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило.
В предварительном судебном заседании представитель Управления Судебного департамента в Приморском крае заявленное требование поддержал, указав, что вывод антимонопольного органа о том, что «Инструкция по подаче заявки на участие в электронном аукционе» содержит противоречивые сведения и тем самым вводит в заблуждение участников электронного аукциона не соответствует действительности.
Представитель Хабаровского УФАС России возражал против удовлетворения требования заявителя по основаниям представленного отзыва.
В предварительном судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 20.11.2018 до 09 часов 40 минут 27.11.2018.
После перерыва Управление Судебного департамента в Приморском крае явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений относительно проведения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу в судебном заседании суда первой инстанции, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции в этом же судебном заседании (часть 4 статьи 137 АПК РФ), пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
В судебном заседании представитель антимонопольного органа настаивал на отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании частей 2 и 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Управления Судебного департамента в Приморском крае и ООО «ВЛК».
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителя Хабаровского УФАС России, судом установлены следующие обстоятельства.
17.07.2018 Управлением Судебного департамента в Приморском краев информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0320100020718000134 о проведении электронного аукциона на приобретение немаркированных конвертов для нужд судов Приморского края, размещена аукционная документация.
Объект закупки – приобретение немаркированных конвертов для нужд судов Приморского края. Описание объекта закупки приведено в Приложении № 1 к извещению.
Дата начала подачи заявок 17.07.2017. Дата окончания подачи заявок 26.07.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта – 2 930 000 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.07.2018 подано 9 заявок с идентификационными номерами 51, 214, 116, 2, 169, 73, 243, 208, 109, в том числе ООО «ВЛК». Заявка с идентификационным номером 73 (ООО «ВЛК») отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ввиду несоответствия информации, предусмотренной подпунктом «б» пункта 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и документацией электронного аукциона: в заявке указано конверт пластиковый немаркированный С3 «…размер 320*355мм..», в то время как требование документации - конверт пластиковый немаркированный С3 «…размер 320*440 мм..».
ООО «ВЛК», полагая, что заявка Общества аукционной комиссией была необоснованно отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой на действия заказчика в Хабаровское УФАС России.
08.08.2018 по результатам рассмотрения материалов дела № 7-1/441 Комиссией Хабаровского УФАС России было принято решение № 266, в соответствии с которым жалоба ООО «ВЛК» на действия заказчика была признана обоснованной, при этом антимонопольный орган признал заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а комиссия заказчика признана нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, решено выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписанием от 08.08.2018 № 79, выданным на основании решения от 08.08.2018 № 266, Хабаровское УФАС России обязало заказчика в срок до 06.09.2018 устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе путем: аннулирования протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона; внесения изменений в документацию электронного аукциона, продления сроков подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, повторного проведения процедуры в соответствии с действующим законодательством (по потребности); уведомить Хабаровское УФАС России об исполнении предписания в 3 (трех) дневный срок после его исполнения с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России от 08.08.2018 № 266, Управление Судебного департамента в Приморском крае обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги государственных и муниципальных нужд.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок. Частью 1 названной статьи установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одним из способов осуществления закупок является аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Из материалов дела следует, что пунктом 41 извещения и документации о проведении аукциона в электронной форме «Инструкция по подаче заявки на участие в электронном аукционе» предусмотрено, что конкретные характеристики (показатели) товара предоставляются в отношении каждой позиции товара Приложения № 1 «Описание объекта закупки».
В пункте 5 таблицы под «Описанием объекта закупки» Приложения № 1 к извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме указано «конверт пластиковый немаркированный С3, размер 320х355», в то время как в пункте 5 таблицы под «Техническими характеристиками» Приложения № 1 к извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме указано конверт пластиковый немаркированный С3 «….размер 320х440 мм…».
При таких обстоятельствах Хабаровское УФАС России обоснованно пришло к выводу, что характеристики, указанные в Приложении № 1 к извещению и документации о проведении аукциона в электронной форме, содержат в себе противоречивые требования, тем самым заказчик вводит участников закупки в заблуждение относительного того, конверты с какими характеристиками следует представлять.
Разночтения, допущенные заказчиком, также не обеспечивают взаимосвязь документов – план закупок, план-график, извещение об осуществление закупки, что и явились причиной отклонения заявки Общества.
На основании изложенного, антимонопольный орган обоснованно усмотрел в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а в действиях комиссии заказчика при отклонении заявки Общества – пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств данного спора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Хабаровского УФАС России от 08.08.2018 № 266 незаконным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Управления Судебного департамента в Приморском крае отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.А.Гавриш