Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-17777/2015
15 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2016г., в полном объеме решение изготовлено 15.04.2016г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Минстроя края» о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2015 г. и.о. прокурора Хабаровского края Волкова В.А. и постановления от 25.11.2015 г. № 210 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,
третье лицо: Прокуратура Хабаровского края
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1, действующая по доверенности от 11.01.16 № 1;
от административного органа: не явились,
от Прокуратуры: ФИО2, служебное удостоверение ТО № 157177.
Сущность спора: Краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика Минстроя края» (далее – КГКУ «Служба заказчика Минстроя края», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2015 г. и.о. прокурора Хабаровского края Волкова В.А. и постановления от 25.11.2015 г. № 210 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Представитель заявителя, в судебном заседании, не оспаривая факта события административного правонарушения, требования поддержал в полном объеме.
Представитель прокуратуры, с требованиями не согласилась, просит в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой края во исполнение плана работы прокуратуры края на второе полугодие 2015 года проведена проверка деятельности министерства строительства Хабаровского края по исполнению требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере строительства с привлечением денежных средств граждан и средств бюджетов для отдельных категорий граждан в рамках государственных программ.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) при исполнении государственных контрактов на участие в долевом строительстве в КГКУ «Служба заказчика Минстроя края».
11.11.2015 прокуратурой Хабаровского края в отношение КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ. 11.11.2015 КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» представлены в прокуратуру пояснения по выявленным нарушениям.
Административное дело было передано на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу Хабаровского края.
Определением от 19.11.2016 дело было назначено к рассмотрению на 25.11.2015
25.11.2015г. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО3, с участием представителя КГКУ «Служба заказчика Минстроя края», рассмотрел дело и вынес постановление о наложении штрафа № 210, которым учреждение привлечено к ответственности по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
По смыслу ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В данном случае, КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» обжалуется постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2015.
Статьей 28.2 КоАП РФ определен порядок составления протокола и его содержание. Данная норма права не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Следовательно, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, возможность самостоятельного обжалования данных актов нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Кроме того, под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Следовательно, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении такими признаками ненормативного акта не обладает, поскольку содержит описание административного правонарушения. Указанным постановлением на заявителя не возложены какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные виды решений, принимаемых административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении (в том числе решения о возбуждении дела об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела), не могут составлять самостоятельный предмет судебного разбирательства и должны оспариваться только вместе с итоговым решением по делу, поскольку носят вспомогательный процессуальный, промежуточный характер и сами по себе ограничения прав участников предпринимательской деятельности не влекут.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Исходя из изложенного, суд считает, что производство по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Минстроя края» о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2015 г. и.о. прокурора Хабаровского края Волкова В.А. следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика Минстроя края» просит признать незаконным и отменить постановление от 25.11.2015 г. № 210 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Как следует из материалов дела, 21.01.2015 между КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» и ООО «ОПОРА» заключен государственный контракт № 0122200002514009963-АН на участие в долевом строительстве 72 однокомнатных квартир в г. Хабаровске Хабаровского края. Цена контракта 137 342 132,93 руб.
Пунктом 3.2 контракта определена форма оплаты по контракту, которая подразумевает 5 этапов оплаты (1 этап - 40%, 2 этап - 20%, 3 этап - 15%, 4 этап - 15%, 5 этап - 10% от цены государственного контракта). 4 этап оплаты по контракту предполагает оплату 15% от цены контракта в течение 30 дней после получения Застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов) на основании переданных Застройщиком Участнику долевого строительства заверенной копии (заверенных копий) разрешения (разрешений) на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов) и счета, предоставленного Застройщиком.
08.09.2015 года между КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» и ООО «ОПОРА» заключено дополнительное соглашение № 2, пункт 1 которого предусматривает новую редакцию пункта 3.2 контракта.
В новой редакции п. 3.2 контракта определена форма оплаты по контракту, которая вносит изменения в 4 этап оплаты контракта, а именно оплата в размере 13% от цены контракта в течении 30 дней при условии выполнения работ в объеме не менее 88% от общего объема работ и затрат, подтвержденного справкой реестром фактических затрат по объекту, справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 на основании счета, представленного Застройщиком, и 2% после получения Застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов) на основании переданных Застройщиком Участнику долевого строительства заверенной копии (заверенных копий) разрешения (разрешений) на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (многоквартирных домов) и счета, представленного Застройщиком.
Согласно ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу ч.2 ст. 767 ГК РФ, изменения условий государственного или муниципального контракта, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Изменение существенных условий государственного контракта по дополнительному соглашению № 2 от 08.09.2015 с включением в государственный контракт нового порядка оплаты выполненных работ противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Таким образом, должностное лицо УФАС России по Хабаровскому краю рассмотрев материалы дела, пришло к выводу о том, что в действиях КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения в минимальной размере, установленном данной статьей.
Заявителем факт административного правонарушения не оспаривается, а указывается на нарушение прокуратурой порядка проведения проверки. Судом данные доводы не принимаются.
26.10.2015 за номером 7/3-14-2015 министру строительства Хабаровского края направлено уведомление о проведении проверки исполнения законодательства при долевом строительстве жилья с привлечением средств граждан, а также средств бюджетов при строительстве жилья для отдельных категорий граждан в рамках государственных программ.
В уведомлении указано о необходимости подготовки необходимых документов в КГКУ «Служба заказчиков Минстроя края». КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» является подведомственным министерству строительства Хабаровского края учреждением.
Также помощник министра строительства Хабаровского края ФИО4 14.01.2016 пояснила, что министром строительства Хабаровского края ФИО5 при поступлении уведомления прокуратуры Хабаровского края от 26.10.2015 № 7/3-14-2015, была дана задача оказать содействие во взаимодействии с представителем прокуратуры и предоставить необходимой документацию для проведения проверки, как в министерстве, так и в КГКУ «Служба заказчика Минстроя края».
ФИО4 уведомила начальника КГКУ «Служба заказчика Минстроя края» ФИО6 о необходимости подготовки документов, необходимых прокуратуре края с их предоставлением для ознакомления.
Таким образом, прокуратурой края проведена проверка в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, нарушений порядка проведения проверки и привлечения учреждения к административной ответственности судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены, обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Производство по заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Служба заказчика Минстроя края» о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2015 г. и.о. прокурора Хабаровского края Волкова В.А. прекратить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2015 г. № 210 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников