Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-1785/2010
«15» апреля 2010 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа – представитель не явился.
от лица, привлекаемого к ответственности – представитель не явился.
Сущность дела: Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) зарегистрирована 07.05.2007 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 307270312700011 и на основании лицензии от 02.07.2007 № АСС-27-034554, выданной Хабаровским краевым отделением Российской транспортной инспекции, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В соответствии с приказом начальника Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 28.01.2010 года № 07-09к, проведена проверка работы автотранспорта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, по соблюдению лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров.
18.02.2010 в 12 часов 00 минут по адресу: <...> по окончанию проведения плановой проверки установлен факт нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) индивидуальным предпринимателем ФИО1
Так, на предприятии на должности диспетчера работает ФИО2. Приказ о приеме на работу № 000011 от 07.05.2007. Специального образования автомобильного профиля не имеет, курсов обучения и сдачу квалификационного экзамена по программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» не проходила.
Ежегодные занятия по двадцатичасовой программе повышения профессионального мастерства с водительским составом в 2008, 2009, 2010 годах на предприятии не проводились. Класса для проведения занятий на предприятии нет. Лицензии (сертификата) на проведение занятий с водительским составом по двадцатичасовой программе повышения профессионального мастерства на предприятии нет.
Техническое обслуживание автобусов на предприятии осуществляется собственными силами. Представлен приказ № 1 от 11.01.2010 об установлении норм периодичности технического обслуживания подвижного состава на предприятии. Приказом установлены нормы пробегов для автобусов марки DAEWOO между ТО-1 – 2 600 км; между ТО-2 – 13 000 км. Однако, согласно требований «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 нормы пробегов между техническими обслуживаниями автобусов, осуществляющих городские пассажирские перевозки должны иметь меньшие значения. Периодичность технического обслуживания подвижного состава, согласно вышеуказанному Положению для автобусов принимается как 3 500 км пробега между ТО-1 и 14 000 км пробега между ТО-2. В дальнейшем указанные значения корректируются с учетом условий эксплуатации и природно-климатических условий. Таким образом, согласно данным таблицы 2.7 вышеуказанного Положения для городов с населением более 100 тысяч жителей и асфальтобетонным дорожным покрытием категория условий эксплуатации принимается – «III». В связи с этим, согласно данным таблицы 2.8 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации берется – «0,8». Согласно данным таблицы 2.10 коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий берется с учетом характеристики района, указанной в приложении 11 для Хабаровского края как для холодного района – «0,9». Согласно полученным данным периодичность технического обслуживания подвижного состава рассчитывается следующим образом:
Для ТО-1 - 3 500*0,8*0,9=2 520 км;
Для ТО-2 – 14 000*0,8*0,9=10 080 км.
Согласно данным расчетов видно, что на предприятии техническое обслуживание № 1 и техническое обслуживание № 2 планируется проводить с большей периодичностью, чем того требует «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984.
Фактический учет проведения ТО-1, ТО-2 фиксируется в специальном журнале, отдельно по каждому автобусу. В представленном к проверке журнале учета проведения технических обслуживаний отсутствуют данные о фактическом пробеге автобусов на момент проведения технического обслуживания. Документов, подтверждающих фактическое проведение технического обслуживания автобусов с соблюдением нормы пробегов между техническими обслуживаниями на предприятии нет.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет регулярные пассажирские перевозки пассажиров по городским автобусным маршрутам №№ 1, 10, 26, 31. Паспорта автобусных маршрутов к проверке не представлены. Схемы маршрутов и графики движения предпринимателя не согласованы с органами местного самоуправления. Акты обследования дорожных условий к проверке не представлены.
Проведение стажировки на предприятии не организовано. На предприятии отсутствует водитель-наставник, прошедший предварительную подготовку в учебном заведении и имеющий свидетельство водителя-наставника.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.1010 № 07-009к.
18.02.2010 года государственным инспектором ФИО3 в отношении предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 002392 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Подпунктом «б», «д», «з» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Пунктами 4.15-4.18 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 установлено, что с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании: информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте; данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.; сведений о местах концентрации дорожно - транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции; непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту. Пунктом 5.1 Положения предусмотрено, что организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке. Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления.
Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством согласования маршрутов пассажирских перевозок и выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Таким образом, предприниматель обязан согласовать с органами местного самоуправления разработанные им паспорт маршрута и схему движения, а неисполнение данных обязанностей является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с «Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденных приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей. В организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Согласно пункту 2.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27 основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей; проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению; ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
Согласно разделу 1 «Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (приложение к Приказу Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Согласно пункту 2.3.5 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Согласно пункту 3.4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.
Пунктами 5.7.2, 5.7.3, 5.7.4 Положения установлено, что на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий. Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п. Графики выпуска транспортных средств на линию должны формироваться с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости транспортных средств. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя ФИО1 признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем ФИО1, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 18.02.2010 № 002392, актом проверки от 18.02.2010 № 07-009к, лицензией от 02.07.2007 № АСС-27-034554, правоустанавливающими документами на автобус.
Вина предпринимателя ФИО1 заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 4.1., 4.3., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – пос. Широкий, Сусуманский район, Магаданская область, проживающую по адресу: 681034, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, <...>, зарегистрированную 07.05.2007 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 307270312700011, ИНН <***> привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); ИНН <***>; КПП 272401001; ОКАТО 08401000000; Счет: 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск; БИК 040813001; КБК 10611690040040000140.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников