АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73 –1786/2009
28 апреля 2009г.
Арбитражный суд в составе судьи В.С. Савочкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Ю. Ротькиной,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Рыболовецкого колхоза имени Вострецова в лицеконкурсногоуправляющего ФИО1
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю
о признании недействительными и неподлежащими исполнению инкассовых поручений Инспекции от 24.12.2008 и о взыскании с налогового органа незаконно списанных по инкассовым поручениям от 24.12.2008 денежных средств в сумме 657 234,16 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 06.06.2008;
от ответчика – ФИО3, специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2009 № 04-31/1,
- Дю У.В., старший госналогинспектор правового отдела УФНС России по Хабаровскому краю
У С Т А Н О В И Л:
Рыболовецкий колхоз имени Вострецова в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – налогоплательщик, рыбколхоз) обратился в арбитражный суд заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7926, 7930, 7897, 7895, 7933, 7927, 7915, 7925, 7896, 7899, 7893, 7892, 7935, 7916, 7900, 7924, 7907,7914, 7928, 7912, 7904, 7898, 7891, 7901, 7902, 7931, 7908, 7934, 7906, 7929, 7938, 7937, 7905, 7909, 7894, 7939, 7941, 7910, 7911, 7913, 7917, 7918, 7919, 7920, 7921, 7922, 7923, 7924, 7932, 7936, 7903 и обязании Инспекции произвести возврат Рыболовецкому колхозу имени Вострецова незаконно списанные по инкассовым поручениям от 24.12.2008 №№ 7926, 7930, 7897, 7895, 7933, 7927, 7915, 7925, 7896, 7899, 7893, 7892, 7935, 7916, 7900, 7924, 7907, 7914, 7928, 7912, 7904, 7898, 7891, 7901, 7902, 7931, 7908, 7934, 7906, 7929, 7938, 7937, 7905, 7909, 7894, 7939 денежные средства в сумме 657 234,16 руб.
Представитель Рыболовецкого колхоза заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель налогового органа оснований к удовлетворению заявленных требований не находит.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21 по 28 апреля 2009г.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, в том числе дополнительно представленные налоговым органом во исполнение определения арбитражного суда документы, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В рамках дела №А73-9791/2007-38 Арбитражного суда Хабаровского края о банкротстве Рыболовецкого колхоза имени Вострецова в отношении колхоза 23.10.2007 введена процедура наблюдения. Решением арбитражного суда от 14.05.2008 по названному делу Рыболовецкий колхоз признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекция 24.12.2008 направила в Хабаровский филиал ОАО «Банк Москвы» инкассовые поручения от 24.12.2008 №№ 7926, 7930, 7897, 7895, 7933, 7927, 7915, 7925, 7896, 7899, 7893, 7892, 7935, 7916, 7900, 7924, 7907,7914, 7928, 7912, 7904, 7898, 7891, 7901, 7902, 7931, 7908, 7934, 7906, 7929, 7938, 7937, 7905, 7909, 7894, 7939, 7941, 7910, 7911, 7913, 7917, 7918, 7919, 7920, 7921, 7922, 7923, 7924, 7932, 7936, 7903 на списание в бесспорном порядке указанных в них денежных сумм в размере 27 424 340 руб. 32 коп. По инкассовым поручениям от 24.12.2008 №№ 7926, 7930, 7897, 7895, 7933, 7927, 7915, 7925, 7896, 7899, 7893, 7892, 7935, 7916, 7900, 7924, 7907, 7914, 7928, 7912, 7904, 7898, 7891, 7901, 7902, 7931, 7908, 7934, 7906, 7929, 7938, 7937, 7905, 7909, 7894, 7939 с рыболовецкого колхоза списаны денежные средства в сумме 657 234 руб. 16 коп.
Не соглашаясь с действиями налогового органа по выставлению в банк инкассовых поручений и со списанием со счета налогоплательщика указанных выше денежных средств, рыбколхоз обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При этом заявитель ссылается на нарушение Инспекцией положений статей 45, 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства и расчет по указанным обязательствам колхоза производит только конкурсный управляющий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Следовательно, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, подлежат взысканию обязательные платежи, являющиеся текущими и возникшие до открытия конкурсного производства. Обязательные платежи, включенные в реестр требований кредиторов, подлежат удовлетворению в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктами 13, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Из представленных Инспекцией во исполнение определения арбитражного суда документов усматривается, что спорные инкассовые поручения выставлены налоговым органом в декабре 2008 года повторно после закрытия счета должника в филиале ОАО «Росбанк», в который первоначально в июле 2008 года направлены инкассовые поручения, в доказательство чего Инспекцией представлен список с указанием номеров, даты требований на уплату налогов, сборов, пеней, штрафов, решений о взыскании указанных в требованиях налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, инкассовых поручений, а также сами инкассовые поручения первоначально направленные в филиал ОАО «Росбанк» и возвращенные по причине закрытия счета должника в указанном банке.
Заявитель ссылается на то, что в его адрес, т.е. по адресу местонахождения конкурсного управляющего, назначенного решением арбитражного суда по делу №А73-9791/2007-38, ни требования, ни решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках налоговым органом не направлялись.
Из дополнительно представленных Инспекцией документов, в том числе реестров заказных писем, усматривается, что требования и решения налоговым органом направлялись по юридическому адресу рыболовецкого колхоза: п. Вострецово Охотского района Хабаровского края.
Из оспариваемых инкассовых поручений, представленных заявителем в материалы дела, направленных налоговым органом для исполнения в Хабаровский филиал ОАО «Банк Москвы» видно, что в них указаны номера и даты несуществующих требований, в инкассовых поручениях от 24.12.2008, имеющих те же номера, что и оспариваемые, представленные налоговым органом, указаны иные номера, даты требований и решений, соответствующие тем, что указаны в этих инкассовых поручениях и представленных Инспекцией в качестве доказательства правомерности и законности направления оспариваемых ненормативных актов.
При сопоставлении имеющихся в материалах дела и представленных Инспекцией документов судом установлено, что в инкассовых поручениях, представленных инспекцией имеются ссылки на требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (с указанием их номеров, даты требования и даты исполнения указанного требования), тогда как в инкассовых поручениях, представленных заявителем и имеющих отметку Хабаровского филиала ОАО «Банк Москвы» о принятии, к исполнению этих инкассовых поручений, указаны ни номера требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, а номера и даты инкассовых поручений, ранее направленных для исполнения в Дальневосточный филиал ОАО «Росбанк».
Как видно из требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов от 25.01.2008 №№ 97, 96 (решения «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в банках» от 12.02.2008 соответственно № 230 и № 231), основанием взимания указанных в требованиях штрафов является решение от 25.12.2007 № 12.
Из указанного решения (протокол № 12 заседания Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края, - л.д.24 – 35 т.2) следует, что комиссией на основании пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ принято решение о расторжении соглашения о реструктуризации долгов и соглашения о списании пени и штрафов с Рыболовецким колхозом имени Вострецова, заключенные 19.02.2004, в соответствии с которыми колхозу предоставлялась рассрочка погашения долга на 7 лет, с последующей рассрочкой погашения долга на 6 лет, и о восстановлении задолженности колхоза перед Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю в сумме 26 393 401 руб., из которых 21 829 677 руб. – основной долг и 4 563 704 руб. – пени и штрафы.
Согласно статье 20 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» (далее – Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, представление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов в силу статьи 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ являются:
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
- возбуждение в отношении должника процедуры банкротства;
- несоответствие должника понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обязательствам, указанным в абзацах втором, третьем и четвертом статьи 27 названного Федерального закона, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника.
Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения по основаниям, указанным в абзацах втором, третьем и четвертом статьи 27 данного Федерального закона.
Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обязательствам, указанным в абзаце четвертом статьи 27 названного Федерального закона, происходит автоматически.
При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими (статья 29 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть заявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Следовательно, требования по обязательствам по соглашению о реструктуризации долгов, расторгнутому в связи с возбуждением в отношении должника процедуры банкротства, не могут быть отнесены к текущей задолженности применительно к статье 5 Закона о банкротстве, в связи с чем, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание задолженности в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, т.е. вне рамок дела о банкротстве.
В связи с изложенным, требования заявителя о признании незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7891 – 7898, а также обязании Инспекции произвести возврат заявителю денежных средств, списанным по указанным инкассовым поручениям являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее – Постановление от 22.06.2006 № 25) разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ (пункт 31 Постановления от 22.06.2006 № 25).
С 01.01.2007 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137 –ФЗ) судебный порядок взыскания штрафов в судебном порядке определен в порядке и сроки, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ, а также в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ.
В соответствии со статьями 107, 108, 114 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений организации несут ответственность в виде денежных взысканий (штрафов), которые являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и не является ни денежным обязательством, ни обязательным платежом по смыслу, придаваемому указанным понятиям Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
При этом, установленный статьей 109 НК РФ перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, не исключает привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в случае признания его банкротом.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 30, 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», относительно очередности погашения требований, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, а также из положений пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от введения в отношении организации-должника процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В силу вышеизложенного следует признать, что требования о взыскании штрафов подлежат установлению в рамках дела о банкротстве и не могут быть взысканы в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Из инкассового поручения от 24.12.2008 № 7933, требования от 14.02.2008 № 183 (решение № 536 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в банках» от 20.03.2008), решения № 1793 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 28.01.2008 усматривается, что заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 50 руб. по пункту 1 статьи 126 НК РФ, и штраф, указанный в требовании № 183 от 14.02.2008, включен в инкассовое поручение № 7933 от 24.12.2008, направленное для исполнения в Хабаровский филиал ОАО «Банк Москвы»; и исполненное последним 25.12.2008.
Направление в банк инкассового поручения на взыскание с заявителя указанной в нем суммы штрафа противоречит требованиям пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве, поскольку предполагает удовлетворение требований инспекции во внеочередном порядке, а не после удовлетворения включенных в третью очередь реестра требований кредиторов в части основной задолженности и причитающихся процентов, как это предписано Законом о банкротстве, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания незаконными действий инспекции по направлению в банк инкассового поручения № 7933 от 24.12.2008 и обязании налогового органа произвести возврат заявителю денежных средств, списанных по этому инкассовому поручению.
С 01.01.2004 утратила силу Глава 27 «Налог с продаж» части 2 Налогового кодекса Российской федерации (Федеральный закон от 27.11.2001 № 148-ФЗ), в связи с чем, нельзя признать правомерным направление заявителю требования № 11 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24.01.2008, согласно которому должнику предложено в срок до 09.02.2008 уплатить пени в сумме 40,30 руб. за неуплату налога с продаж, поскольку указанная в нем, а затем в решении № 396 от 04.03.2008 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках» сумма пени, включенная в инкассовое поручение № 7930 от 24.12.2008, направленное для исполнения в банк, и исполненное последним 25.12.2008 не является текущей задолженностью, взыскание которой может быть произведено в бесспорном порядке, в связи с чем, требования заявителя в части признания незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассового поручения № 7930 от 24.12.2008 и об обязании произвести возврат списанной сумы пени в размере 40,30 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из расчета пеней, взысканных по инкассовым поручениям от 24.12.2008 № 7938, 7939, 7925 (требования на уплату налога, сбора, пеней, штрафа от 19.06.2008 №№ 2143, 2144, от 18.12.2007 № 29826) усматривается, что указанные в них суммы в размере 31 648,24 руб., 195 966,66 руб., 103,84 руб. начислены на задолженность по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) и (исключая внутренние водные объекты), образовавшуюся до введения процедуры наблюдения, т.е. на требования, не являющиеся в силу положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами.
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 разъяснено, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налогооблагаемой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Следовательно, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 22.06.2006 № 25 указал, что требование об уплате пеней, начисленных в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Следовательно, являются обоснованными требования заявителя и в части незаконности действий инспекции по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7938, 7939, 7925 и обязании инспекции произвести возврат списанных сумм пени в размере 31 648,24 руб., 195 966,66 руб. и 103,84 руб. по этим инкассовым поручениям.
По вышеуказанным основаниям подлежат удовлетворению требования заявителя в части признания незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 № 7926 (требование № 7 от 24.01.2008 об уплате пени в сумме 18,12 руб. на задолженность по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), № 7935 (требование № 832 от 18.02.2008 на уплату пени в сумме 591,26 руб. на задолженность по транспортному налогу, образовавшуюся до введения процедуры банкротства), и о возврате списанных по этим инкассовым поручениям сумм в размере 18,12 руб., 591,26 руб.
По инкассовым поручениям от 24.12.2008 №№ 7927, 7928, 7929, 7931 (требование № 8 от 24.01.2008, № 9 от 24.01.2008, № 10 от 24.01.2008, № 12 от 24.01.2008 на уплату указанных в них сумм пени в размере 57,14 руб., 3 494,74 руб., 30 735,34 руб., 13 431,61 руб.) расчет пени не представлен, из требований невозможно установить дату образования недоимки, либо в них указано, что пени начисляются на недоимку, пени, штрафы по взносам в Фон.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что налоговый орган не доказал, что пени, указанные в инкассовых поручениях от 24.12.2008 №№ 7927 – 7929, 7931, начислены на текущую задолженность, образовавшуюся с даты принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, поэтому в этой части требования заявителя о признании незаконными действий налогового органа по направлению в банк указанных требований и о возврате списанных в бесспорном порядке сумм пеней в размере 57,14 руб., 3 494,74 руб., 30 735,34 руб., 13 431,61 руб. признаются обоснованными.
По вышеуказанным основаниям признаются обоснованными требования заявителя в части признания незаконными действий Инспекции по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7932, 7936 на списание задолженности по налогу и пени за просрочку уплаты налога, т.к. не представлены требования на уплату налога, пени, сбора, штрафа, налоговые декларации, расчет пеней.
Подлежат удовлетворению требования заявителя в части признания незаконными действий инспекции по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 № 7899 – 7924, 7941 (требование на уплату налога, сбора, пени, штрафа № 234 от 24.01.2008, решение № 232 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в банках» от 12.02.2008) и обязании налогового органа возвратить указанные в инкассовых поручениях №№ 7899-7902, 7904-7909, 7912, 7914-7915, 7924 денежные средства.
Как указывалось ранее, с 01.01.2004 утратила силу Глава 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не могут быть признаны законными действия инспекции по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 № 7912, 7913 на взыскание с должника налога с продаж в сумме 3 552 руб. и пени по налогу с продаж в сумме 282 441 руб., поскольку эта задолженность не является текущей, взыскание которой производится в бесспорном порядке, а поэтому подлежат удовлетворению требования заявителя и в части обязания Инспекции возвратить списанную по инкассовому поручению № 7912 сумму 3 552 руб.
Равным образом указанное выше относится к инкассовому поручению от 24.12.2008 № 7917, направленному на исполнение в банк, на взыскание пени в размере 628 110 руб. за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог, поскольку, с 01.01.2005 признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», которым были определены плательщики налога на пользователей автодорог», ставка налога, получатель указанного налога, а поэтому требования заявителя в части признания незаконными действий Инспекции по направлению в банк инкассового поручения от 24.12.2008 № 7917 являются обоснованными.
Признаются обоснованными требования рыболовецкого колхоза по признанию незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7899-7911, 7914-7916, 7918-7924, 7941 и обязании налогового органа возвратить списанные по инкассовым поручениям №№ 7899-7902, 7904-7909, 7914-7916, 7924 денежные средства по следующим основаниям.
По инкассовым поручениям № 7900,7901 взысканы пени и земельный налог по обязательствам возникшим до 1 января 2006 года, № 7904 – пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, т.е. на задолженность, которая не является текущей в силу положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве.
По инкассовым поручениям на взыскание пени, начисленной по лесным податям, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, платежам за добычу подземных вод, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, по целевым сборам на содержание милиции, на благоустройство за № 7899, 7902, 7903, 7905 – 7909, 7911, 7914 - 7916, 7924 не представлены расчеты пени, в связи с чем невозможно установить на задолженность какого периода начислялись указанные в них пени.
Не представлены налоговые декларации на недоимку по НДС в сумме 11 320 904 руб., по ЕСН в сумме 14 136 руб. (инкассовые поручения № 7910, 7908), на недоимку в сумме 248 261 руб. (инкассовое поручение № 7941) не представлено по инкассовому поручению № 7941 и требование на уплату налога и решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Инкассовые поручения от 24.12.2008 №№ 7918 – 7923 выставлены на взыскание с должника недоимок и пеней, причем в требовании № 234 от 24.01.2008 на уплату налога, сбора, пеней, штрафа, во исполнение которого принято решение № 232 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках», указано, что предъявлена к взысканию недоимка, на которую начисляются пени, по следующим видам налогов, сборов: "недоимка, пени и штрафы по взносам в Гос; недоимка, пени и штрафы по взносам в Пен, недоимка, пени и штрафы по взносам в Фон", при этом расчет пени, начисляемых на задолженность не представлены.
Обоснованность доводов заявителя в этой части подтверждается также отзывом налоговым органом 15.01.2009 из Хабаровского филиала «Банка Москвы» без исполнения инкассовых поручений от 24.12.2008 №№ 7913, 7917 – 7923,7941.
Вместе с тем, подлежат отклонению требования заявителя в части признания незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассового поручения от 24.12.2008 № 7937 на взыскание недоимки по НДС в сумме 37 848 руб.
Из представленной инспекцией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость усматривается, что НДС, указанный в инкассовом поручении от 24.12.2008 № 7937, является текущей задолженностью, возникшей с даты введения процедуры наблюдения до признания должника банкротом (НДС за 2007 год).
Пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 разъяснено, что текущие требования налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Названными статьями определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» пункт 3 статьи 47 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, с 01.01.2007 инкассовое поручение должно быть выставлено в пределах срока, установленного в абзаце третьем пункта 1статьи 47 НК РФ о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации (в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
Как следует из материалов дела, оспариваемое инкассовое поручение № 7937 на взыскание с должника НДС в сумме 378 481 руб. направлено в банк 24.12.2008, т.е. в пределах годичного срока, исчисляемого требованием № 1748 от 22.04.2008 на исполнение требования (до 12.05.2008). Месячный срок направления в банк инкассового поручения установленного в пункте 4 статьи 46 НК РФ, исчисляемого со дня принятия решения, налоговым органом пропущен, однако указанный срок носит процедурный (организационный) характер, и правовых последствий его нарушения Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 197 – 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Рыболовецким колхозом имени Вострецова удовлетворить в части.
Признать незаконными действия Межрайонной ИНФС России № 3 по Хабаровскому краю по направлению в банк инкассовых поручений от 24.12.2008 № 7891 – 7936, 7938, 7939, 7941.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю произвести возврат Рыболовецкому колхозу имени Вострецова списанных по инкассовым поручениям от 24.12.2008 №№ 7926, 7930, 7897, 7895, 7933, 7927, 7915, 7925, 7896, 7899, 7893, 7892, 7935, 7916, 7934, 7900, 7924, 7907, 7914, 7928, 7912, 7904,7898, 7891, 7901, 7902, 7931, 7908, 7934, 7906, 7929, 7938, 7905, 7409, 7894, 7939, денежные средства в сумме 619 386 руб. 16 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.С. Савочкина