ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1790/2010 от 05.04.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-1790/2010

«05» апреля 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е. В. Зимина,

при ведении протокола председательствующим

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдела по Северной территориальной зоне оперативно-розыскной части по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ ОПГ УВД по Хабаровскому краю

о привлечении ООО «Румавис» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явились;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – директор ФИО1, решение № 2 от 29.06.2009 г., паспорт <...>.

Сущность дела: Отдел по Северной территориальной зоне оперативно-розыскной части по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ ОПГ УВД по Хабаровскому краю обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Румавис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, в заседании суда возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.  Суд рассмотрел спор, в порядке ст. 156 АПК РФ без его участия.

СУД УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Румавис» (далее – ООО «Румавис», Общество) зарегистрировано 23.06.2009 г. ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре за основным государственным регистрационным номером 1092703002094.

Сотрудниками Отдела по СТЗ ОРЧ по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ ОПД УВД по Хабаровскому краю на основании заявления руководителя Дальневосточного Окружного Управления Геодезии и Картографии ФИО2 (КУСП № 3217 от 27.01.2010 г.) проведена проверка деятельности ООО «Румавис» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В ходе проверки установлено, что в период с июня 2009 г. по декабрь 2009 г. ООО «Румавис» подготовило и отпечатало в типографии ЗАО «ЛИТ» г. Владивосток атлас г. Комсомольска-на-Амуре тиражом 1100 экземпляров без специального разрешения (лицензии).

16.02.2010 г. оперуполномоченным отдела по СТЗ ОРЧ по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ ОПД УВД по Хабаровскому краю ФИО3 по результатам проверки в присутствии директора ООО «Румавис» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, по признакам ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, заявителем материалы проверки направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российский Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п.п. 43 п.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» негосударственная (частная) картографическая деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения; картографическая деятельность - это научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области картографии; картографические работы - процесс создания картографических продукции, материалов и данных.

В силу статьи 3 Закона картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя картографические работы федерального назначения (результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение) и специального (отраслевого) назначения (необходимость их проведения определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц).

Картографические работы специального (отраслевого) назначения включают в себя: создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ; создание и ведение географических информационных систем специального назначения; создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов; геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2004 г. № 726 установлено, что принадлежащим Российской Федерации исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии распоряжаются от имени Российской Федерации в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками по государственным контрактам на разработку, изготовление и поставку геодезической, картографической и топографической продукции для федеральных государственных нужд, в порядке, определенном актами Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с использованием результатов научно-технической деятельности и других объектов интеллектуальной собственности, и другими актами законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности; представительство интересов Российской Федерации по делам, связанным с рассмотрением вопросов об исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, осуществляется в установленном порядке указанными федеральными органами исполнительной власти; передача хозяйствующим субъектам принадлежащего Российской Федерации исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии осуществляется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками геодезических и картографических работ в установленной сфере деятельности на основании гражданско-правового договора в соответствии с законодательством Российской Федерации; исключительное право Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, входящие в состав государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, не подлежит приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.

Факт осуществления ООО «Румавис» картографической деятельности установлен в судебном заседании, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 16.02.2010 г., материалами проверки КУСП № 3217 от 27.01.2010 г., объяснением директора ФИО1

Несостоятельным является довод лица, привлекаемого к ответственности об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с заключением с ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» лицензионного договора.

Так согласно положению «О лицензированию картографической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006 г. Лицензирование картографической деятельности осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии (далее - лицензирующий орган), при этом в части, касающейся создания карт и производства гидрографических работ в целях обеспечения работы авиации и безопасности общего мореплавания, картографирования Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана, в том числе создания топографических и морских карт, - по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

3. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении картографической деятельности, являются:

а) соблюдение порядка организации картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии";

б) использование ранее созданных субъектами картографической деятельности картографических материалов и данных при выполнении картографических работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О геодезии и картографии";

в) безвозмездная передача одного экземпляра копий созданных картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О геодезии и картографии";

г) соблюдение правил использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование картографических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О геодезии и картографии";

д) отображение на создаваемых картографических материалах нормализованных наименований географических объектов в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов";

е) отображение в издаваемых (составляемых) картографических материалах выходных сведений в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами.

Таким образом, невыполнение организацией, занимающейся созданием картографической продукции, соблюдения порядка организации картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О геодезии и картографии"; неиспользование ранее созданных субъектами картографической деятельности картографических материалов и данных при выполнении картографических работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О геодезии и картографии"; невыполнение безвозмездной передачи одного экземпляра копий созданных картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О геодезии и картографии"; невыполнение отображения на создаваемых картографических материалах нормализованных наименований географических объектов в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов", а также неотображение в издаваемых (составляемых) картографических материалах выходных сведений в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, считаются грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении картографической деятельности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Румавис» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.

Однако, объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, являются общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).

В данном случае, из существа вмененного административным органом Обществу нарушения, осуществление картографической деятельности без специального разрешения (лицензии) непосредственно не посягает на права и законные интересы потребителей, авторские и смежные права.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде - 05.04.2010 г. – двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, поскольку факт административного правонарушения был установлен органом, составившим протокол, 02.02.2010 г. (первоначальные объяснения директора ФИО1 в рамках проводимой проверки, где последний сообщил административному органу от отсутствии у Общества лицензии при создании атласа города).

Согласно п. 6 ст. 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст. 4.5 Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 4.5, ч.2 ст. 14.1, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ, ст.ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Отдела по Северной территориальной зоне оперативно-розыскной части по борьбе с коррупцией и подрыву экономических основ ОПГ УВД по Хабаровскому краю о привлечении ООО «Румавис» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е. В. Зимин