ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17974/15 от 29.03.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-17974/2015

31 марта 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2016, в полном объеме решение изготовлено 31.03.2016.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи   А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании заявление Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.11.2015 № 78

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Земницкий В.А., действующий по доверенности от 27.112015 № 721/2015;

от административного органа: Власкина О.Н., действующая по доверенности от 09.01.2014 № 5/2.

Сущность дела: Публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк»  (далее – ПАО  «Примсоцбанк», банк, общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2015 № 78  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства представитель банка настаивал на заявленных требованиях, считает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласилась, считает, что факт вменяемого правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В судебном заседании осуществлялся просмотр рекламного ролика.

Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 26.11.2015 Управлением отслежена наружная реклама  ПАО  «Примсоцбанк», распространяемая на цифровом билборде, расположенном  в г. Хабаровске на пересечении улиц Пушкина-Ленина (хронометраж 5 секунд), следующего содержания:

крупным шрифтом:

«до 11,6% годовых. Вклад «Золотая осень» тел. 42-52-52, www.pskb.com.Примсоцбанк»;

мелким шрифтом:

«Сумма первоначального взноса – 10 000 руб., процентная ставка – 11,0% годовых – на срок 181 день, 11,2% годовых – на срок 270дней; капитализация – ежемесячно, пополнение – в течение первых 90 дней (для вклада 181 день), в течение первых 180 дней (для вклада на срок 270 дней), расходование средств – только начисленные проценты. Вклад не пролонгируется. ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк. Ген. Лицензия ЦБ РФ № 2733. Эффективная процентная ставка».

Срок распространения рекламы с 26.10.2015 по 30.11.2015 (каждые 40 секунд, 1728 выходов в сутки).

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «Примсоцбанк» извещено определением от 05.11.2015. Определение получено обществом по юридическому адресу 16.11.2015.

26.11.2015 в отношении ПАО «Примсоцбанк»был составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя банка Земницкого В.А., действующего по доверенности от 10.11.2015 № 698/2015.

26.11.2015 руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление № 78 о привлечении ПАО «Примсоцбанк» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100000 рублей.

Несогласие заявителя с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 установлено, что

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствие с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу, начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

Судом установлено, что  26.11.2015 административным органом отслежена наружная реклама  ПАО  «Примсоцбанк», распространяемая на цифровом билборде, расположенном  в г. Хабаровске на пересечении улиц Пушкина-Ленина (хронометраж 5 секунд), следующего содержания:

крупным шрифтом:

«до 11,6% годовых. Вклад «Золотая осень» тел. 42-52-52, www.pskb.com.Примсоцбанк»;

мелким шрифтом:

«Сумма первоначального взноса – 10 000 руб., процентная ставка – 11,0% годовых – на срок 181 день, 11,2% годовых – на срок 270дней; капитализация – ежемесячно, пополнение – в течение первых 90 дней (для вклада 181 день), в течение первых 180 дней (для вклада на срок 270 дней), расходование средств – только начисленные проценты. Вклад не пролонгируется. ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк. Ген. Лицензия ЦБ РФ № 2733. Эффективная процентная ставка».

Таким образом, в распространяемой ПАО  «Примсоцбанк» рекламе вклада «Золотая осень» условие о максимально возможной процентной ставке по вкладу указано крупным шрифтом, а иные условия: о сумме первоначального взноса, сроке, условиях капитализации, возможности пополнения и снятия вклада, возможности пролонгации – мелким  шрифтом,  время демонстрации составляет 5 секунд, что в совокупности не позволяет потребителю воспринять и уяснить все условия банковского вклада.

Спорная реклама является наружной, размещена вдоль проезжей части дорог и направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещение информации на ней мелким шрифтом, демонстрация в течение времени, продолжительность которого не позволяет  воспринять содержание, является формальным исполнением требований Закона о рекламе.

Кроме того, размещение привлекательных для потенциальных потребителей рекламы условия банковских вкладов крупным шрифтом, а условий, являющихся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, мелким, нечитаемым шрифтом, может ввести потребителей рекламы в заблуждение обо всех условиях банковского вклада, привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах.

Также реклама не позволяет определить о какой валюте вклада идет речь, так как указание в ней только одного условия - процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Исходя из вышеизложенного, административным органом правомерно установлено, что реклама вклада распространяемая ПАО  «Примсоцбанк» на цифровом билборде, расположенном в г. Хабаровске на пересечении улиц Пушкина-Ленина не соответствует требованиям, установленным частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», что явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

У суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.11.2015 № 78, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В связи с чем, уплаченная ПАО  «Примсоцбанк» государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2015 № 78 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, отказать.

Возвратить из федерального бюджета Публичному акционерному обществу Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению №36423 от 14.12.2015.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                        А.Г. Калашников