ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-18075/20 от 02.12.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск

дело № А73-18075/2020

09 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2020 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Бондаря С.Д., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Камчатского края,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лан»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

В судебное заседание явились:

от заявителя - Мазуркевич О.В., представитель по доверенности № 41АА 0719943 от 28.08.2020г.;

от административного органа - Злобина М.С., представитель по доверенности № 9/5431 от 21.05.2020г.;

в качестве слушателя присутствует - Грызлова Т.С., личность установлена по паспорту гражданина РФ.

Суд установил: Общества с ограниченной ответственностью «Лан» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «Лан» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Лан» зарегистрировано в качестве юридического, о чем ему присвоен ОГРН-1144177000791, ИНН-4105043672, адрес: 684000, Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Рябикова, д. 51 А, оф. кв. 49.

Елизовской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения действующего законодательства о государственном оборонном заказе установлено, что ООО «Лан» входит в кооперацию ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» в рамках исполнения государственных контрактов от 20.10.2017 № 1718187375782554164000000 и от 20.10.2017 № 1719187375612554164000000 на выполнение строительно-монтажных работ.

В рамках данного государственного контракта ООО «Запсибгазпром-Газификация» заключено с ООО «Лан» два договор с открытием отдельных счетов на оказание услуг по предоставлению питания.

Кроме того, в рамках государственного контракта № 1820187377842554164000000 ООО «КАМСТРОЙТЕХ» заключен договор с ООО «Лан» с открытием отдельного счета на оказание услуг по предоставлению питания.

Вышеуказанные договоры, заключенные с ООО «Лан», в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» относятся к сопровождаемым сделкам и входят в кооперацию головного исполнителя государственных контрактов.

При этом указанные договоры в настоящее время находятся на исполнении и по ним поступают платежи, что подтверждается платежными документами, товарными накладными, выписками с отдельных счетов.

Таким образом, ООО «Лан» является исполнителем, участвующим в поставках продукции (выполнении работ, оказании услуг) по государственному оборонному заказу.

В силу п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» исполнитель ведет раздельный учет результатов финансовой деятельности по каждому контракту.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» раздельный учет результатов финансовой деятельности ООО «Лан» по договорам, заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа, не осуществляется.

Указанное является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

29.10.2019г. заместителем Елизовского городского прокуратура Бляхер А.Л. в отношении генерального директора ООО «Лан» Красильниковой А.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии генерального директора ООО «Лан» Красильниковой А.Н., вручено ей под роспись 29.10.2019г., правонарушение ей признано.

Прокуратурой материалы проверки направлены в Управление ФАС России по Хабаровскому краю для принятия решения.

18.12.2019г. заместителя руководителя Управления ФАС России по Хабаровскому краю Костромеевым Н.Б. в отношении генерального директора ООО «Лан» Красильниковой А.Н. было вынесено постановление от 18.12.2019г. № 221 по делу 027/04/15.37-8662/2019 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Определением от 30.06.2020г. ООО «Лан» было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 22.07.2020г. в 11 часов 30 минут в отношении юридического лица - ООО «Лан», а также о рассмотрении дела об административном правонарушении на 22.07.2020г. в 14 часов 30 минут в отношении юридического лица - ООО «Лан», которое получено генеральным директором ООО «Лан» Красильниковой А.Н. лично – 03.07.2020г.

22.07.2020г. должностным лицом Управления ФАС России по Хабаровскому краю Григорьевой Е.В. в отношении юридического лица - ООО «Лан» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя ООО «Лан», направлен в его адрес сопроводительным письмом от 22.07.2020г. № 9/8431.

22.07.2020г. руководителем Управления ФАС России по Хабаровскому краю Клостер Е.А., в отношении ООО «Лан» вынесено постановление от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Постановление от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 направлено в адрес ООО «Лан», получено им – 18.08.2020г.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество 10.11.2020г. обратилось в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 275 «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ) - сферу его применения составляют отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, данный закон определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Согласно пункту 11 часть 1 статья 10 Закона № 275-ФЗ - Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления исполнителем раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.

В силу пунктов 16 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ - исполнитель ведет раздельный учет результатов хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ - Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 22.07.2020г. руководителем Управления ФАС России по Хабаровскому краю Клостер Е.А., в отношении ООО «Лан» вынесено постановление от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Постановление от 22.07.2020г. № 115 по делу 027/04/15.37-512/2020 направлено в адрес ООО «Лан», получено им – 18.08.2020г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела, а также подтверждено Обществом в заявлении и в судебном заседании.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что ООО «Лан» пропущен десятидневный срок для обжалования постановления в Арбитражный суд с учетом положений п. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 3 ст. 30.1. КоАП РФ.

В силу статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ процессуальные действия совершаются в срок, установленный АПК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ - заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Аналогичное положение содержится также в частях 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004г. № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ - процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5, срок вступления в законную силу постановления административного органа определяется по истечении десяти дней после даты поступления (возврата) заказного почтового отправления административному органу.

Как указано ранее, обжалуемое постановление получено ООО «Лан» 18.08.2020г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела, а также подтверждено Обществом в заявлении и в судебном заседании.

В рассматриваемом случае, с 18.08.2020г. у заявителя имелось десять дней для обжалования постановления в судебном порядке (часть 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ), при этом в данный срок, по правилам части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не включаются нерабочие дни. В течение указанного срока в суд с заявлением не обратилось.

Заявление поступило в Арбитражный суд - 10.11.2020г., то есть с пропуском установленного срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Суд приходит к выводу, что срок на обжалование постановления пропущен Обществом без уважительных причин, поскольку ООО «Лан» является юридическим лицом, в обжалуемом постановлении указан порядок обжалования постановления.

С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5, мотивированное ходатайство ООО «Лан» о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Пропуск указанного срока и отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства о его восстановлении являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, заявленные требования ООО «Лан» удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ ООО «Лан» из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 3000 руб., поскольку в соответствии со ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 110-112, 115, 117, 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Лан» (ИНН-4105043672, адрес: Камчатский край, г. Елизово, ул. Рябикова, д. 51 А, оф. кв. 49) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. излишне уплаченную по чек - ордеру № 239 от 09.11.2020г.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко