ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-18104/19 от 26.12.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                         дело № А73-18104/2019

10 января 2020 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 26.12.2019.

В полном объеме решение было изготовлено судом 10.01.2020.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)

о  признании недействительным предупреждения от 26.08.2019 №8/8139,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Торф ДВ», Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

При участии:

От заявителя - ФИО1 по доверенности от 24.12.2018 №12.3.19-32637, представлен диплом;

От Хабаровского УФАС России - ФИО2 по доверенности от 26.11.2019 № 5/12052, представлен диплом;

От Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – ФИО3 по доверенности от 14.05.2019 № 16, представлен диплом;

От ООО «Торф ДВ» - не явились;

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.12.2019 по 26.12.2019.

Предмет спора:

Правительство Хабаровского края (далее – Правительство края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 26.08.2019 № 8/8139.    

Определением суда от 22.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Торф ДВ» (далее – ООО «Торф ДВ», Общество).

Определением суда от 26.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края).

В судебном заседании представитель Правительства края требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании требования Правительства края не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края в судебном заседании требования Правительства края поддержал по основаниям, изложенным в отзыве.

ООО «Торф ДВ» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования Правительства края не признало. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

У С Т А Н О В И Л:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Торф ДВ» (вх. от 12.07.2019) на действия Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство природных ресурсов края) при проведении открытого аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское» (извещение № 200519/3770462/01). В жалобе Общество указало, что Министерство природных ресурсов края незаконно приняло решение об отмене проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское». 

При рассмотрении жалобы ООО «Торф ДВ» антимонопольный орган установил, что Министерство природных ресурсов края отменило данный аукцион в соответствии с подпунктом 3 пункта 10.1 Порядка и условий проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское», утвержденным и.о. Министра природных ресурсов Хабаровского края ФИО4, на основании пункта 1 Распоряжения Губернатора Хабаровского края от 21.06.2019 № 317-р «Об организационно-штатных вопросах», в связи с передачей Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края полномочий Министерства природных ресурсов края в сфере предоставления и лицензирования общераспространенных полезных ископаемых.

Сведения об отмене данного аукциона размещены Министерством природных ресурсов края на официальном сайте www.torgi.gov.ru  06.07.2019. Также Министерство 05.06.2019 направило участнику аукциона уведомление об его отмене (за 6 дней до даты проведения аукциона).

Решением Хабаровского УФАС России от 19.07.2019 по делу №027/01/18.1-554/2019 жалоба ООО «Торф ДВ» на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов края при проведении открытого аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское» (извещение № 200519/3770462/01) была признана необоснованной.

Впоследствии ООО «Торф ДВ» обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой (вх. от 29.07.2019) на бездействие Правительства края по непроведению открытого аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское» в районе им. Лазо Хабаровского края.

В данной жалобе Общество указало, что заявка ООО «Торф ДВ» на участие в открытом аукционе на право пользования участком недр местного значения, направленная в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, письмом от 23.07.2019 № 04.1-20-16886 была передана для рассмотрения в Министерство природных ресурсов края. По состоянию на 29.07.2019 ни одним из органов власти заявка  ООО «Торф ДВ» на участие в аукционе не рассмотрена, аукцион не проведен.  

По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы ООО «Торф ДВ» Хабаровское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Правительства края признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в непроведении аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское», что лишило потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу и привело к ограничению конкуренции.

На основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Хабаровское УФАС России выдало Правительству края предупреждение от 26.08.2019 № 8/8139 о необходимости прекращения указанного нарушения в срок до 23.09.2019 путем проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское».

Не согласившись с предупреждением от 26.08.2019 № 8/8139, Правительство края обратилось с рассматриваемым заявлением в  арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ  обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предупреждение должно содержать:

1) выводы о наличии оснований для его выдачи;

2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение;

3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также разумный срок их выполнения.

В пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, разъяснено, что судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов, должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Согласно оспариваемому предупреждению Хабаровского УФАС России от 26.08.2019 № 8/8139, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразились в непроведении Правительством края аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское», что лишило потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу и привело к ограничению конкуренции.

В соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участком недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно статье 13.1 Закона о недрах принятие решений о прове­дении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, содержа­щих месторождение общераспространенных полезных ископаемых, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государствен­ной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает,  что проведение аукциона на право пользования участком недр местного значения осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в данном случае является Прави­тельство Хабаровского края.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отно­шений недропользования, определенных Законом о недрах, на основании Закона Хабаровского края от 30.03.2005 № 267 «О порядке пользования участками недр местного значения», проведение аукционов на право пользования участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края - Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края. 

Так, Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 327-пр «О внесении изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр «Об утверждении Положения о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края» (далее - Постановление Правительства края от 15.08.2019 № 327-пр), в соответствии с Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21.06.2019 № 317-р «Об организационно-штатных вопросах» в Положение о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края внесены изменения, согласно которым Управление является правопреемником Министерства природных ресурсов края в части полномочий в области использования и охраны участков недр местного значения, в том числе по правам и обязательствам, возникшим на основании решений судов и в результате производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктом 3.1.10[1].5 пункта 3.1 Положения о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края (в редакции Постановления Правительства края от 15.08.2019 № 327-пр) Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края осуществляет полномочия по обеспечению организации и проведению аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, утвержденный Правительством края, для разведки и добычи    общераспространенных    полезных    ископаемых    или    для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Постановление Правительства края от 15.08.2019 № 327-пр опубликовано на официальном Интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 16.08.2019.

С учетом положений Закона Хабаровского края от 31.07.2002 № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» Постановление Правительства края от 15.08.2019 № 327-пр вступило в  силу 17.08.2019.

Таким образом, на дату выдачи Правительству края оспариваемого предупреждения – 26.08.2019 уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению организации и проведения аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения являлось Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края.

Таким образом, в данном случае предупреждение от 26.08.2019 №8/8139 выдано ненадлежащему лицу.

Выдавая Правительству края преду­преждение о необходимости проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа, антимонопольный орган не установил, входит ли в компетенцию Правительства края проведение такого аукциона.

При этом, поскольку Правительство края не является уполномоченным органом ис­полнительной власти края по обеспечению организации и проведения аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения, в компетенцию Правительства края проведение такого аукциона не входит, оно было лишено возможности исполнить преду­преждение Хабаровского УФАС России - провести аукцион на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское».

Доводы Хабаровского УФАС России о том, что Правительство края исполнило предупреждение от 26.08.2019, о чем свидетельствует письмо от 20.09.2019 № 12.3-43-20936, суд отклоняет, поскольку в данном случае аукцион на право пользования участком недр местного значения был проведен Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края (извещение от 19.09.2019 №190919/37735905/01), на что и было указано в письме Правительства края от 20.09.2019 № 12.3-43-20936.

При этом Правительство края, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края и Министерство природных ресурсов края являются самостоятельными юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений (часть 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 36 Устава Хабаровского края, пункт 1.4 Положения о Главном управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, пункт 1.5 Положения о Министерстве природных ресурсов края).

При этом суд считает, что основа­ния, с которыми Закон о защите конкуренции связывает возможность выдачи предупреждения, в данном случае отсутствовали.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции в функции антимоно­польного органа входит обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяй­ствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использова­ния земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из положений указанных норм права следует, что акты указанных органов или их действия (бездействие) в рамках части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, если анти­монопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкурен­ции.

Таким образом, квалификация таких актов органов власти, действий (бездействия) в качестве нарушения указанной нормы права допускается лишь при условии, что они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установлен­ный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распро­страняется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отно­шений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 4 статьи 7 Закона о защите конкуренции). 

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изме­нениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от са­мостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъ­екта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздей­ствовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

- установление органами государственной власти, органами местного са­моуправления, организациями, участвующими в предоставлении государствен­ных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг тре­бований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации.

В данном случае вменяемые антимонопольным органом в вину Правительству края действия (бездей­ствие) не содержат признаков нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке (пункт 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

В соответствии со статьей 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом.

В данном случае непроведение аукциона на право пользования участком недр местного значения не создало ограничения конкуренции, поскольку аукцион еще не состоялся, в связи с чем, все хозяйствующие субъекты находятся в равном положении, без создания кому-либо из хозяйствующих субъектов преимуществ органами исполнительной власти края.

То обстоятельство, что ООО «Торф ДВ» не реализовало в определенный период свое право на участие в аукционе на право получения участка недр, также не свидетельствует о наличии в действиях (бездействии)  Правительства края признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 4 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, как установлено судом, как для участия в аукционе, проведенном Министерством природных ресурсов края, так и для участия в аукционе, проведенном Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, заявка была подана только одним участником - ООО «Торф ДВ», другие хозяйствующие субъекты заявки на участие в аукционе не подавали.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что конкуренции при проведении двух аукционов не было, в связи с чем, конкуренция не могла быть нарушена.

Правомерность отмены Министерством природных ресурсов края аук­циона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи торфа на участке Пл-Т1 месторождения торфа «Бичевское» подтверждена решением Хабаровского УФАС России от 19.07.2019 по делу № 027/01/18.1-554/2019.

Таким образом, антимонопольным органом не представлено доказа­тельств, подтверждающих наличие указанных в статье 4 Закона о защите конкуренции признаков ограничения конкуренции, а также причинно-след­ственной связи между такими последствиями и действиями (бездействием) Правительства края.

В части доводов Хабаровского УФАС России о том, что Правительством края не предприняты действия, направленные на реализацию положения распоряжения Губернатора Хабаровского края от 21.06.2019 № 317-р, без указания сроков по передаче полномочий из Министерства природных ресурсов края в Главное управле­ние регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, суд приходит к следующему.

В соответствии с Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21.06.2019 № 317-р «Об организационно-штатных вопросах» (далее – Распоряжение № 317-р) полномочия Министерства природных ресурсов края в сфере предоставления и лицензирования общераспространенных полезных ископаемых были переданы Главному управле­нию регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края.

Как указано в пункте 4 Распоряжения № 317-р, начальнику Главного управ­ления, исполняющему обязанности министра природных ресурсов края в уста­новленном порядке необходимо:

предоставить на утверждение изменения в положения о воз­главляемых органах исполнительной власти края;

провести необходимые ор­ганизационно-штатные мероприятия.

Таким образом, в Распоряжении № 317-р указано на необходимость осуществления Главным управле­нием регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края и Министерством природных ресурсов края действий, направленных на передачу полномочий в сфере предоставления и лицензирования общераспространенных полезных ископаемых.

Как было указано выше, Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 327-пр «О внесении изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр «Об утверждении Положения о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края» в Положение о Главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края внесены изменения, согласно которым Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края переданы полномочия по обеспечению организации и проведению аукционов на предоставление права пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, утвержденный Правительством края, для разведки и добычи    общераспространенных    полезных    ископаемых    или    для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Данное Постановление вступило в  силу 17.08.2019.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.09.2019 №344-пр «О внесении изменений в Положение о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденное Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 марта 2019 № 106-пр, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края» в Положение о Министерстве внесены изменения, исключившие из сферы его компетенции полномочия в области использования и охраны участков недр местного значения. Данное Постановление опубликовано на официальном Интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 03.09.2019, следовательно, вступило в силу 04.09.2019.

Вследствие этого, доводы Хабаровского УФАС России о том, что Правительством края не были предприняты действия, направленные на    реализацию положений Распоряжения Губернатора края от 21.06.2019 №317-р без указания сроков по передаче полномочий из Министерства природных ресурсов края в Главное управле­ние регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, суд отклоняет как неосновательные. 

Кроме того, как следует из оспариваемого предупреждения, Правительству края вменя­ется нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в непрове­дении аукциона на право пользования участком недр местного значения, а не в отсутствии в Распоря­жении № 317-р срока передачи полномочий. 

Вместе с тем, обстоятельства дела не подтверждают факт наличия в действиях Правительства края признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о Защите конкуренции.

Доказательств того, что действия (бездействие) Правительства края привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств,  оспариваемое предупреждение Хабаровского УФАС России от 26.08.2019 №8/8139 подлежит признанию недействительным, а требования Правительства края подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не разрешается, поскольку как Правительство края, так и Хабаровское УФАС России освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).  

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26.08.2019 № 8/8139.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда  было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                         М.А. Барилко