Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск № дела А73-18350/2009
«10» июня 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена «07» июня 2010г.
Мотивированное решение изготовлено «10» июня 2010г.
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Руденко Р.А., ведущего протокол судебного заседания
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
к ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края
о признании недействительными и не подлежащими исполнению требований, решений ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края, а также незаконными действий по включению в справку № 6394 от 18.08.2009г. сумм, начисленных налоговым органом решением за № 06/109 от 24.04.2006г.
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1, паспорт <...>, выдан 24.03.2003г. Верхнебуреинского районного отдела внутренних дел; ФИО2, доверенность № 27 АА398452 от 19.07.2007г.
от ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края: ФИО3, доверенность от 07.06.2010г. № 05-11
Суд установил: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края о признании недействительными и не подлежащими исполнению требований, решений ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края, а также незаконными действий по включению в справку № 6394 от 18.08.2009г. сумм, начисленных налоговым органом решением за № 06/109 от 24.04.2006г.
В судебное заседание 20.01.2010г. от представителя заявителя поступили уточненные требования, согласно которым он просит признать незаконными и не подлежащими исполнению требования ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края о взыскании указанных в справке № 6394 от 18.08.2009г. сумм, а именно: НДФЛ в сумме 26 928 руб. 46 коп., пени в сумме 15 264 руб. 18 коп., штрафа в сумме 5515 руб. 69 коп., ЕСН в сумме 207 руб. 53 коп., пени в сумме 707 руб. 53 коп. и штрафа в сумме 519 руб. 55 коп., штрафные санкции по ЕСН в сумме 11 руб. 03 коп., 187 руб. 53 коп., НДС в сумме 38 582 руб., пени в сумме 29 031 руб. 73 коп., Единый налог, распределяемый по уровням в сумме 152 092 руб. 64 коп., пени в сумме 68 629 руб. 91 коп. и штрафа в сумме 30 418 руб. 53 коп.
В судебное заседание 16.03.2010г. от представителя заявителя поступили уточненные требования, согласно которым он просит:
1. Признать недействительным и не подлежащим исполнению требование ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 931 от 08.10.2009 о взыскании 373 518 руб. 62 коп.
2. Признать недействительным и не подлежащим исполнению требования ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 20260 от 25.11.2009 о взыскании 368 601 руб. 75 коп.
3. Признать не подлежащими исполнению начисленные решением № 06/109 от 24.04.2006г. суммы, указанные в справке за № 6394 от 18.08.2009г., а именно: НДФЛ в сумме 26 928,46 руб., пени в сумме 15 264,18 руб. и штрафа 5 515,69 руб. (всего 47 708,33 руб.); Единый социальный налог в сумме 207,53 руб., пени в сумме 707,53 руб. и штрафную санкцию - 519,55 руб. (всего 1 434,61 руб.); Штрафные санкции по единому социальному налогу в сумме 11,03 руб., 187,53 руб. (всего 198,56 руб.); НДС в сумме 38 582,00 руб., пени в сумме 29 031,73 руб. (всего 67 613,73 руб.); Единый налог, распределяемый по уровням в сумме 152 092,64 руб., пени в сумме 68 629,91 руб. и штрафа в сумме 30 418,53 руб. (всего 251 141,08 руб.). Всего на сумму 368 096 руб. 31 коп.
4. Признать незаконными действия ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края в понуждении уплаты задолженности по налогам (сборам), пеней и штрафных санкциям, начисленных решением налогового органа за № 06/109 от 24.04.2006 г. в связи с истечением срока давности.
5. Обязать налоговый орган прекратить в полном объеме производство по взысканию налогов (сборов), пеней и штрафов, начисленных решением ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 06/109 от 24.04.2006г. о привлечении ФИО1, к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с истечением срока давности и исключить задолженность, вытекающую из этого решения с лицевого счёта.
В судебное заседание 12.04.2010г. от представителя заявителя поступили уточненные требования, согласно которым он просит:
1.Признать недействительным и не подлежащим исполнению требование ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 871 от 16.06.2009 г. о взыскании 374 001,73 руб.
2. Признать недействительным и не подлежащим исполнению требование ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 931 от 08.10.2009 г. о взыскании 373 518,62 руб.
3. Признать недействительным и не подлежащим исполнению требование ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края за № 20260 от 25.11.2009 г. о взыскании 368 601,75 руб.
4. Признать незаконными действия ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края в понуждении уплаты задолженности по налогам (сборам), пеней и штрафных санкций по требованиям за № 871 от 16.06.2009 г., № 931 от 08.10.2009 г. и за № 20260 от 25.11.2009 г., начисленных решением ИФНС № 06/109 от 24.04.2006 г.
5. Признать незаконными действия ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края по включению в справку № 6394 от 18.08.2009г. сумм, начисленных налоговым органом решением за № 06/109 от 24.04.2006г.
6. Признать неподлежащим исполнению решение № 06/109 от 24.04.2006 г. в связи с истечением срока давности.
7. Обязать налоговый орган прекратить в полном объёме производство по взысканию не взысканных налогов (сборов), пеней и штрафных санкций, начисленных решением ИФНС России по Верхнебуреинскому району за № 06/109 от 24.04.2006 года о привлечении меня, ФИО1, к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с невозможностью их взыскания (ст.ст. 46, 47 НК РФ) и истечением сроков давности взыскания и исключить задолженность, вытекающую из этого решения, с лицевого счёта.
В судебное заседание 07.06.2010г. от представителя заявителя поступили уточненные требования, согласно которым он просит суд:
1. Признать незаконными действия ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края по включению в справку № 6394 от 18.08.2009 г. в виде недоплаченных мною начисленных решением № 06/109 от 24.04.2006 г. сумм налогов (сборов), пеней и штрафных санкций, которые признаны не подлежащими исполнению названными выше судебными актами.
2. Признать недействительной справку ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края № 6394 от 28.08.2009 г., как не соответствующую методическим указаниям и приказам Федеральной налоговой службы.
3. Признать не подлежащим исполнению решение № 06/109 от 24.04.2006 г. в связи с истечением всех существующих в Налоговом кодексе РФ сроков давности.
4. Обязать налоговый орган по Верхнебуреинскому району Хабаровского края выдать справку соответствующую приказам и методическим указаниям налогового ведомства РФ с отражением в ней действительной картины по налогам и сборам.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что требования заявлены на основании статей 172, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статей 46, 115 Налогового кодекса РФ.
Считает включение сумм начисленных по решению № 06/109 от 24.04.2006г. в справку расчетов с бюджетом необоснованным, поскольку истекли все возможные сроки для их взыскания. Справка за № 6394 от 18.08.2009 г. не соответствует методическим указаниям по ее заполнению, утверждённой приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 года № ММ-3-19/206@.
Также суду пояснил, что требование заявителя о признании не подлежащим исполнению решения № 06/109 от 24.04.2006г. заявлено в соответствии 172, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На вопросы суда представитель заявителя пояснил, что ранее налоговым органом предпринимались меры для взыскания вышеуказанных сумм в бесспорном порядке, однако решением суда решение и постановление о взыскании за счет денежных средств, а также за счет имущества признаны незаконными.
Оспоренные предпринимателем в суде суммы, включены в качестве долга в лицевой счет предпринимателя, о чем он узнал из ответа ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края от 15.07.2009г. за № 04-29/1037 на письменный запрос за исх. № 88 от 08.07.2009 г.
Для развития деятельности крестьянского хозяйства необходимы денежные средства, предоставляемые Правительством РФ для развития агропромышленного комплекса, но изложенные выше незаконные действия налогового органа препятствуют предпринимателю в выполнении правительственной программы в полном объеме, не позволяют получить кредит в банке. Для получения кредита требуется представление справки расчетов с бюджетом, при наличии непогашенной задолженности кредит не представляется.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в уточненных требованиях от 31.05.2010г. № 108.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ приняты у заявителя уточненные требования от 31.05.2010г. № 108.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзывах на заявление и уточненные требования. Считает, что включение в справку расчетов с бюджетом сумм начисленных по решению № 06/109 от 24.04.2006г. не нарушает права предпринимателя. Справка за № 6394 от 18.08.2009г. соответствует приказу Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 года № ММ-3-19/206@, так как в нем отсутствует указание по отражению информации о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена.
Суду пояснила, что согласно подпункту 10 п. 1 ст.32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Налоговым органом по запросу предпринимателю была выдана справка за № 6394 от 18.08.2009г., в которой указано, что налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате задолженности, пени и штрафов, в том числе и по суммам, начисленным по решению № 06/109 от 24.04.2006г.
Порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Однако данным постановлением и Налоговым кодексом РФ не предусмотрено списание сумм задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края с заявлением, в котором просил выдать справку об отсутствии у него не исполненных перед бюджетом налоговых обязательств.
Налоговым органом была выдана справка за № 6394 от 18.08.2009г., в которой указано, что налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате задолженности, пени и штрафов, в том числе и по суммам, начисленным по решению № 06/109 от 24.04.2006г.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края, выразившихся в выдаче справки, содержащей недостоверные сведения, об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, содержащей достоверные сведения. Предприниматель не согласен с действиями налогового органа, поскольку в справку включены суммы, начисленные по решению № 06/109 от 24.04.2006г., возможность взыскания которых налоговым органом утрачена. Считает справку, выданную налоговым органом, не соответствующей приказу Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 г. № ММ-3-19/206@. Также просит суд признать не подлежащим исполнению решение № 06/109 от 24.04.2006г.
Судом установлено, что 24.04.2006г. ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края по результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение № 06-109 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
Указанным решением предприниматель ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налогов и сборов в виде штрафа в сумме 44 391,89 руб., в том числе: по целевому сбору в сумме 13,20 руб., по НДФЛ в сумме 5 515,69 руб., по НДС в сумме 7 716,40 руб., по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, в сумме 30 418,53 руб., по ЕСН в сумме 728,07 руб. (ФБ- 529,51 руб., ФФОМС- 11,03 руб., ТФОМС- 187,53 руб.); по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС в виде штрафа в сумме 158 186,62 руб., всего сумма налоговых санкций составила 202 578,51 руб.
Кроме того, указанным решением предпринимателю ФИО1 было предложено уплатить не полностью уплаченные налоги и сборы в сумме 221 959,46 руб., в том числе: целевой сбор за 2003г. в сумме 66 руб., НДФЛ от предпринимательской деятельности за 2003г. в сумме 27 578,46 руб., ЕСН за 2003г. в сумме 3 640,36 руб. (ФБ - 2 647,53 руб., ФФОМС - 55,16 руб., ТФОМС- 937,67 руб.), НДС за 3 квартал 2003г. в сумме 38 582 руб., единый налог, уплачиваемый при применении УСН за 2004г. в сумме 152 092,64 руб., а также пени в сумме 44 063,99 руб., в том числе: по целевому сбору в сумме 25,91 руб., по НДФЛ от предпринимательской деятельности в сумме 6 689,03 руб., по ЕСН в сумме 904,27 руб. (ФБ - 657,65 руб., ФФОМС - 13,70 руб., ТФОМС - 232,92 руб.), по НДС в сумме 16 246,88 руб., по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, в сумме 20 197,90 руб.
24.04.2006г. налоговым органом было вынесено решение № 06/109 о взыскании с предпринимателя ФИО1 налоговой санкции в сумме 741,27 руб. в принудительном порядке.
27.04.2006г. Инспекцией на основании решения от 24.04.2006 № 06/109 в адрес предпринимателя ФИО1 были выставлены требования об уплате налогов (сборов), пеней, штрафов: № 421 об уплате в срок до 07.05.2006г. налоговых санкций в сумме 187,53 руб., 529,51 руб.; требование № 422 об уплате в срок до 07.05.2006г. налоговых санкций в сумме 11, 03руб., 13.20 руб., 165 902,60 руб., 30 418,53 руб., 5 515,69 руб.; требование № 4611 об уплате в срок до 07.05.2006г. единого социального налога в сумме 937,67 руб., единого социального налога в сумме 2 647,53 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 232,92 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 657,65 руб.; требование № 4612 об уплате в срок до 07.05.2006г. единого социального налога в сумме 55,16 руб., целевого сбора в сумме 66 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 38 582 руб., единого налога, уплачиваемого при применении УСН, в сумме 152 092,64 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 27 578,46 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 13,70 руб., пени по целевому сбору в сумме 25,91 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 16 246,88 руб., пени по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, в сумме 20 197,90 руб., пени по НДФЛ в сумме 6 689,03 руб.
27.10.2006г. налоговый орган вновь выставил в адрес предпринимателя ФИО1 требования об уплате налогов (сборов), пеней, штрафов: № 6786 об уплате в срок до 06.11.2006г. единого социального налога в сумме 937,67 руб., единого социального налога в сумме 2 647,53 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 657,65 руб.; требование № 6787 об уплате в срок до 06.11.2006г. единого социального налога в сумме 55,16 руб., целевого сбора в сумме 66 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 38 582 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 27 578,46 руб., пени по единому социальному налогу в суме 13,70 руб., пени по целевому сбору в сумме 25,91 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 16 246,88 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 6 689,03 руб.; требование № 6788 об уплате в срок до 06.11.2006г. единого налога, уплачиваемого при применении УСН, в сумме 152092,64 руб., пени по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, в сумме 20 197,90 руб.; требование № 751 об уплате в срок до 06.11.2006г. налоговых санкций в сумме 11,03 руб., 13,20 руб., 165 902,60 руб., 30 418,53 руб., 5 515,69 руб.; требование № 750 об уплате в срок до 06.11.2006г. налоговых санкций в сумме 187,53 руб., 529,51 руб.
При этом в направленных требованиях налоговый орган указал, что поскольку после выставления указанных требований обязанность предпринимателя ФИО1 по уплате налогов, пеней и налоговых санкций изменилась, требования №№ 4611, 4612,422,421 по состоянию на 27.04.2006г. отзываются.
Неисполнение в установленный срок требований №№ 6786, 6787, 6788, 751, 750 по состоянию на 27.10.2006г. явилось основанием для принятия налоговым органом 14.11.2006г. решения № 661 о взыскании налогов (сборов) в сумме 152 092,64 руб., пени в сумме 20 197,90 руб., а всего в сумме 172 290,54 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 6788 по состоянию на 27.10.2006г., решении № 662 о взыскании налогов (сборов) в сумме 3 585,20 руб., пени в сумме 890,57 руб., а всего в сумме 4 475,77 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 6786 по состоянию на 27.10.2006г., решения № 663 о взыскании налога (сборов) в сумме 66 281,62 руб., пени в сумме 22 975,52 руб., а всего в сумме 89 257,14 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 6787 по состоянию на 27.10.2006г., решения № 664 о взыскании налоговой санкции в сумме 24,23 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 751 по состоянию на 27.10.2006г., решения № 665 о взыскании налоговой санкции в сумме 717,04 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании № 750 по состоянию на 27.10.2006г.
На основании вышеуказанных решений 14.11.2006г. на расчетный счет предпринимателя ФИО1 в банке Инспекцией были выставлены инкассовые поручения №№ 2888, 2889,2890, 2891, 2892, 2893, 2896, 2898, 2899, 2900, 2901, 2902, 2903, 2907, 2908 на списание в бесспорном порядке налогов (сборов), пени, штрафов, помещенные в картотеку.
23.11.2006г. в адрес предпринимателя ФИО1 налоговым органом было выставлено требование № 7264 об уплате пени в сумме 6 697,02 руб. по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН.
16.12.2006г. Инспекция в адрес налогоплательщика направила единое требование № 21447 об уплате налогов в сумме 221 959,46 руб., пеней в сумме 50761,01 руб., штрафов в сумме 202 578,09 руб., которые ранее уже предлагались к уплате требованиями №№ 421, 422, 4611, 4612 по состоянию на 27.04.2006г., а также требованиями №№ 6786, 6787, 6788, 751, 750 по состоянию на 27.10.2006г., и требованием № 7264 по состоянию на 23.11.2006г.
16.12.2006г. Инспекцией было принято решение № 108/8919 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика (налогового агента-организации), индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании № 21447 по состоянию на 16.12.2006г., №№ 750, 751, 6786, 6787, 6788 по состоянию на 27.10.2006г., №7264 по состоянию на 23.11.2006г. в размере неуплаченных налогов (сборов) в сумме 221 959,46руб., пеней в сумме 50 761,01 руб., штрафов в сумме 741,27 руб., а всего в сумме 273 461,74 руб.
На основании вышеуказанного решения 16.12.2006г. налоговым органом было вынесено постановление № 104 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика (налогового агента-организации), индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании № 21447 по состоянию на 16.12.2006г., №№ 750, 751, 6786, 6787, 6788 по состоянию на 27.10.2006г., № 7264 по состоянию на 23.11.2006г. в размере неуплаченных налогов (сборов) в сумме 221 959,46 руб., пеней в сумме 50 761,01 руб., штрафов в сумме 741,27 руб., а всего в сумме 273 461,74 руб.
22.12.2006г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Верхнебуреинскому району на основании постановления № 104 от 16.12.2006г. было возбуждено исполнительное производство № 11218 на взыскание с предпринимателя ФИО1 задолженности по налогам (сборам), пени, штрафам в сумме 273 461,74 руб.
Не согласившись с принятыми Инспекцией решениями от 24.04.2006г. № 06-109, от 16.12.2006г. № 108/8919, постановлением от 16.12.2006 № 104, налогоплательщик обратился в суд с заявлениями об оспаривании указанных ненормативных актов налогового органа.
Требования Предпринимателя были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Хабаровского края по делам: № А73-3503/2007-23, № А73-11070/2006-63, № А73-5571/2007-16, № А73-2941/2008-92, № А73-6394/2009, № А73-14281/2009.
Решением суда от 05.06.2007г. № А73-3503/2007-23 предпринимателю было отказано в признании недействительным решения налогового органа № 06/109 от 24.04.2006г. в связи с пропуском срока.
По результатам рассмотрения дела № А73-11070/2006-63 решением суда от 21.01.2008г. с предпринимателя был взыскан штраф в сумме 201 837 руб. 24 коп.
Согласно базе АИС судопроизводства 24.04.2008г. на взыскание указанной суммы выдан исполнительный лист.
Указанное решение было отменено Постановлением ФАС ДВО от 05.09.2008г. № Ф03-А73/08-2/2803 в части взыскания налоговых санкций в сумме 165 903 руб. 02 коп. в остальной части, а именно в части взыскания штрафа 35 934 руб. 22 коп. решение суда оставлено без изменения (201 837 руб. 24 коп. - 165 903 руб. 02 коп. = 35 934 руб. 22 коп.).
В своем постановлении от 05.09.2008г. № Ф03-А73/08-2/2803 суд кассационной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции в части доначисления НДФЛ в сумме 27 578 руб. и привлечения предпринимателя ФИО1 к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 5 515 руб. 69 коп., а также в части привлечения предпринимателя ФИО1 к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 30 418 руб. 53 коп. за несвоевременную уплату Единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.07.2008г. по делу № А73-2941/2008-92, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2009г., решение налогового органа № 108/8919 о бесспорном взыскании указанных в нем денежных средств было отменено, в связи с пропуском Инспекцией срока на вынесение решения.
Требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в применении УСН ввиду деятельности заявителя за 2003, 2004 гг. налоговые периоды по результатам налоговой проверки в период с конца 2005г. по март 2006г. были рассмотрены арбитражным судом по делам № А73-6394/2009, № А73-14281/2009.
Определением арбитражного суда от 10.08.2009г. по делу № А73-6394/2009 производство по делу было прекращено в связи с отказом заявителя от требований.
Решением суда от 13.11.2009г. по делу № А73-14281/2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции 09.02.2010, в удовлетворении требования индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС по Верхнебуреинскому району Хабаровского края № 06/109 от 24.04.2006г. было отказано.
В связи с неуплатой Предпринимателем в полном объеме, а также утратой налоговым органом возможности на взыскание в бесспорном порядке начисленных по решению от 24.04.2006 № 06-109 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» налогов, пени, штрафов, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с Предпринимателя налогов, пени, штрафов. С учетом уточненных требований инспекция просила суд взыскать с предпринимателя налоги, пени, штрафы в общей сумме 262 668 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.05.2010г. по делу № А73-1058/2010 в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя ФИО1 налогов, пени, штрафов начисленных по решению от 24.04.2006 № 06-109 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в общей сумме 262 668 руб. 19 коп. отказано за истечением сроков давности.
Учитывая состоявшиеся судебные акты, с предпринимателя ФИО1 взысканы в судебном порядке по решению от 24.04.2006г. № 06-109 штрафные санкции в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 35 934 руб. 22 коп., из них: 5 515 руб. 69 коп. – за несвоевременную уплату НДФЛ, 30 418 руб. 53 коп. – за несвоевременную уплату Единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения (решение суда № А73-11070/2006-63 от 21.01.2008г., оставленное без изменения в части Постановлением ФАС ДВО от 05.09.2008г. № Ф03-А73/08-2/2803).
Указанные суммы штрафных санкций отражены справке расчетов с бюджетом, в Карточке расчетов с бюджетом.
Оставшиеся суммы, начисленные по решению от 24.04.2006г. № 06-109 судебными актами признаны безнадежными ко взысканию, как в бесспорном порядке, так в судебном порядке.
Указанные суммы отражены в справке расчетов с бюджетом без отражения информации об утрате возможности для их взыскания.
В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуально кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Порядок списания задолженности по налогам и сборам, а также пеням урегулирован статьей 59 Налогового кодекса РФ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Постановлением Правительства ПФ № 100 от 12 февраля 2001г. предусмотрен порядок списания задолженности безнадежной ко взысканию.
В соответствии с указанным постановлением признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно статье 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Порядок списания сумм недоимки и задолженности определен Налоговым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ, а так же законодательными актами субъектов РФ.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Выводы суда основываются на правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 18.03.2003г. № 8156/02, от 11.05.2005г. № 16507/04, № 4381/09 от 01.09.2009г., Постановлениях ФАС ДВО от 19.11.2009г. № Ф03-6239/2009, от 23.11.2009г. № Ф03-4117/2009.
Согласно ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009г. № 4381/09 неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 г. № ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
При таких обстоятельствах, выдавая заявителю справку № 6394 от 18.08.2009г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, налоговому органу следовало указать на невозможность взыскания этого долга в принудительном порядке.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с чем, суд считает действия ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края в части включения в справку № 6394 от 18.08.2009г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, сумм начисленных по решению № 06/109 от 24.04.2006г. без указания информации об утрате инспекцией права и возможности на взыскание недоимки, пени и штрафов, являются незаконными и не соответствующими ст. 32, 46 Налогового кодекса РФ и нарушающими права предпринимателя.
На основании ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ также подлежат удовлетворению требования предпринимателя в части обязания налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем выдачи предпринимателю справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, содержащую достоверные сведения.
Что касается требований предпринимателя ФИО1 о признании недействительной справки № 6394 от 18.08.2009г., как не соответствующей приказу Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 г. № ММ-3-19/206@, суд считает данные требования необоснованными.
В судебном заседании исследовалась справка № 6394 от 18.08.2009г., суд делает вывод о том, что она соответствует Приказу Федеральной налоговой службы от 23.05.2005г. № ММ-3-19/206@, так как оформлена согласно утвержденной форме Приложение № 1 к названному приказу и в соответствии с методическими указаниями по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций Приложение № 2 к названному приказу. Справка сформирована с помощью программных средств налогового органа.
Также не подлежат удовлетворению требования предпринимателя в части признания не подлежащим исполнению решения № 06/109 от 24.04.2006г.
В соответствии со ст. 172 Арбитражного процессуального кодекса РФ при удовлетворении требования относительно спора о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает наименование, номер, дату выдачи документа, не подлежащего исполнению, и денежную сумму, не подлежащую списанию.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» к исполнительным документам относятся:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены ст. 13 Закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве».
Учитывая требования, предъявляемые к исполнительным документам, суд делает вывод, что решение ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края № 06/109 от 24.04.2006г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» не является исполнительным документом, который может быть признан не подлежащим исполнению.
В порядке ст. 110-112 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом разрешается вопрос о судебных расходах по данному делу.
Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из государственной пошлины по делу, суд исходит из положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Предпринимателем ФИО1 с учетом уточненных требований было заявлено 4 требования, оплаченных государственной пошлиной, одно из которых заявлено в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части обязания устранить допущенные нарушения и обязании налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Данное требование государственной пошлиной не оплачивается.
Фактически по настоящему делу удовлетворено одно требование заявителя, оплаченное государственной пошлиной в сумме 100 руб.
Поскольку судом удовлетворено одно требование предпринимателя, то судебные расходы распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 110-112 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в сумме 200 руб. относятся на заявителя и с него не взыскиваются в связи с их уплатой.
В соответствии со ст.110-112 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. подлежат взысканию с ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
Также подлежит возврату заявителю излишне уплаченная по платежным квитанциям № 16 от 04.03.2010г., № 38 от 12.04.2010г. государственная пошлина в размере 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 172, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требованияГлавы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края в части включения в справку № 6394 от 18.08.2009г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, сумм начисленных по решению № 06/109 от 24.04.2006г. без указания информации об утрате инспекцией права и возможности на взыскание недоимки, пени и штрафов.
Обязать ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, с указанием информации об утрате инспекцией права и возможности на взыскание недоимки, пени и штрафов по решению № 06/109 от 24.04.2006г., как в судебном, так и в несудебном порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Взыскать с ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края (адрес: <...>) в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, (адрес: <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 государственную пошлину в размере 500 руб., уплаченную по платежным квитанциям № 16 от 04.03.2010г., № 38 от 12.04.2010г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко