ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1840/17 от 21.06.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-1840/2017

23 июня 2017 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 21 июня 2017 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.А. Усенко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  М.О. Кочергиной,

рассмотрел в заседании суда дело по иску муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения  средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения  «Село Пивань»  Комсомольского муниципального района Хабаровского  края» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 681070, <...>)

к акционерному  обществу «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119021, <...>, корпус строение 3)

об обязании ответчика  заменить тепловые сети в соответствии с  требуемыми параметрами  надежности

 третье лицо – федеральное  государственное  бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства  обороны Российской Федерации

При участии в судебном заседании:

от истца – не явились;

от ответчика – ФИО1, действующей  по доверенности № 1773 от 31.10..2016г;

от третьего лица – ФИО2, действующего по доверенности  № Ф-389 от 29.05.2017г;

УСТАНОВИЛ: Муниципальное   бюджетное общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения  «Село Пивань»  Комсомольского муниципального района Хабаровского  края» (далее  - истец, МБОУ СОШ № 1 село Пивань»)  обратилось в суд с  иском к  акционерному  обществу «Главное  управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее  - ответчик,  АО «ГУЖКХ») с  иском  об обязании  заменить тепловые сети в соответствии  с  требуемыми   параметрами надежности. Основанием заявленных требований  указан  государственный  контракт на теплоснабжение  № 27-01-020 от 01.01.2016г. Кроме того, истец в дополнении к иску указал, что теплотрасса, расположенная  на территории  образовательного учреждения, не соответствует  строительным нормам  наружного исполнения трубопровода, нормам проектирования, строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий.

      Определением суда  от 29 мая 2017г к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное  государственное  бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства  обороны Российской Федерации.

      В судебное  заседание  истец не явился, о месте  и времени рассмотрения  спора был извещен надлежащим образом.

     Представитель ответчика  исковые требования  не признал по тем основаниям, что условиями  действовавшего до  31.12.2016г  государственного контракта  на теплоснабжение  обязанность по  капитальному  и текущему  ремонту   тепловых сетей  на  ответчика  не возложена, не возложена  на ответчика  указанная  обязанность и условиями  государственного  контракта  № 7-ТХ от 30.12.2016, заключенного ответчиком с МО РФ. Для  проведения   текущего и капитального ремонта  зданий и сооружений  МО РФ  должны заключаться соответствующие  контракты по результатам   осмотра технического состояния  объектов материально-технической  базы. Ранее  ответчиком в отзыве было заявлено о прекращении производства  по делу в связи  с не подведомственностью спора  арбитражному суду.

 Представитель третьего лица   возражал  против иска, указав на  недопустимость и не относимость к существу настоящего спора  представленных истцом доказательств. Пояснил,  что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ  с 01.04.2017г  приступило  к исполнению обязательств по содержанию (эксплуатации)  объектов военной  и социальной  инфраструктуры и предоставлению коммунальных  услуг в интересах Вооруженных сил  РФ. 09.06.2017г  проведено комиссионное  обследование  объектов теплового хозяйства, находящихся в ведении  ФГБУ  «ЦЖКУ» МО РФ, в результате которого установлено, что  на территории  школы  произведена  замена  участка  трубы  протяженностью 15 метров, участок теплосети 25м  требует  проведения  работ по восстановлению изоляционного слоя  и проведения  текущего ремонта. Таким образом, по мнению третьего лица,   тепловые сети находятся в рабочем  состоянии, что свидетельствует  об отсутствии  оснований  считать права истца нарушенными.

        Выслушав пояснения  представителей сторон, исследовав  материалы дела,  судом установлено следующее.

 В соответствии  с п.1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Таким образом,  критериями отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов  является  экономический   характер  спора и  субъектный состав участников спора.

Исходя из предмета  и  основания  заявленных истцом требований, субъектного состава  участвующих в деле лиц, суд полагает, что спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, что исключает  возможность прекращения  производства  по делу на основании  п.п1 п.1 статьи 150 АПК РФ. Ходатайство ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в  период с 01.01.2016 по 31.10.2016 между  истцом и ответчиком   существовали  обязательственные отношения, основанные на заключенном государственном   контракте № 27-01-020, по условиям которого  теплоснабжающая организация  - ответчик обязалась подавать абоненту – истцу  через присоединенную  сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а  истец  обязался принимать и оплачивать  тепловую энергию и (или)  теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных  контрактом, соблюдая  режим потребления  тепловой энергии.

Приложением к контракту  стороны  подписали  акт разграничения балансовой  принадлежности  тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в  котором определили, что границей  эксплуатационной  ответственности сторон  является стена здания  в точке входа наружных тепловых сетей.

Как следует из материалов дела, 29.10.2016  руководителю АО «ГУ ЖКХ» истец направил письмо  от 25.10.2016г  с уведомлением о том, что трубы системы  отопления, расположенные на территории школы, находятся в  полной негодности – изъедены коррозией, сильно изношены,  неоднократно в октябре 2016г происходили порывы труб, а также с  просьбой на  основании заключенного  06.02.2015 договора  № 27/02/077 и  СанПин 2.1.4.1074-01 произвести  замену участка труб длиной  50 метров, расположенных  вдоль здания  школы.

3.11.2016г комиссией в составе  сотрудников  управления  образования и директора  МБОУ СОШ № 1  с. Пивань был составлен акт, в котором указано, что  на всем протяжении теплотрассы (106м) частично отсутствует теплоизоляция, имеются  многочисленные расслоения  металла, свищи и течи, коррозия теплотрассы.

На основании  осмотра, произведенного 03,11.2016г,  истец  12.11.2016  обратился к ответчику с требованием  произвести   замену участка   труб длиной  53, 4 метра, расположенного воль  здания  школы, а также  пригласил ответчика  на осмотр  теплотрассы 29.11.2016г.

Ввиду   неисполнения  ответчиком своей  обязанности по  эксплуатации  тепловых сетей, истец  обратился в суд с настоящим иском.

Суд полагает   исковые требования  не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 статьи  23.2 ФЗ «Теплоснабжении» Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

 Правила  технической  эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003г, предусматривают, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии в том числе  сети  водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива (п.3.2).

Истец, на основании вышеуказанных правовых норм и условий  заключенного договора теплоснабжения  требует от ответчика  произвести замену тепловых сетей, расположенных  с внешней стороны  стены  здания  средней школы № 1 с.Пивань согласно акта  разграничения  балансовой принадлежности тепловых сетей  и эксплуатационной  ответственности сторон.

Из представленных  ответчиком в дело Распоряжения Правительства РФ  № 2365-р от 09.11.2016, договора   № 1-ТХ от 23.10.2015 о передаче  объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование, актов  приема-передачи  имущества от 23.10.2015г следует, что   котельная и  сети теплоснабжения котельной № 20, принадлежащие  МО РФ на праве оперативного управления,  были переданы  во временное  безвозмездное пользование  АО «ГУ ЖКХ» в том числе для  обслуживания, текущего ремонта.

 Вместе  с тем, согласно Регламента порядка проведения  весенних (осенних) осмотров объектов  военных городков, формирования  плана текущего  ремонта  на 2015г и  заявочного плана капитального ремонта. Утв. Зам. Министра обороны РФ  04.06.2014г,  перечень объектов,  по которым необходимо проведение  текущего ремонта, капитального ремонта определяется  по итогам  весеннего (осеннего) осмотра на основании дефектных актов для  последующего формирования  объемов  лимитов бюджетных средств.

Таким  образом, проведение капитального  и текущего ремонта  осуществляется  в рамках иных правоотношений с участием собственника  имущества – Министерства  обороны РФ.

Кроме этого, с 01.04.2017г функции теплоснабжающей организации  на основании заключенного с истцом государственного  (муниципального) контракта  на теплоснабжение  № 04-8-27-01-11  осуществляет  ФГБУ «Центральное  жилищно-коммунальное управление Министерства  обороны Российской  Федерации».

09.06.2017г  представителями теплоснабжающей организации,  МБОУ СОШ № 1  с.Пивань, ЖКС 8/8 проведено комиссионное обследование состояния  теплосети, расположенной  на территории школы,  в ходе которого установлено следующее: произведена  замена трубопровода на участке протяженностью 15 метров, наличие течи отсутствует, участок протяженностью 25 м требует проведения  работ по восстановлению изоляционного слоя и проведения  текущего  ремонта. С 01.01.по 05.05.2017г (отопительный сезон)  заявок на ремонт не поступало.  По результатам  осмотра  сделано заключение  о направлении заявки  на включение  указанных работ в план текущего ремонта.

   В силу   статьи 4 АПК РФ заинтересованное  лицо вправе  обратиться  в арбитражный суд  за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке.

По смыслу  статей 1,11, 12 ГК РФ и  статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 АПК РФ.

        Исследовав и оценив по правилам  статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле,  суд  не усматривает факта нарушения прав истца, поскольку   к моменту рассмотрения  спора контракт, заключенный с ответчиком,  прекратил свое действие,  тепловые сети переданы иной организации, сети  находятся в рабочем состоянии,  доказательств   наличия аварийных состояний   в отопительный период 2016-2017г в дело не представлено.   Кроме  того, при  оформлении  соответствующей  заявки  истца  при обращении    к   федеральному  государственному  бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства  обороны Российской Федерации   работы  по  восстановлению изоляционного слоя, текущий ремонт будет произведен.

     При изложенном, основания  для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Государственная  пошлина  за рассмотрение  спора подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета ввиду предоставления   истцу отсрочки по ее уплате  при обращении с иском в суд.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Взыскать   с  муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения  средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения  «Село Пивань»  Комсомольского муниципального района Хабаровского  края»  в доход федерального бюджета  госпошлину в сумме  6 000 рублей.

  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                            Ж.А. Усенко