ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-18809/18 от 31.01.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                         дело № А73-18809/2018

06 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 31 января 2019.

В полном объеме решение было изготовлено судом 06 февраля 2019. 

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Краевого государственного бюджетного научного учреждения культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» (ОГРН 1022700911639, ИНН 2721025291; место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 172)

к     Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290; место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

к Управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска (ОГРН 1162724090759, ИНН 2721228598; место нахождения : 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, переулок Кадровый, д. 8А)

о    признании незаконным бездействия Администрации г.Хабаровска, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164 и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164,

третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания», Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Общество с ограниченной ответственностью «Сумитек Интернейшнл»,

При участии :

От заявителя - Филаткин А.В. по доверенности от 29.10.2018 №367/01-71;

От   Администрации г. Хабаровска – до перерыва : Гончарова Ю.И. по доверенности от 25.10.2018 № 1.1.29-313, после перерыва : Картавая А.Э. по доверенности от 25.10.2018 № 1.1.29-314;

От ДМС администрации г.Хабаровска – Гончарова Ю.И. по доверенности от 26.12.2018 № 02-14/13386, после перерыва : Картавая А.Э. по доверенности от 26.12.2018 № 02-14/13381;

От  Управления энергообеспечения – Шатилова А.А. по доверенности от 19.06.2018;

От  Министерства – Васин А.А. по доверенности от 11.04.2018 № 1-11-3333;

От  АО «ДГК» - не явились;

От МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» - Гладкова Н.Н. по доверенности от 09.07.2018;

От  Управления Росреестра по Хабаровскому краю - не явились;

От  ООО «Сумитек Интернейшнл» - не явились;

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.01.2019 по 30.01.2019, с 30.01.2019 по 31.01.2019. 

Предмет спора:

Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» (далее - Учреждение, заявитель, библиотека) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее – Администрация г.Хабаровска), с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства,  о признании незаконным бездействия Администрации г. Хабаровска, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети, для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д.164, об обязании Администрации г.Хабаровска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

Определением суда от 06.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - Министерство). 

Определением суда от 04.12.2018 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (далее – ДМС администрации г.Хабаровска) и Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска (далее – Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций).

Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети» (далее – МУП г. Хабаровска «Тепловые сети»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра по Хабаровскому краю), Общество с ограниченной ответственностью «Сумитек Интернейшнл» (далее – ООО «Сумитек Интернейшнл»).

В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о дополнении заявленных требований, согласно которому просит суд :

- признать незаконным бездействие Администрации г.Хабаровска, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164 и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164,

- обязать Администрацию г.Хабаровска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

Ходатайство заявителя о дополнении заявленных требований судом удовлетворено на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленные требования представитель заявителя поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представители Администрации г. Хабаровска в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители ДМС администрации г.Хабаровска в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства в судебном заседании требования заявителя поддержал согласно представленному отзыву, заявил ходатайство об изменении наименования МИЗИП Хабаровского края на Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Заявленное ходатайство судом удовлетворено на основании статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

АО «ДГК» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя поддержало.

Представитель МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление Росреестра по Хабаровскому краю в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.  

ООО «Сумитек Интернейшнл» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя поддержало.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд                                       

                                У С Т А Н О В И Л :

на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.11.2011 серия 27-АВ 599932 Краевому государственному бюджетному научному учреждению культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» на праве оперативного управления принадлежат функциональные нежилые помещения -I (1,2,10-14,16-40); I (1-8,21-46); II (1-37); III (1-27) общей площадью 2807,1 кв.м., расположенные в здании по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д.164.

Отопление и горячее водоснабжение вышеуказанных нежилых помещений Учреждения осуществляется по участку теплотрассы, идущему от трубопровода на ответвлении № 199.00/3 Д133 мм протяженностью 681 п.м. от задвижек № 1, № 2 к зданию библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 164.

Спорная тепловая сеть Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенная в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164, на праве оперативного управления за Учреждением не закреплена, на балансе Учреждения не находится.

Учреждение обратилось в Администрацию г.Хабаровска с письмами от 05.12.2017 № 357/01-65, от 08.08.2018 № 251/01-71 о рассмотрении вопроса, связанного с принятием спорной тепловой сети на учет как бесхозяйного имущества и определения теплосетевой организации для осуществления ее содержания и обслуживания.

Письмами от 14.12.2017 № 1.1.42-10840, от 30.08.2018 № 06-08/8932 Администрация г.Хабаровска сообщила Учреждению об отсутствии оснований для принятия спорной тепловой сети на учет как бесхозяйного имущества.

Указывая на то, что спорная тепловая сеть является бесхозяйным имуществом, при этом органом местного самоуправления не приняты меры по постановке на учет указанного бесхозяйного имущества и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети, чем нарушаются права и законные интересы Учреждения в связи с возложением на библиотеку обязанности осуществления аварийных ремонтных работ на спорной тепловой сети, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,  водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 1 статьи 9, пункте 5-1 части 1 статьи 9-2 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого Решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, в соответствии с которыми орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах города Хабаровска по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона  от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При этом пунктом 9 статьи 2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ предусмотрено, что потребителями тепловой энергии признаются любые лица (не только население), приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно части 6 статьи 15 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Таким образом, исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Доводы ответчиков об обратном, суд отклоняет, как  несоответствующие вышеуказанным правовым нормам. 

Как установлено судом, отопление и горячее водоснабжение нежилых помещений Краевого государственного бюджетного научного учреждения культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека», расположенных по адресу : г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164, осуществляется посредством участка тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

23.01.2018 между Учреждением и АО «Дальневосточная генерирующая компания» заключен контракт № 3/1/03312/2568 на поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя и (или) горячей воды.

Границы балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон установлены в соответствии с Актом границ обслуживания от 01.06.2013.

Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, имеющий исключительно технический характер и фиксирующий подключение к системам теплоснабжения, был подписан Учреждением не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право оперативного управления потребителя тепловой энергии, а с целью осуществления теплоснабжения вышеуказанных помещений библиотеки и в связи с отсутствием возможности подключения к централизованным сетям теплоснабжения без использования существующей схемы теплоснабжения.

Как установлено судом, тепловая сеть Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенная в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164, на праве оперативного управления за Учреждением не закреплена, на балансе Учреждения не находится.

Доводы ответчиков и МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» о том, что спорная тепловая сеть предназначена для теплоснабжения здания библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164, на протяжении длительного времени заявитель использовал в своих целях спорную тепловую сеть для теплоснабжения здания библиотеки, суд отклоняет, поскольку доказательств передачи спорной тепловой сети  заявителю в материалы дела не представлено.

Согласно информации Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 27.12.2018 № 1-11-12540 спорная тепловая сеть в Реестре краевого государственного имущества не значится.

В соответствии с информацией Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 16.01.2019 № 16-07/353 тепловая сеть Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенная в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д.164, в Реестре муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» не значится. 

Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 13.12.2018 № КУВИ-001/2018-15646467 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорную тепловую сеть.

Лицами, участвующими в деле, также не представлено доказательств, подтверждающих, что спорная тепловая сеть значится в Реестре федерального имущества.

Доказательств, подтверждающих наличие правопритязаний на указанное имущество третьих лиц, в материалы дела также не представлено.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, а также представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что тепловая сеть Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенная в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164, имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи.

Поскольку обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей, принятию их на учет, возложена на орган местного самоуправления, который до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае указанная обязанность в отношении спорной тепловой сети, расположенной на территории городского округа «Город Хабаровск» и имеющей признаки бесхозяйной недвижимой вещи, является обязанностью Администрации г.Хабаровска.

Суд отклоняет доводы Администрации г.Хабаровска о том, что Администрация г.Хабаровска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочия по организации теплоснабжения населения в границах городского округа «Город Хабаровск» осуществляет Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска, а полномочия по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска.

В соответствии с Положением об Управлении энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска, утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016  №465, а также в соответствии с Положением о Департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, утвержденным Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016  №452, Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций и ДМС администрации г.Хабаровска являются отраслевыми органами Администрации г.Хабаровска, которые осуществляют свои полномочия от  имени и в интересах Администрации г.Хабаровска, выполняют функции, возложенные на Администрацию г.Хабаровска как на орган местного самоуправления, в связи с чем, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация г.Хабаровска, а не ее отдельные органы и структурные подразделения.

Доводы Администрации г.Хабаровска и ДМС администрации г.Хабаровска о том, что земельные участки, на которых располагается спорная тепловая сеть, находятся в частной и краевой собственности, в связи с чем, оформление прав на спорную тепловую сеть невозможно, суд отклоняет, как не имеющие отношения к предмету рассматриваемого спора. 

Иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы лиц, участвующих в деле, судом рассмотрены и отклонены, как не имеющие правового значения для рассмотрения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Как указывает заявитель и как следует из представленных в дело доказательств, бездействие Администрации г. Хабаровска нарушает права и законные интересы Учреждения в связи с возложением на библиотеку обязанности осуществления аварийных ремонтных работ на спорном участке тепловой сети, оплаты сверхнормативных тепловых потерь, возникающих в связи с аварийным состоянием тепловой сети. 

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, а также учитывая представленные в дело доказательства,  суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации г.Хабаровска противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные Учреждением требования к Администрации г.Хабаровска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация г.Хабаровска, требования заявителя к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, к Управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании вышеуказанной нормы права, суд считает необходимым обязать Администрацию г.Хабаровска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ с Администрации г.Хабаровска в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                    Р Е Ш И Л:

Требования Краевого государственного бюджетного научного учреждения культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» к Администрации города Хабаровска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Хабаровска по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д.164 и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г.Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

Обязать Администрацию города Хабаровска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м., расположенной в границах от ул. Промышленная, д. 3 до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 164.

В удовлетворении требований Краевого государственного бюджетного научного учреждения культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, к Управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска отказать.

Взыскать с Администрации города Хабаровска в пользу Краевого государственного бюджетного научного учреждения культуры «Дальневосточная государственная научная библиотека» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                            М.А. Барилко