Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-18974/2021
03 февраля 2022 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Катковой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Шелеховский комплексный леспромхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681087, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>)
о признании недействительными решений от 29.06.2021 №№ 697, 698, от 23.07.2021 № 779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
от АО «Шелеховский КЛПХ» – адвокат Куприянова Г.Т. по доверенности от 30.06.2021 № 274;
от Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю – ФИО1 по доверенности от 22.12.2021 № 02-49/21086, диплом ВСГ 0317564;
от УФНС России по Хабаровскому краю – ФИО1 по доверенности от 30.12.2021 № 05-12/17064, диплом ВСГ 0317564,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Шелеховский комплексный леспромхоз» (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик, АО «Шелеховский КЛПХ») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю, налоговый орган), согласно которому просит признать недействительным решение от 29.06.2021 № 697 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 02.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – третье лицо, УФНС России по Хабаровскому краю).
Определением суда от 11.01.2022 объединены в одно производство дела №№ А73-18974/2021, А73-18112/2021 и А73-18346/2021. Объединенному делу присвоен общий номер - А73-18974/2021. Вышеуказанным определением было установлено, что в производстве Арбитражного суда Хабаровского края на рассмотрении находятся аналогичные дела:
- № А73-18112/2021 по заявлению АО «Шелеховский КЛПХ» к Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 23.07.2021 № 779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Хабаровскому краю;
- № А73-18346/2021 по заявлению АО «Шелеховский КЛПХ» к Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 29.06.2021 № 698 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Хабаровскому краю.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлениях, представлены дополнительные документы.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю в судебном заседании против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзывах.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц, судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка АО «Шелеховский КЛПХ» по налогу на прибыльорганизаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам за 8 месяцев 2019.
В ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, отраженные в акте проверки от 28.01.2021 № 126, дополнениях к акту налоговой проверки от 17.05.2021 № 8.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю принято решение от 29.06.2021 № 697 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением АО «Шелеховский КЛПХ» доначислен налог на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в сумме 1 075 368 руб.
Этим же решением за неудержание и неперечисление налоговым агентом суммы налога, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 53 768 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств).
В соответствии со статьей 75 НК РФ Обществу начислены соответствующие пени по состоянию на 29.06.2021 в размере 129 304,02 руб.
Также, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка АО «Шелеховский КЛПХ» по налогу на прибыльорганизаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам за 2019.
В ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, отраженные в акте проверки от 28.01.2021 № 127, дополнениях к акту налоговой проверки от 17.05.2021 № 9.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю принято решение от 29.06.2021 № 698 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением АО «Шелеховский КЛПХ» доначислен налог на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в сумме 232 728 руб.
Этим же решением за неудержание и неперечисление налоговым агентом суммы налога, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 11 636 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств).
В соответствии со статьей 75 НК РФ Обществу начислены соответствующие пени по состоянию на 29.06.2021 в размере 22 062,60 руб.
Кроме того, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка АО «Шелеховский КЛПХ» по налогу на прибыль организаций за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, отраженные в акте проверки от 14.01.2021 № 1234, дополнениях к акту налоговой проверки от 16.04.2021 № 7.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю принято решение от 23.07.2021 № 779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением Обществу доначисленналог на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации за 8 месяцев 2016, за 8 месяцев 2017, за 8 месяцев 2018, за 2018 в общей сумме 5 442 267 руб.
Этим же решением за неудержание и неперечисление налоговым агентом суммы налога, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 42 492,25 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств).
В соответствии со статьей 75 НК РФ Обществу начислены соответствующие пени по состоянию на 23.07.2021в общем размере 2 054 418,94 руб.
Не согласившись с доводами, изложенными Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю в вышеуказанных решениях, АО «Шелеховский КЛПХ» обратилось с жалобами на вышеуказанные решения налогового органа, в вышестоящий по ведомственной принадлежности орган - УФНС России по Хабаровскому краю.
По результатам рассмотрения жалоб, решениями УФНС России по Хабаровскому краю от 22.10.2021 №№ 13-09/351/20641@, 13-09/350/20642@, 13-09/334/20640@ соответственно, апелляционные жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от 29.06.2021 №№ 697, 698, от 23.07.2021 № 779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, считая их незаконными и необоснованными, нарушающими права и интересы налогоплательщика, АО «Шелеховский КЛПХ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что в подтверждение местонахождения иностранной организации - ALISINTERNATIONALPTYLTD им представлена справка, выданная Австралийским налоговым управлением об исполнении налоговых обязательств ALISINTERNATIONALPTYLTD, подписанная уполномоченным лицом, которая, как полагает заявитель, подтверждает, что ALISINTERNATIONALPTYLTD отвечает критериям удовлетворительного исполнения налоговых обязательств перед австралийской налоговой системой, прописанных в Правилах Содружества по закупкам - Теневая экономика - Усиление антикоррупционных мер по государственным закупкам.
По мнению налогоплательщика, им соблюдены все основания для применения нулевой ставки по налогу с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований, налоговый орган указывает, чтооспариваемые решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесены строго в соответствии с нормами НК РФ.
Указанные доводы поддержаны УФНС России по Хабаровскому краю в представленных отзывах.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в проверяемых периодах между компанией ALISINTERNATIONALPTYLTD (Австралия) (кредитор) и АО «Шелеховский КЛПХ» (займодавец) заключены договоры займа от 15.12.2014 № 3/2014, от 26.04.2017 № 1/2017, от 12.04.2018 № 1/2018, от 19.03.2019 № 1/2019.
По условиям договоров кредитор предоставляет заемщику займы в долларах США; за пользование займом заемщик обязуется выплатить кредитору проценты; сумма займа и проценты за пользование заемными средствами должны быть возвращены кредитору в сроки, указанные в договорах.
Согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль организаций за 2016-2018, представленным АО «Шелеховский КЛПХ» в налоговый орган, в составе внереализационных расходов для целей налогообложения отражены расходы в виде процентов по долговым обязательствам.
По результатам анализа представленных Обществом документов (выписки банковских лицевых счетов, платежные поручения, заявления на перевод денежных средств, информация по проводке) налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлено, что в рамках исполнения договоров от 15.12.2014 № 3/2014, от 26.04.2017 № 1/2017, от 12.04.2018 № 1/2018, АО «Шелеховский КЛПХ» перечислило кредитору доход в виде процентов за 2016-2018 в общей сумме 384 405,65 долларов США, в том числе:
- за 2016 год - 257 583,65 долл. США (уплата 10.08.2016);
- за 2017 год - 66 794,51 долл. США (уплата 23.08.2017);
- за 2018 год - 60 027,40 долл. США (уплата 09.08.2018).
Выплаченные доходы Общество отразило в расчетах о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 2016-2018, применив налоговую ставку 0 процентов.
Кроме того, 19.08.2020 АО «Шелеховский КЛПХ» в налоговый орган представлены первичные налоговые расчеты о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 8 месяцев 2019, за 2019 год.
Ввиду установления налоговым органом неверного заполнения Обществом представленных расчетов, 14.10.2020 Обществом направлены уточненные налоговые расчеты о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 8 месяцев 2019 (рег. № 1070872393), за 2019 № 1 (per. № 1070873101), № 2 (per. № 1070876139), № 3 (per. № 1070877870).
По результатам анализа сведений из информационных ресурсов налогового органа (сведения о валютных операциях, ведомость банковского контроля по договору от 25.03.2019, информация о договоре займа 2019), документов, представленных Филиалом Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Хабаровске (ведомость банковского контроля по кредитному договору), а также документов, представленных Обществом (выписки из лицевого банковского счета, заявления на перевод, информация по проводке, сведения о валютных операциях),налоговым органом в ходе камеральных налоговых проверок установлено, что в рамках исполнения договора от 19.03.2019 № 1/2019 АО «Шелеховский КЛПХ» перечислило кредитору доход в виде процентов: 15.08.2019 в размере 74 494,49 долл. США; 04.12.2019 в размере 16 121,91 долл. США.
Выплаченные доходы Общество отразило в уточненных налоговых расчетах, применив налоговую ставку 0 процентов.
По результатам камеральных и выездной налоговых проверок, Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю установлено, что АО «Шелеховский КЛПХ» в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 284, подпункта 3 пункта 1 статьи 309, пункта 1.1 статьи 309, пунктов 1, 3 статьи 310 НК РФ не исполнило обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации за 2016-2018, за 2019.
Так, на основании пункта 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено статьей 284 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 284 НК РФ установлено, что налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
1) 20 процентов - со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 НК РФ;
2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктом 3 статьи 309 НК РФ доходы в виде процентного дохода от долговых обязательств, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом по ставке 20 процентов (подпункт 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ.
В силу требований статьи 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии заключено Соглашение от 07.09.2000 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (далее – Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 «Проценты» Соглашения, проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве, фактическое право на которые имеет резидент другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают и в соответствии с законодательством этого Государства, но взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы процентов (пункт 2 статьи 11 «Проценты» Соглашения).
При этом пунктом 3 статьи 310 НК РФ установлено, что в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия «компетентный орган соответствующего иностранного государства», то в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права.
Согласно подпункту (i) пункта 1 статьи 3 Соглашения термин «компетентный орган» означает применительно к Австралии - Комиссар по налогообложению или уполномоченного представителя Комиссара.
На основании вышеизложенного, документом подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации (получателя доходов от источника в Российской Федерации) в Австралии в рамках применения норм Соглашения является сертификат резидентства, выдаваемый компетентным органом Австралии, а именно, Комиссаром по налогообложению или уполномоченным представителем Комиссара.
Таким образом, из вышеизложенных норм следует, что основанием для удержания налога с процентного дохода, выплаченного АО «Шелеховский КЛПХ» австралийской компании ALISINTERNATIONALPTYLTD, у источника выплаты (АО «Шелеховский КЛПХ») по пониженной ставке в размере 10 процентов, установленной статьей 11 «Проценты» Соглашения, является обязательное исполнение следующих условий:
-подтверждение фактического права на получение ALISINTERNATIONALPTYLTD процентного дохода;
-подтверждение, что ALISINTERNATIONALPTYLTD имеет постоянное местонахождение в Австралии, заверенное компетентным органом Австралии.
При этом нормами Налогового кодекса Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
В то же время, из писемФНС России от 14.01.2014 № ОА-4-13/232@, от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@, Минфина России от 15.07.2015 № 03-08-13/40642 следует, что такие документы подлежат применению российскими налоговыми агентами и налоговыми органами, если содержат:
- указание на подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного контрагента в соответствующем государстве;
- период, за который подтверждается налоговый статус;
- наименование международного соглашения, сторонами которого являются Российская Федерация и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;
- подпись уполномоченного должностного лица соответствующего компетентного органа иностранного государства;
- апостиль (при необходимости).
В подтверждение права иностранной организации на получение дохода от Общества, АО «Шелеховский КЛПХ» в ходе проверок представлены следующие документы:
- выписка из реестра компаний от 20.06.2019 года на английском языке и перевод на русский язык (копии), содержит в себе сведения о юридическом адресе компании, основном месте деятельности, руководителе компании, участниках компании;
-письмо-подтверждение права на получение доходов компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 04.08.2016 на русском языке (копия) по договору займа от 15.12.2014 № 3/2014 в сумме 257 583,65 дол. США, компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
-письмо-подтверждение права на получение доходов от компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 28.08.2017 на русском языке (копия по договору займа от 26.04.2017 № 1/2017 в сумме 66 794,51 дол. США, компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
-письмо-подтверждение права на получение доходов от компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 29.08.2018 на русском языке (копия по договору займа от 1/2018/ от 12.04.2018 в сумме 60 027,40 дол. США, компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
-справка компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 26.10.2017 на русском языке (копия), в которой сообщается, что с момента регистрации в 1998 и по настоящее время является юридическим лицом с постоянным местопребыванием в Австралии;
-информация о компании от 20.06.2019 по состоянию на 16.09.2017 на английском языке и перевод на русский язык (копия), содержит в себе сведения о юридическом адресе компании, основном месте деятельности, руководителе компании, структуре акционерного капитала и участниках компании;
-информация о компании от 20.06.2019 по состоянию на 16.09.2018 на английском языке и перевод на русский язык (копия), в которой указан юридический адрес, место деятельности, руководитель компании, структура капитала;
-титульные листы налоговых деклараций о доходах за 2016, 2017, 2018 ALISINTERNATIONALPTYLTD на английском языке и перевод на русский язык (копия);
- письмо от компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 21.06.2019 на русском языке (копия) о том, что никакие изменения в учредительные документы за период с 30.06.2016 по 20.06.2019 не вносились;
-письмо-подтверждение права на получение доходов компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 31.08.2016 на русском языке (копия) по договору займа от 19.03.2019 № 1/2019 в сумме 74 494,49 дол. США (за период с 27.03.2019 по 13.08.2019), в письме указано, что компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
-справка компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 31.08.2019 на русском языке (копия), в которой сообщается, что с момента регистрации в 1998 и по настоящее время является юридическим лицом с постоянным местопребыванием в Австралии, все налоги на все виды доходов компании за период 2013-2019 финансовых годах, включая проценты по займам, уплачены компанией ALISINTERNATIONALPTYLTD полностью согласно официальным декларациям, принятым налоговыми органами Австралии;
-письмо-подтверждение права на получение доходов компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 31.08.2019 на русском языке (копия) по договору займа от 19.03.2019 № 1/2019 в сумме 74 494,49 дол. США, компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
-письмо-подтверждение права на получение доходов компании ALISINTERNATIONALPTYLTD от 01.12.2019 на русском языке (копия) по договору займа от 19.03.2019 № 1/2019 в сумме 16 121,91 дол. США, компания самостоятельно уплачивает налог с процентного дохода, посреднической деятельности компания не осуществляет;
- Апостиль от 02.05.2016 года нотариуса Австралии, удостоверяющий копии документов, перевод на русский язык (копия): свидетельство о регистрации компании ALISINTERNATIONALPTYLTDна английском языке и перевод на русский язык (копия).
В соответствии со статьей 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992) единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Таким образом, ни один из представленных Обществом документов не заверен компетентным органом применительно к Австралии - Комиссаром по налогообложению или уполномоченным представителем Комиссара.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводом налогового органа относительного того, что вышеуказанные документы не могут приниматься в качестве подтверждающих документов в рамках применения норм Соглашения и, соответственно, АО «Шелеховский КЛПХ» не может применить льготную ставку по налогу с доходов (в виде процентов), полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, установленную пунктами 1, 2 статьи 11 Соглашения, в размере 10 процентов, а также применить ставку 0 процентов.
Кроме того, АО «Шелеховский КЛПХ» представлена Справка об исполнении налоговых обязательств, выданная Австралийским налоговым управлением 04.03.2021 (действительна до 04.03.2022) на английском языке и перевод на русский язык (копия), которая, по мнению Общества, подтверждает, что ALISINTERNATIONALPTYLTD отвечает критериям удовлетворительного исполнения налоговых обязательств перед австралийской налоговой системой, прописанных в Правилах Содружества по закупкам - Теневая экономика - Усиление антикоррупционных мер по государственным закупкам, а также подтверждает постоянное местопребывание и резидентство ALISINTERNATIONALPTYLTD на территории Австралии в проверяемом периоде.
Пунктом 3 раздела важной информации к данной Справке предусмотрено, что справка выполнена с учетом лимитирующих критериев, как указано в Положениях, и не может быть использована в других целях.
В пункте 4 важной информации к Справке указано, что справка об исполнении налоговых обязательств не является заключением Австралийского налогового управления об исполнении компанией налоговых правил.
В пункте 7 важной информации к Справке предусмотрено, что «Настоящий документ не заменяет проверки юридического и финансового статуса и других проверок, которые Содружество и его контрагенты предприняли бы даже в случае получения Справки об исполнении налоговых обязательств».
Подписана данная справка зам. Комиссара по налогообложению Тимом Дайсом.
При этом, информации, подтверждающей постоянное местопребывание компании ALISINTERNATIONALPTYLTD, в соответствии с требованиями Соглашения, данная Справка не содержит.
При таких обстоятельствах, суд также соглашается с выводом налогового органа относительного того, что представленная Обществом Справка об исполнении налоговых обязательств, выданная Австралийским налоговым управлением 04.03.2021 не может быть принята в качестве документа, подтверждающего резидентство ALISINTERNATIONALPTYLTD на территории Австралии в проверяемом периоде.
Довод Общества о том, что иностранная компания является налоговым резидентом Австралии, если зарегистрирована на территории Австралии, со ссылкой на определение пункта 1 статьи 6 IncomeTaxAssessmentAct 1936 (Закон об оценке подоходного налога), суд отклоняет, как несостоятельный на основании следующего.
Должностные лица налоговых органов реализуют права и обязанности в пределах своей компетенции и в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
При таких обстоятельствах, у должностных лиц налоговых органов отсутствует обязанность по применению законов иностранных государств, в том числе, пункта 1 статьи 6 IncomeTaxAssessmentAct 1936 (Закон об оценке подоходного налога).
Довод заявителя о том, что идентификационный номер компании ALISINTERNATIONALPTYLTD, указанный Справке об исполнении налоговых обязательств, свидетельствует о статусе налогового резидента, суд также отклоняет, по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что свидетельство о регистрации компании, выданное Австралийской комиссией по ценным бумагам и инвестициям, от 16.09.1998 удостоверяет, что ALISINTERNATIONALPTYLTD имеет номер 23084373535 и является компанией, зарегистрированной по закону о корпорациях Австралийской столичной территории.
Вместе с тем, как описано выше, указанной информации недостаточно для приобретения статуса лица с постоянным местопребыванием в целях избежания двойного налогообложения, поскольку такая информация не свидетельствует, что компания также является налоговым резидентом данного иностранного государства.
Ссылки Общества на титульные листы налоговых деклараций ALISINTERNATIONALPTYLTD о доходах за 2016, 2017, 2018, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии права иностранной организации на получение дохода и об уплате налогов, суд отклоняет, исходя из следующего.
Так, согласно, проведенному на основании статьи 90 НК РФ допросу главного бухгалтера АО «Шелеховский КЛПХ» ФИО2 (протокол допроса свидетеля от 10.07.2020 № 57) после обозрения налоговых деклараций о доходах за 2016, 2017, 2018 ALISINTERNATIONALPTYLTD сообщила о том, что приложения к декларациям о суммах задекларированных доходах будут представлены.
Свидетель генеральный директор АО «Шелеховский КЛПХ» ФИО3 (протокол допроса свидетеля от 24.07.2020 №67) после обозрения вышеуказанных деклараций пояснил, что информация представлена в пределах действующего законодательства страны партнера (Австралии), данные документы подтверждают сдачу отчетности о доходах и расходах в налоговую инспекцию партнера, дополнительной информации у свидетеля нет.
На требование налогового органа о предоставлении приложений к налоговым декларациям о доходах компании ALISINTERNATIONALPTYLTD Общество письмом от 15.07.2020 №3/54 сообщило об отсутствии запрашиваемых приложений, испрашиваемые документы не относятся к деятельности проверяемого лица.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводом налогового органа о том, что у АО «Шелеховский КЛПХ» отсутствует документальное подтверждение того факта, что компания ALISINTERNATIONALPTYLTD (Австралия) фактически оплатила налог с доходов в виде процентов, выплаченной иностранной организации по договорам займа за период 2016-2018.
При этом, данный вывод описан как один из обстоятельств в совокупности с другими обстоятельствами, установленными ходе выездной налоговой проверки, и сам по себе не является основанием для лишения налогоплательщика права на применение налоговой льготы (пониженной ставки) по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.
Довод Общества о том, что в соответствии с письмом Минфина России от 22.05.2009 № 03-08-13 налоговый орган мог самостоятельно запросить необходимые документы, суд также отклоняет, как несостоятельный, поскольку для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения данным письмом указывается на обязанность налоговых агентов представлять документы, определенные статьей 312 НК РФ, и на права налоговых органов.
Относительно довода заявителя об использовании налоговым органом информации о местонахождении иностранной компании из коммерческих неофициальных источников, как верно указал налоговый орган, нормами законодательства не установлен конкретный перечень компаний для получения необходимых сведений. При этом, данная информация была запрошена налоговым органом в дополнение к уже имеющимся фактам, в целях подтверждения/не подтверждения доводов заявителя о нахождении ALISINTERNATIONALPTYLTD на территории Австралии.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, свидетельствуют о том, что АО «Шелеховский КЛПХ» неправомерно не исполнило обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации за 2016 – 2018, 2019.
Документы, представленные АО «Шелеховский КЛПХ» в ходе судебного разбирательства, из которых как указывает представитель заявителя, следует, что Общество предпринимало попытки истребовать запрашиваемую налоговым органом информацию, вышеизложенных выводом не опровергают, основанием для удовлетворения заявленных требований, не являются.
Принимая во внимание вышеизложенное, решения от 29.06.2021 №№ 697, 698, от 23.07.2021 № 779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения являются законными и обоснованными и оснований для признания их недействительными по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 201 АПК РФ, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах заявленные АО «Шелеховский КЛПХ» требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах, расходы по уплате государственной пошлине при подаче заявлений в суд в размере 9 000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований акционерного общества «Шелеховский комплексный леспромхоз» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Архипова