Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-19022/2019
23 марта 2020 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 12 марта 2020.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В., секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Судебного департамента в Хабаровском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки, выраженного в уведомлении Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 18.07.2018,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Навигатор»,
При участии:
От заявителя – до перерыва: ФИО1 по доверенности от 09.06.2019 №1674, представлен диплом; после перерыва: ФИО2 по доверенности от 28.01.2020 № 187, представлен диплом;
От Управления Росреестра по Хабаровскому краю - ФИО3 по доверенности от 06.12.2019 № ДОВ-059, представлен диплом;
От МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО - не явились;
От ООО «УК «Навигатор» - не явились;
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 03.03.2020 по 10.03.2020, с 10.03.2020 по 12.03.2020.
Предмет спора:
Управление Судебного департамента в Хабаровском крае (далее – Управление Судебного департамента, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) о признании незаконным решения государственного регистратора об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020329:38 с «административного здания» на «объект обслуживания автомобилей «автоцентр», выраженного в уведомлении Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 18.07.2018, об обязании Управления Росреестра по Хабаровскому краю (государственного регистратора) восстановить запись в Едином государственном реестре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 27:23:0020329:38 на «административное здание».
Определением суда от 30.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО).
Определением суда от 30.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Навигатор» (далее – ООО «УК «Навигатор»).
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, заявили ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, возражал по ходатайству заявителя о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя поддержало.
ООО «УК «Навигатор» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.
Рассмотрев ходатайство Управления Судебного департамента о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим заявлением, суд считает необходимым его удовлетворить, восстановить заявителю указанный срок в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконным решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Таким образом, заявление, поданное с пропуском срока, должно быть принято, а вопрос о восстановлении срока должен решаться на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или по результатам судебного разбирательства в совещательной комнате.
При наличии ходатайства лица, подавшего заявление в арбитражный суд о восстановлении пропущенного процессуального срока, арбитражный суд в судебном заседании обязан выяснить причины пропуска срока.
В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим заявлением заявитель указывает на то, что после получения оспариваемого решения Управления Росреестра по Хабаровскому краю, выраженного в уведомлении от 18.07.2018, Управление Судебного департамента в течение 2018-2019 предпринимало меры по урегулированию возникшего спора во внесудебном порядке путем направления различных запросов о предоставлении информации и разъяснений по спорному вопросу в Управление Росреестра по Хабаровскому краю, в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, а также в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. Однако урегулировать данный спор во внесудебном порядке не представилось возможным. Вследствие этого, срок подачи заявления в суд был пропущен заявителем по независящим от него причинам.
Указанные доводы заявителя, подтвержденные соответствующими доказательствами (многочисленной перепиской заявителя по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка с Управлением Росреестра по Хабаровскому краю, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю, Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска), суд принимает во внимание.
При этом суд учитывает, что пропуск срока подачи в суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, при котором суд не рассматривает по существу доводы заявителя.
Вместе с тем, право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, суд считает необходимым восстановить заявителю установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу в суд настоящего заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 27-АГ 090487 от 19.02.2015 Управлению Судебного департамента в Хабаровском крае на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости: функциональное помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 299,6 кв.м, этаж 1, 2, 3, 4, 5, 6, адрес (местонахождение) объекта: <...>, пом. I(1-19, 22, 23), II(1-15), III(1-13), IV(1-12), V(1-15), VI(1-14), кадастровый (условный) номер: 27:23:0020329:463 (дата государственной регистрации права 19.02.2015).
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права 27-АГ 090488 от 19.02.2015 Управлению Судебного департамента на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости: функциональное помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1 250,6 кв.м, этаж 3, адрес (местонахождение) объекта: <...>, пом. III(14-36), кадастровый (условный) номер: 27:23:0020329:464 (дата государственной регистрации права 19.02.2015).
Указанные объекты недвижимости были приобретены Управлением Судебного департамента в Хабаровском крае на основании заключенного государственного контракта от 30.12.2014 № 01 для размещения Хабаровского районного суда Хабаровского края. Собственником указанных объектов является Российская Федерация.
Согласно пункту 1.4 государственного контракта от 30.12.2014 № 01 в соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно с передачей права собственности на помещения в федеральную собственность переходит земельный участок с кадастровым номером: 27:23:0020329:38 общей площадью 810 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <...>, занятый помещением с кадастровым номером: 27:23:0020329:463 и необходимый для его использования.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 810 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <...>, кадастровый (условный) номер: 27:23:0020329:38 зарегистрировано за Управлением Судебного департамента в Хабаровском крае 19.02.2015 (свидетельство о государственной регистрации права 27-АГ 080500 от 19.02.2015).
При приобретении земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38 видом разрешенного использования указанного земельного участка являлся вид разрешенного использования: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр).
С 2015 в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38, размещается Хабаровский районный суд Хабаровского края.
13.04.2018 Управление Судебного департамента в Хабаровском крае обратилось в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с письмом от 12.04.2018 № 920 (вх. № 4037) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр) на вид разрешенного использования: административное здание.
К указанному письму Управления Судебного департамента, в числе прочего были приложены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – Сведения ИСОГД), подготовленные Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска по запросу Управления Судебного департамента для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38.
В соответствии со Сведениями ИСОГД, земельный участок с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38 расположен в зоне центра деловой, общественной и коммерческой активности Ц-1, в подзоне 1. В зоне центра деловой, общественной и коммерческой активности Ц-1, в подзоне 1 устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, в том числе административное здание.
07.05.2018 МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО обратилось в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр) на вид разрешенного использования: административное здание.
По результатам рассмотрения указанного заявления МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО 14.05.2018 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38 был изменен Управлением Росреестра по Хабаровскому краю на вид: административное здание. Соответствующие сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 14.05.2018.
Письмом от 24.05.2018 № 4710.1-08 (вх. № 8423 от 31.05.2018) МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО уведомило Управление Судебного департамента об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр) на вид разрешенного использования: административное здание.
Впоследствии письмом от 25.07.2018 № 6771.1-08 (вх. № 11790 от 30.07.2018) МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО направило в адрес Управления Судебного департамента Уведомление Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 18.07.2018 об исправлении сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Уведомлением от 18.07.2018 Управление Росреестра по Хабаровскому краю сообщило МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО о том, что в результате работ по верификации сведений ЕГРН было выявлено, что 14.05.2018 по заявлению от 07.05.2018 ошибочно внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38. В результате выявленной ошибки на указанный объект недвижимости, допущенной при внесении сведений в ЕГРН, принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка: административное здание на вид разрешенного использования: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр).
Не согласившись с решением Управления Росреестра по Хабаровскому краю об исправлении сведений в Едином государственном реестре недвижимости, выраженным в уведомлении от 18.07.2018, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ и части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о регистрации единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу части 2 статьи 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о регистрации).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Частью 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Как установлено судом, оспариваемым решением, выраженным в Уведомлении от 18.07.2018 об исправлении сведений в ЕГРН, в связи с ошибочным внесением сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38 Управление Росреестра по Хабаровскому краю изменило вид разрешенного использования земельного участка: административное здание на вид разрешенного использования: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр).
В силу части 1 статьи 61 Закона о регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как указало в оспариваемом решении от 18.07.2018 Управление Росреестра по Хабаровскому краю, сведения о виде разрешенного использования земельных участок вносятся в реестр в соответствии с зонированием территории, на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка; внесение изменений в сведения о земельном участке в части вида разрешенного использования на основании заявления (декларации), предоставленного органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями действующим законодательством не предусмотрено.
При этом Управление Росреестра по Хабаровскому краю в обжалуемом решении от 18.07.2018 сослалось на пункт 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, а также на статью 37 ГрК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН) в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются такие дополнительные сведения, как вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как указало в отзыве и в ходе судебного разбирательства Управление Росреестра по Хабаровскому краю, учитывая положения пункта 22 Порядка ведения ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен в ЕГРН двумя способами: посредством принятия решения уполномоченным публичным органом; посредством выбора правообладателем земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом. По общему правилу, правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом. Вместе с тем, частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено исключение из этого правила, в соответствии с которым возможность выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий не установлена. В данном случае решения (акты) государственных органов и местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020329:38 в Управление Росреестра по Хабаровскому краю не поступали.
В части указанных доводов Управления Росреестра по Хабаровскому краю суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Исходя из содержания положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, и вправе осуществлять указанные правомочия самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований.
С учетом изложенного и в силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий.
В соответствии с положениями пунктов 3 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятие соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования и земельного участка органом местного самоуправления или иным органом не требуется. Изменение сведений о виде разрешенного использовании производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно пункту 8 статьи 1 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 (далее – Правила землепользования и застройки), на карте градостроительного зонирования (статья 7 настоящих Правил) выделены следующие территориальные зоны:
8.1. Общественно-деловые зоны:
8.1.3. Ц-1 - зона центра деловой, общественной и коммерческой активности. Территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства (в том числе федерального, регионального и местного значения) с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования в сочетании с жилой застройкой и зданиями смешанного использования.
В пределах территориальной зоны Ц-1 устанавливаются подзоны Ц-1-1 и Ц-1-2 с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Как следует из письма Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 15.03.2019 № 01-73/2744, направленного в ответ на запрос Управления Судебного департамента, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденными Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, земельный участок по ул. Знаменщикова, д. 17 расположен в территориальной зоне центра деловой, общественной и коммерческой активности Ц-1-1, где использование земельных участков и объектов капитального строительства под административное здание является основным видом разрешенного использования. В данной территории предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40 %.
Согласно Сведениям ИСОГД, подготовленным Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска по запросу Управления Судебного департамента для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38, указанный земельный участок расположен в зоне центра деловой, общественной и коммерческой активности Ц-1, в подзоне 1. В зоне центра деловой, общественной и коммерческой активности Ц-1, в подзоне 1 устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, в том числе административное здание.
В соответствии с разделом IX «Геодезические и картографические материалы» 9.4.1 карты градостроительного зонирования г.Хабаровска, входящей в состав Сведений ИСОГД, спорный земельный участок располагается в зоне Ц-1-1, зоне центра деловой, общественной и коммерческой деятельности.
В силу пункта 1 статьи 2 Правил землепользования и застройки изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами осуществляется в рамках градостроительного регламента в соответствии со статьями 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37, 38, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Как установлено судом, в данном случае МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО обратилось 07.05.2018 в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером: 27:23:0020329:38: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр) на вид разрешенного использования: административное здание, не как орган государственной власти, а как собственник указанного земельного участка, принадлежащего Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 46, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Вследствие этого, ссылки Управления Росреестра по Хабаровскому краю в оспариваемом решении о том, что в силу части 4 статьи 37 ГрК РФ внесение изменений в сведения о земельном участке в части вида разрешенного использования на основании заявления (декларации), предоставленного органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями действующим законодательством не предусмотрено, суд отклоняет как неосновательные.
Принимая во внимание вышеизложенное, в рассматриваемом случае решения или иного акта государственного органа или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38 не требовалось.
При этом, как установлено судом, в данном случае вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38 соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территории, в которой расположен данный участок – административное здание.
Именно в указанном административном здании, расположенном на земельном участке с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38, размещается Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Доказательства того, что на земельном участке с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38 размещается объект обслуживания автомобилей (автоцентр), в материалах дела отсутствуют.
Вследствие этого, а также учитывая, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38 обратился не орган государственной власти, а собственник земельного участка, в связи с чем, решения или иного акта государственного органа или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка не требовалось, при этом по результатам рассмотрения заявления МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 07.05.2018 Управлением Росреестра по Хабаровскому краю было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38 на вид: административное здание, соответствующая запись была внесена в ЕГРН, при этом решение об отказе во внесении изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка Управлением Росреестра по Хабаровскому краю не принималось, суд находит, что впоследствии у Управления Росреестра по Хабаровскому краю не имелось оснований для исправления сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, в силу части 4 статьи 61 Закона о регистрации в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В данном случае исправление Управлением Росреестра по Хабаровскому краю сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Управления Судебного департамента в связи с необходимостью уплаты заявителем земельного налога в отношении спорного земельного участка исходя из налоговой ставки 1,5 %, установленной применительно к виду разрешенного использования земельного участка: под объект обслуживания автомобилей (автоцентр), при фактическом использовании земельного участка под административное здание, в отношении которого уплате подлежит земельный налог по налоговой ставке 0,3 %.
Вследствие этого, в рассматриваемом случае исправление сведений, содержащихся в ЕГРН, о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым (условным) номером 27:23:0020329:38, повлекшее нарушение прав и законных интересов Управления Судебного департамента, которое добросовестно полагалось на запись, содержащуюся в ЕГРН, о виде разрешенного использования земельного участка: административное здание, могло быть произведено только по решению суда.
С учетом этого, суд отклоняет приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Управления Росреестра по Хабаровскому краю о том, что в градостроительном регламенте, содержащемся в Правилах землепользования и застройки, для территориальной зоны Ц-1-1 не содержится такой вид использования земельных участков, как «Административное здание»; в качестве основного вида разрешенного использования для зоны Ц-1 предусмотрен вид использования земельных участков «Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг»; согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя является деятельность районных судов; предоставление коммунальных услуг в функции Управления Судебного департамента в Хабаровском крае не входит.
Кроме того, данные обстоятельства не явились основанием для принятия оспариваемого решения об исправлении сведений в ЕГРН об изменении вида разрешенного использования земельного участка и в оспариваемом решении не указаны.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, оспариваемое решение Управления Росреестра по Хабаровскому краю об исправлении сведений в ЕГРН, выраженное в уведомлении от 18.07.2018, подлежит признанию незаконным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части
На основании указанной нормы права, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Хабаровскому краю восстановить в ЕГРН запись о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020329:38: «Административное здание».
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не разрешается, поскольку как заявитель, так и Управление Росреестра по Хабаровскому краю освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об исправлении сведений в Едином государственном реестре недвижимости, выраженное в уведомлении от 18.07.2018.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020329:38: «Административное здание».
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко