ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-19056/2009 от 26.02.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-19056/2009

«02» марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2010, полный текст решения изготовлен 02.03.2010.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,

рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Хабаровская ремонтно-строительная компания» о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни по делу об административном правонарушении № 10703000-318/2009

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 доверенность от 31.12.2009

от административного органа – ФИО2 доверенность от 22.10.2009 № 04-24/12081, ФИО3 доверенность от 19.08.2009.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 18.02. по 26.02.2010.

Сущность дела:   Открытое акционерное общество «Хабаровская ремонтно-строительная компания» (далее – ОАО «ХРСК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд требованиями признать незаконным и отменить постановление Хабаровской таможни от 13.10.2009 по делу об административном правонарушении № 10703000-318/2009 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает, считает, что отсутствует событие правонарушения и вина общества.

Представители таможенного органа с доводами представителя Общества не согласились, считает, что факт вменяемого правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем заявителю в удовлетворении требований следует отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

06.07.2009 ОАО «ХРСК» при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения в ОТО и ТК №1 Хабаровского таможенного поста была подана грузовая таможенная декларация № 10703050/180609/0002724, на товары поставленные из Германии по договору от 01.02.2007г. № 96 на создание Пилотной Установки на объекте «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске», заключенному между МУП г. Хабаровска «Водоканал» (заказчик), ОАО «Хабаровская ремонтно-строительная компания» (Генподрядчик) и фирмой «ARCADISconsultGmbH» Германия. В настоящее время товары находятся во временной зоне таможенного контроля по адресу: <...> (Приказ Хабаровской таможни от 15.09.2009г. № 1587-км).

При осуществлении документального контроля должностным лицом ОТО и ТК №1 Хабаровского т/п ФИО4 были обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияют на применение к товарам №№: 15, 17, 20 – 24, 33, 37 – 42, 44, 46 - 50, 52 – 57, 59 - 63 по ГТД №10703050/180609/0002724 запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В связи с чем должностным лицом ОТО и ТК №1 Хабаровского т/п ФИО4 19.06.2009 было выставлено декларанту требование на предоставление: сертификатов соответствия; документа, подтверждающего соответствие требованиям «технического регламента о требованиях пожарной безопасности»; санитарно-эпидемиологического заключения, на заявленные в ГТД №10703050/180609/0002724 товары №№: 15, 17, 20 - 24, 33, 37 - 42. 44. 46 - 50. 52 - 57. 59 - 63 в срок до 02.08.2009.

Открытое акционерное общество «Хабаровская ремонтно-строительная компания» обратилось в Хабаровский таможенный пост с заявлением от 18.06.2009 № 1159 о принятии грузовой таможенной декларации без сертификатов соответствия с обязательством предоставления необходимых сертификатов, либо разъяснений ОАО «ВНИИС» о необходимости подтверждения проведения обязательной сертификации товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ, в установленный срок 45 суток.

В ответ на требование таможенного органа от 19.06.2009 Открытое акционерное общество «Хабаровская ремонтно-строительная компания» 15.09.2009 и 02.10.2009 пре­доставило разъяснения ОАО «ВНИИС» от 09.09.09 № 101-тк\18851 и от 23.09.09 № 101-тк\20051, соответственно, на товары №№: 15, 17, 20-22, 33, 37, 39-42, 44, 46, 50, 52, 54, 55, 56, 59-63, как на продукцию, не являющейся объектом обязательной сертификации в Системе серти­фикации ГОСТ Р.

Однако документы, подтверждающие соответствие требованиям «технического рег­ламента о требованиях пожарной безопасности» на, заявленные в ГТД №10703050/180609/0002724, товары №№: 24, 49, 52, 53 (пожарные рукава из синтетических нитей, струбцина для быстрого зажима, углошлифовальные аппараты со встроенным электрическим двигателем, кабель подводный электрический изолированный, оснащенный соединительными приспособле­ниями) Открытым акционерным обществом «Хабаровская ремонтно-строительная компа­ния» предоставлены не были.

02.10.2009 таможенным органом в отношении ОАО «ХРСК» составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

13.10.2009 заместителем начальника Хабаровской таможни по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 10703000-318/2009 вынесено постановление, которым ОАО «ХРСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением, явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Как следует из части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 13 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.

Статья 131 ТК РФ обязывает сопровождать подачу таможенной декларации представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Пункт 2 указанной статьи содержит перечень основных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является основанием для выпуска товаров (статья 149 ТК РФ)

В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Согласно статьи 29 Федерального закона «О техническом регулировании» 27.12.2002 № 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

На основании подпунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Перечень товаров, на которые необходимо оформление санитарно-эпидемиологического заключения и порядок их выдачи установлен приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Из материалов дела следует, что документов, подтверждающих соответствие требованиям «технического рег­ламента о требованиях пожарной безопасности» на, заявленные в ГТД №10703050/180609/0002724, товары №№: 24, 49, 52, 53 (пожарные рукава из синтетических нитей, струбцина для быстрого зажима, углошлифовальные аппараты со встроенным электрическим двигателем, кабель подводный электрический изолированный, оснащенный соединительными приспособле­ниями) Открытым акционерным обществом «Хабаровская ремонтно-строительная компа­ния» не представлено.

В связи с чем Хабаровская таможня правомерно привлекла ОАО «Хабаровская ремонтно-строительная компа­ния» к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не доказано, что им предпринимались все меры по соблюдению таможенного законодательства.

Заявитель в обоснование отсутствия вины в совершении административного правонарушения ссылается на то обстоятельство, что он после получения от Хабаровской таможни уведомления, требования от 19.06.2009 о предоставлении в срок до 02.08.2009 ряда документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, стал предпринимать необходимые действия -направлять запросы во Всероссийский научный исследовательский институт сертификации (далее - ВНИИС) и иные организации (Дальневосточную торгово-промышленную палату, ФГУ НИИ Противопожарной обороны) в компетенцию которых наряду с иными полномочиями входит и деятельность по выдаче соответствующей разрешительной документации».

Вместе с тем, разъяснение ВНИИС не является документом, подтверждающими соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, несет информационный характер.

Довод заявителя о том, что таможенным органом не правильно «интерпритированы» положения Постановления Правительства от 17.05.2009 №241 и при отнесении товара к Списку необходимо руководствоваться не только кодом ТН ВЭД России, но и описанием товара, но и областью применения продукции, не принимается.

Товары №№ 24, 49, 52, 53, которые задекларированы заявителем в ГТД № 10703050/180609/0002724 входят в список продукции для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Список утвержден Постановлением Правительства от 17.05.2009 № 241, который вступил в силу с 01.05.2009.

Так, товар № 24 с десятизначным цифровым кодом ТН ВЭД России -5909001000, на уровне 6 цифр (субпозиция) соотносится с продукцией, требующей представления сертификата соответствия либо документов о его признании в соответствии с международным договором РФ, обозначенной в разделе 1 п. 1 «Средства обеспечения пожарной безопасности» и относится к средствам, используемым в комплекте со стволами, - рукава пожарные напорные.

Товар № 49 с десятизначным цифровым кодом ТН ВЭД России -8205700000, на уровне 4 цифр (позиция) соотносится с продукцией требующей представления декларации о соответствии либо документов о его признании в соответствии с международным договором РФ, обозначенной в разделе 2 п. 1 «Средства обеспечения пожарной безопасности» и относится к пожарному инструменту - инструменту для проведения специальных работ при пожаре.

Товар № 52 с десятизначным цифровым кодом ТН ВЭД России -8467295100, на уровне 4 цифр (позиция) соотносится с продукцией, требующей представления декларации о соответствии либо документов о его признании в соответствии с международным договором РФ, обозначенной в разделе 2 п. 1 «Средства обеспечения пожарной безопасности» и относится к пожарному инструменту - инструменту для проведения специальных работ при пожаре.

Товар № 53 с десятизначным цифровым кодом ТН ВЭД России -8544429009, на уровне 4 (позиция) цифр соотносится с продукцией, требующей представления сертификата соответствия либо документов о его признании в соответствии с международным договором РФ, обозначенной в разделе 1 п. 2 «устройства электротехнические и приборы электрические» и относится к кабелю не распространяющему горение, огнестойкому.

Из пункта 4 приказа ФТС РФ от 29.09.2004 N 85 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России», ТН ВЭД России - Номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД России.

В соответствии с п. 7 приказа ФТС РФ от 29.09.2004 N 85, классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанными в ТН ВЭД России, и соответствующим им цифровым кодам. Таким образом, если в Список входят товары позиций (4 цифры): 8205, 8544, 8467 и субпозиции (6 цифр): 590900, то данное обстоятельство позволяет отнести товары с кодами на уровне 10 цифр (подсубпозиции): 5909001000, 8205700000, 8467295100, 8544429009, заявленные в ГТД № 10703050/180609/0002724 к вышеназванному Списку.

На настоящий момент заявитель не располагает документацией о технических характеристиках товара. Следовательно, отнесение товаров №№ 24, 49, 52, 53 к Списку, осуществляется исходя из описания товара и кода ТН ВЭД.

Согласно статьи 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения.

Из статьи 147 названного закона следует, что сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 Федерального закона. Сертификация включает в себя, в том числе: подачу заявителем заявки; принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы; анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата выдача сертификата и т.д. Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ. Уполномоченный орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток со дня подачи заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке.

Заявитель не предпринимал меры по обращению в аккредитованные органы по сертификации с заявками на проведение сертификации по подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности товаров №№ 24, 49, 52, 53, оформленных в ГТД № 10703050/180609/0002724, следовательно, им не предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению таможенного законодательства, а именно представлению при таможенном оформлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то есть не предпринимал всех зависящих мер по соблюдению таможенного законодательства.

В обоснование отсутствия вины, заявитель указывает, что обращался в таможенный орган с заявлением от 31.07.2009 о продлении сроков подачи сертификатов либо разъяснений ВНИИС, но таможенный орган письмом от 02.09.2009 № 08-32/10100 отказал в продлении сроков предоставления документов.

Согласно пункта 5 статьи 131 ТК РФ определено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК РФ. Иной срок таможенным кодексом не предусмотрен.

Кроме того продление сроков это право таможенного органа, а не его обязанность.

Довод заявителя об отсутствии полномочий на составление
 протокола по делу об административном правонарушении у должностного
 лица Хабаровской таможни судом не принимается.

Статьей 28.3 КоАП РФ указано, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Старший государственный таможенный инспектор ОТО и ТК № 1 Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни ФИО5 являлся должностным лицом Хабаровской таможни и уполномочен на составление протоколов по делам об административных правонарушениях.

Довод заявителя о нарушении таможней сроков составления протокола об административном правонарушении судом не принимается, поскольку нарушение срока составления протокола не является безусловным основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Получение спорного постановления заявителем более чем через месяц после даты его вынесения не нарушает его права на оспаривания данного постановления в установленный срок со дня его получения.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Сроки привлечения к ответственности соответствуют КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Хабаровская ремонтно-строительная компания» о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни по делу об административном правонарушении № 10703000-318/2009, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников