Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-19094/2021
04 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2022 года
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Хабаровский радиотехнический завод»
о признании незаконным предостережения Хабаровской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 27.08.2021г. № 02-15-2021/148дсп о недопустимости нарушения закона.
с участием третьего лица: прокуратуры Хабаровского края
В судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 7 от 09.02.2022г.;
от Хабаровской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах - ФИО2, служебное удостоверение ТО № 276463;
от прокуратуры Хабаровского края - ФИО3, служебное удостоверение ТО № 275527
Суд установил: Акционерное общество «Хабаровский радиотехнический завод» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предостережения Хабаровской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 27.08.2021г. № 02-15-2021/148дсп о недопустимости нарушения закона.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв, ответил на вопросы суда.
Представитель Хабаровской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, указанным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.
Представитель прокуратуры Хабаровского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, указанным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.
В соответствии со ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.02.2022г. по 28.02.2022г.
Как следует из материалов дела, Хабаровской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в рамках рассмотрения обращения начальника Управления по Дальневосточному федеральному округу Центра охраны объектов промышленности (филиала) ФГУП «Охрана» Росгвардии от 28.07.2021г., а также на основании решения от 02.08.2021г. № 55 в августе 2021 года проведена проверка соблюдения АО «Хабаровский радиотехнический завод» (далее - АО «ХРТЗ», Предприятие, Общество, Завод) требований федерального законодательства о противодействии терроризму.
В результате проверки установлены обстоятельства угрозы нарушения Обществом норм, регламентирующих вопросы антитеррористической защищенности объектов (территорий) завода.
По результатам проверки прокуратурой в адрес АО «ХРТЗ» выдано предостережение о недопустимости нарушения закона от 27.08.2021г. № 02-15-2021/148дсп.
Не согласившись с вынесенным предостережением от 27.08.2021г. № 02-15-2021/148дсп, АО «ХРТЗ» обратилось в Арбитражный суд с заявлением в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании его незаконным.
Доводы АО «ХРТЗ» сводятся к тому, что мероприятия по антитеррористической защищенности Общества организованы и осуществляются в соответствии с паспортом безопасности предприятия, разработанным в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объектов промышленности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2014г. № 1413дсп (далее - Требования) и утвержденным исполнительным директором - первым заместителем генерального директора Общества 15.07.2019г. С 01.10.2021г. охрана предприятия осуществляется ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» на основании договора от 30.09.2021г. № 71/2021 (1 пост вооруженной охраны), ООО «ЧОО «Дальсоцохрана» на основании договора от 29.09.2021г. № 418/2021 (4,5 поста невооруженной охраны) и дежурной частью Общества.Обществом 01.01.2020г. заключен договор № 01950ТО с Управлением ФГУП «Охрана» Росгвардии по Хабаровскому краю об установке кнопки тревожной сигнализации (далее - КТС), обеспечивающей оперативную передачу на пункт дежурной части сигнала о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей предприятия.В настоящее время, в соответствии с п. 63 Требований, в связи с изменением схемы охраны, Обществом начата процедура актуализации паспорта безопасности объекта (территории), для чего приказом АО «ХРТЗ» от 27.10.2021г. № 2215 назначена соответствующая комиссия, результаты работы которой, в соответствии с п. 22 Требований, будут внесены в паспорт безопасности объекта (территории). Хранение вооружения и военной техники при проведении ее заводского ремонта на территории АО «ХРТЗ» не производится.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав и оценив, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ - для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.04.2021г. № 1540 АО «ХРТЗ» включено в перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих антитеррористической защите.
Нормы к антитеррористической защищенности объектов промышленности, находящихся в ведении и относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, закреплены в Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности (далее – Требования № 1413), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014г. № 1413, изданным во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с п.п. 5, 7, 10, 11, 19, 21 Требований № 1413, руководителем организации, в ведении которой находится объект подлежащий защите, создается комиссия по обследованию объекта (территории) к компетенции которой отнесено категорирование объекта, а также определение достаточности принятых организацией мер по защите объекта (территории), в том числе надлежащей организации охраны и защиты объекта (территории) промышленности, ее структуры и порядка, путем проведения обследования объектов (территории) и иной работы по оценке антитеррористической защищенности объектов (территории) предприятия промышленности, по результатам которой, в соответствии с п.п. 59, 60, 61 Требований, организацией разрабатывается и утверждается согласованный с уполномоченными органами паспорт безопасности организации.
В то же время согласно п. 63 Требований № 1413 паспорт безопасности должен актуализироваться в порядке, установленном для его разработки, не реже 1 раза в 3 года, а также в случаях изменения, в частности, количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), организации охраны и защиты объекта (территории), а также мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
В соответствии с пунктами 19, 20 Требований № 1413 в зависимости от степени потенциальной опасности установлены категории объектов: «В» (высокая), «С» (средняя), «Н» (низкая).
Во исполнение перечисленных норм Требований № 1413 АО «ХРТЗ» 17.09.2019г. разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории) промышленности, в котором отражены информационно-справочные сведения, определяющие готовность объекта к предупреждению и смягчению последствий террористического акта, а также категория его потенциальной опасности, установленная как средняя («С»).
В силу пунктов 21, 23 Требований объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории «В» и «С», подлежат вооруженной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с использованием боевого ручного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно лицензии АО «ХРТЗ» от 01.08.2012г. предприятие осуществляет разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Основными видами деятельности предприятия является, в том числе ремонт, техническое обслуживание и модернизация вооружения и военной техники, утилизация систем вооружения, военной техники, техники двойного назначения, специальных средств самообороны (подпункты 2, 3 пункта 2 статьи 2 Устава).
Частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Приложения № 1 (Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется) к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (в редакции, действовавшей но момент направления предостережения) объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства, входят в перечень объектов, которые не подлежат охране частными организациями.
На основании вышеприведенных норм права, поскольку к заводу применяются специальные требования антитеррористической защищенности, его территория не подлежит охране частными охранными организациями.
Вместе с тем прокуратурой в ходе проверки установлено, что АО «ХРТЗ» запланированы к реализации мероприятия по изменению системы охраны Общества, в том числе с привлечением частных охранных предприятий, при условии, что действующий в АО «ХРТЗ» паспорт безопасности от 17.09.2019г. не предусматривает какую-либо возможность обеспечения охраны объектов (территории) Общества силами и средствами ЧОП.
При этом, 29.09.2021г. между АО «ХРТЗ» и ООО «ЧОО «Дальсоцохрана» заключен договор на оказание услуг охраны.
АО «ХРТЗ» не отрицается тот факт, что категория объекта защиты не изменена в установленном порядке и паспорт безопасности Общества не актуализирован в соответствии с фактически изменявшейся системой охраны, в том числе предусматривавшей привлечение к ее осуществлению ЧОП, в том числе и в настоящее время.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установив, что паспортом безопасности объекта (территории) промышленности АО «ХРТЗ» не предусмотрена возможность охраны завода частными охранными предприятиями, исходя из видов деятельности завода, Требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности, Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587, Хабаровским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обоснованно направлено в адрес АО «ХРТЗ» предостережение от 27.08.2021г. № 2-15-2021/148 ДСП о недопустимости нарушения закона, что соответствует требованиям статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Судом не принимается довод представителя АО «ХРТЗ», что хранение вооружения и военной техники при проведении ее заводского ремонта на территории Общества не производится.
В соответствии с стандартом 9.103-78 - «хранение» это содержание любого изделия ВВСТ в местах его размещения до использования по назначению, в том числе размещение изделий на ремонтном предприятии с момента их поступления, дальнейшего произведения необходимых операций с ними (в случае осуществления), завершения таких операций и до передачи ВВСТ получателю.
При рассмотрении дела в суде представителем АО «ХРТЗ» не оспаривалось, что на время ремонта военная техника постоянно находится на территории завода, а следовательно, существует необходимость в ее охране.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого предостережения незаконным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко