АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1927/2013
31 мая 2013 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 28 мая 2013г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.М. Левинталь
при приведении протокола судебного заседания секретарем Д.А.Кайгородцевым
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ИНН<***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» (ОГРН<***> ИНН<***>)
о взыскании 569 876 руб. 96 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность № 01 от 09.01.2013 г.;
от ответчика – ФИО2, директор.
Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» о взыскании ущерба в размере 569 876 руб. 96 коп.
Ответчик с первоначальными требованиями не согласился, ссылался на неверный расчет истцом убытков, заявленных в исковом заявлении в связи с неверным указанием в акте межосевого расстояния транспортного средства, а также в связи с перегрузом груза на другое транспортное средство. Заявил ходатайство о проведении совместно с ответчиком измерений межосевого расстояния.
Ходатайство судом удовлетворено.
Стороны произвели замер межосевого расстояния, представили суду совместный акт согласно которому расстояние составляет 1.3 м.
Представитель истца, в заседании суда, представила уточнение суммы иска, просила взыскать ущерб в размере 50 808 руб. 87 коп., в связи с произведенным измерением межосевого расстояния спорного автомобиля. С доводом о изменении расстояния доставки в связи с произведенным перегрузом груза в пути следования не согласна, в виду отсутствия надлежащих доказательств.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
На стационарном пункте весового контроля (СПВК), расположенном на 213 километре федеральной автомобильной дороги "Уссури" Хабаровск-Владивосток, при инструментальном контроле весовых параметров транспортного средства - FREIGHTLINER-FLD-120, гос. номер X 265 ТУ 27, полуприцеп TRIL-MOBILE-01AD-1UAL гос. номер <***>, принадлежащего ООО «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» были выявлены превышения весовых параметров.
У водителя транспортного средства отсутствовало разрешение органов управления дорожным хозяйством на право перевозки тяжеловесных грузов.
По факту нарушения составлен акт № 157 от 14 апреля 2010 года о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
На основании составленного акта произведен расчет причиненного ущерба в размере 569 876 руб. 96 коп.
Письмом № 3/4263 от 28.08.2012г. года ответчику было предложено в срок до 14.09.2012 года возместить ущерб, нанесенный федеральной автомобильной дороге, в размере 569 876 руб. 96 коп.
Поскольку ответчик добровольно ущерб не возместил, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ заявленные требования до 50 808 руб. 87 коп.
Основанием для обращения истца с настоящим иском в суд явилось отсутствие оплаты ответчиком ущерба, причиненного нарушением правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, вступившим в силу с 01.12.2009, в целях компенсации вреда, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам, установлено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Согласно пункту 1.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 и зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ 08.08.1996 № 1146 (далее - Инструкция), данный нормативный акт регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования.
В пункте 1.4 Инструкции предусмотрено, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В соответствии с разделом 6 Инструкции, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
В силу пункта 8.1 Инструкции разрешение на перевозку перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны предъявлять по требованию вышеназванных контролирующих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов.
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Министерством транспорта Российской Федерации было разработано Положение № 1334, устанавливающее размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения предусмотренная данным нормативным актом плата взыскивается с владельцев и пользователей автомобильного транспорта.
Согласно таблицам 1.3 и 1.4. Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, допустимая масса для 1 оси - 10,0 т., для 2 и 3 оси - по 8,0 т., 4 и 5 – по 7,0 т.
Согласно акту от 14.04.2010 учитываемая осевая нагрузка автопоезда ответчика составила по 2 оси - 10,30 т., 3 оси – 9,35, 4 оси – 10,00, по 5 – 9,35.
Таким образом, превышение по осевой нагрузке составило 3,30, 2,35, 3,00, 2,35 т. соответственно.
Указанные в акте данные о допустимой нагрузке уточнены истцом - 8 т., в связи с произведенным замером межосевого расстояния и уточнением года выпуска транспортного средства. На основании уточнения произведен расчет размера ущерба 50 808 руб. 87 коп.
Факт причинения ответчиком ущерба федеральной автомобильной дороге доказан актом от 14.04.2010 № 157, из которого следует, что ТС, принадлежащим ответчику на праве собственности, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильной дороге федерального значения «Уссури», закрепленной за истцом на праве оперативного управления распоряжением Минимущества РФ от 10.09.2002 №3161-р, по направлению Хабаровск - Владивосток с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения.
Из материалов дела следует, что пройденный ТС путь составляет 721 км, что подтверждается актом от 14.04.2010 № 157, который ответчиком не оспорен.
Судом установлено, что расчет ущерба истцом произведен в соответствии с Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденного Министерством транспорта РФ 30.04.1997 и зарегистрированного Министерством юстиции РФ 20.06.1997 за № 1334, а также Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утв. Минтрансом РФ от 08.08.1996 №1146.
Учитывая, что спорный участок федеральной дороги передан ФКУ ДСД «Дальний Восток» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений от 10.09.2002 №3161-р, следует признать, что истец является надлежащим уполномоченным лицом на предъявление настоящего иска.
Методика расчета нанесенного ущерба производится в соответствии в соответствии с Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом РФ 30.04.1997 и зарегистрированным Минюстом России 20.06.1997 №1334, а также Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ утвержденной Минтрансом РФ 08.08.1996 №1146.
По смыслу Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог, следовательно, эти расходы могут быть взысканы в силу статей 15, 1064, 1079 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Довод ответчика о том, что после установления превышения допустимых нагрузок было вызвано дополнительно транспортное средство в которое был произведен перегруз части груза, в связи с чем при расчете ущерба должно быть указано расстояние до пункта весового контроля судом отклоняется.
Ответчиком не представлено надлежащих доказательств взвешивания транспортного средства FREIGHTLINER-FLD-120, гос. номер X 265 ТУ 27, полуприцеп TRIL-MOBILE-01AD-1UAL гос. номер <***> уполномоченным органом после перегруза, в связи с чем представленные объяснения водителя и путевой лист автомобиля <***>, в который был перегружен груз, не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств уменьшения веса первоначально следовавшего с превышением допустимых нагрузок автомобиля. Ответчиком также не представлены надлежащие доказательства пройденного до перегруза транспортным средством расстояния.
В связи с изложенным, суд считает требования истца, с учетом уточнения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина возлагается на ответчика.
Излишне оплаченная госпошлина в размере 12 365 руб. 18 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» (ОГРН<***>, ИНН<***>) в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ИНН<***>) ущерб в размере 50 808 руб. 87 коп. и расходы по оплате государственной пошлины 2 032 руб. 87 коп.
Возвратить Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ИНН<***>) из федерального бюджета 12 365 руб. 18 коп. госпошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.М.Левинталь