ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-19346/18 от 18.01.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-19346/2018

18 января 2019 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е. Н. Серовой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело поиску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Басманная Новая, 2)

к акционерному обществу «РН – Транс» (ОГРН: 1026303117092; ИНН: 6330017677, 446207, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 11)

о взыскании 17 251 руб. 60 коп.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу «РН – Транс» (далее – АО «РН – Транс») о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 17 251 руб. 60 коп.

Определением от 12.11.2018 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Требования мотивированы тем, что на путях общего пользования станции назначения по вине грузополучателя АО «РН – Транс» в ожидании приема простаивали вагоны, что явилось основанием для начисления платы. Нормативно иск обоснован положениями статьи 39 УЖТ РФ.

Ответчик с иском не согласен в соответствии с доводами отзыва. В возражениях ссылается на формальное составление актов общей формы без участия представителя ответчика, а также неправомерное оформление простоя вагонов по причине того, что вагоны под погрузку подавались истцом в меньшем количестве, чем предусмотрена вместимость, подача под погрузку и уборка вагонов по завершению погрузки осуществлялась истцом со значительной временной задержкой.

Арбитражным судом в соответствии счастью 1 статьи 229 АПК РФ 09.01.2019 принята и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД».

АО «РН – Транс» в пределах срока, установленного частью 2 статьи 229 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об изготовлении мотивированного решения по настоящему делу.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Юкос – Транссервис» (АО «РН – Транс», владелец) заключен договор № ЮТС/591/2010 (с протоколом разногласий от 17.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к железнодорожной станции Дземги.

В соответствии с условиями договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги через стрелочные переводы № 103, 105, 107 локомотивом перевозчика.

В ноябре 2017 года на путях общего пользования станции Дземги простаивали вагоны, прибывающие в адрес АО «РН – Транс», в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с занятостью путей владельца.

По факту простоя вагонов на путях общего пользования станции Дземги составлены акты общей формы на начало и окончание простоя. Данные акты предъявлялись для подписи представителю ответчика, который отказался от их подписания без указания причин отказа, о чем составлены соответствующие акты.

В связи с простоем вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя перевозчиком составлены накопительные ведомости №№ 700018, 700019, 700020, 700021 для соответствующей платы, которые также предъявлены на подпись представителю ответчика. По факту отказа в подписании накопительных ведомостей составлены акты общей формы.

Размер платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по накопительной ведомости 700018 составил 4 106 руб. 40 коп., по накопительной ведомости 700019 – 4 625 руб. 60 коп., по накопительной ведомости 700020 – 4 661 руб., по накопительной ведомости 700636 – 8 167 руб. 96 коп., по накопительной ведомости 700021 – 3 858 руб. 60 коп.

В целях досудебного урегулирования спора ОАО «РЖД» в адрес ответчика направило претензию от 09.10.2018 № 853/ДТЦФТОМЮ с просьбой рассмотреть вопрос добровольного удовлетворения требований перевозчика.

Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

На основании пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно пункту 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее – плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:

- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;

- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из – за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;

- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

При этом, согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).

По смыслу положений части 11 статьи 39 УЖТ РФ плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в данной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.

Пунктами 5, 6 договора № ЮТС/591/2010 предусмотрено, что по прибытии поезда на станцию Дземги перевозчик передает информацию ответственному работнику владельца обо всех прибывших в его адрес вагонах путем передачи натурного листа поезда по факсу с записью в Книге уведомления о прибытии груза формы ГУ – 6ВЦ. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, после раскредитования владельцем перевозочных документов в ЛАФТО станции Дземги на основании предъявленной накладной. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком ответственному лицу владельца по телефону с регистрацией в книге формы ГУ – 2.

В соответствии с пунктом 7 указанного договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 70 четырехосных цистерн, максимальный вес не более 6000 т.

Согласно пункту 8 вместимость мест погрузки, выгрузки и количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, устанавливается (в редакции дополнительного соглашения от 25.03.2013 № 4):

-эстакада для погрузки и выгрузки темных нефтепродуктов – 48 цистерн, пути №№ 1, 2 по 24 вагона каждый;

-эстакада для погрузки светлых нефтепродуктов – 44 цистерны, пути №№ 3,4, по 22 вагона каждый;

-крытая эстакада для выгрузки темных нефтепродуктов – 18 цистерн, погрузка светлых нефтепродуктов – 18 цистерн, пути №№ 12,13 по 9 вагонов каждый;

-путь № 8 - 6 вагонов выгрузка и погрузка оборудования, прочих грузов и продуктов нефтехимии, 4 – е вагона – цистерны для слива токсичных и едких жидкостей, 3 – й вагона – продукция нефтехимии (сера и т.д.);

-путь № 11 - 7 вагонов металлолом, 6 вагонов - крупногабаритный груз;

-путь № 15-8 вагонов для погрузки кокса;

-путь № 16 - 8 вагонов для подготовки вагонов под погрузки сжиженных углеводородных газов

-пути №№ 17, 18 по 4 вагона каждый - погрузка сжиженных углеводородных газов.

Пунктом 14 договора № ЮТС/591/2010 предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливаются следующие технологические нормы на выгрузку: нефть – 2,0 часа; тяжеловесные грузы и оборудование – 1, 1,5 часа; каустика жидкого (соды каустической) – 2,0 часа; остальные грузы в соответствии с нормами, установленными Приказом МПС от 10.11.03 № 70. При предоставлении владельцемдокументов, подтверждающих вязкость и температуру застывания нефти в холодный период года с 15 октября по 15 апреля технологические нормы на выгрузку нефти устанавливаются 3,0 часа. Технологические нормы на выполнение сдвоенных операций, выгрузка нефти и погрузка нефтепродуктов – 4,0 часа, (в холодный период — 5,0 часов).

Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В соответствии с пунктом 4.6 Правил № 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила № 45) при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.

Согласно пункту 3.4. Правил № 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В пункте 3.5. Правил № 45 указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Следовательно, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.

Таким образом, для взыскания платы истец должен доказать уведомление владельца пути необщего пользования о готовности вагонов к подаче, факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования, а также вину грузополучателя в этом простое.

Представленные в материалы дела акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на станции назначения, соответствуют вышеизложенным требованиям Правил № 45.

В силу пункта 3.2.4. Правил № 45 ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписи акта общей формы. В случае несогласия с содержанием акта установлена необходимость напротив подписи указать: «с разногласиями» или «с возражением». Имеющиеся возражения должны быть направлены перевозчику не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

Акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на путях станции в связи с занятостью фронта выгрузки со стороны ответчика не подписаны, в них имеется отметка об отказе последнего от подписи, которая заверена представителями перевозчика в порядке, установленном Правилами № 45.

Доказательств направления разногласий к данным актам общей формы ответчиком не представлено.

Факт уведомления грузополучателя о прибытии вагонов на станцию подтвержден уведомлениями по форме ГУ – 6ВЦ, факт уведомления владельца о предстоящей подаче вагонов – уведомлениями по форме ГУ – 2, что соответствует условиям статьи 39 УЖТ и договора № ЮТС/591/2010.

Факт занятости фронтов выгрузки для конкретного вида груза на время простоя вагонов подтвержден памятками приемосдатчика, на которые имеется ссылка в актах общей формы.

Представленные ответчиком сведения о том, что перевозчик допускал сверхнормативную задержку уборки вагонов с грузового фронта пути № 15 (предназначенного для операций с коксом) не имеют в данном случае правового значения, поскольку данная задержка имела место в иной период, а не в период задержки вагонов, указанный в актах общей формы.

При изложенном суд счел доказанным факт и период простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Дземги в ожидании их приема грузополучателем по вине последнего.

Расчет платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования произведен истцом в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, Приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования».

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат возложению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с акционерного общества «РН – Транс» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» плату за простой вагонов в размере 17 251 руб. 60 коп. по накопительным ведомостям №№ 700018; 700019; 700020; 700021, проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начиная с 09.11.2018 по день фактической оплаты основного долга, исходя из суммы долга 17 251 руб. 60 коп. и ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 503 руб. 85 коп., оплаченную по платежному поручению от 12.12.2017 № 1925414.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья Е. Н. Серова