ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-1944/12 от 11.05.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-1944/2012

12 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Копыловой Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манкевич И.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Центрального Банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Хабаровскому краю

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю

о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 декабря 2011 г., содержащей сведения о задолженности Центрального банка РФ перед бюджетом по пеням и штрафам, по которой истекли сроки взыскания и возможность взыскания которой утрачена

и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка России путем выдачи справки, не содержащей задолженности, по которой истекли сроки взыскания

при участии:

от заявителя – представители ФИО1 по доверенности от 19.05.2011 № 27, ФИО2 по доверенности от 11.04.2012 № 52, ФИО3 по доверенности от 19.05.2011 № 28;

от Инспекции – представители ФИО4 по доверенности от 29.03.2012 № 02-31/4698, ФИО5 по доверенности от 30.12.2011 № 03-20/21157.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 02.05.2012 до 10.05.2012, с 10.05.2012 до 11.05.2012.

У С Т А Н О В Л Е Н О.

Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Хабаровскому краю (далее – ЦБ РФ в лице ГУ по Хабаровскому краю, ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю, заявитель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее также – Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 декабря 2011 г., содержащей сведения о задолженности Центрального банка РФ перед бюджетом по пеням и штрафам, по которой истекли сроки взыскания и возможность взыскания которой утрачена и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка России путем выдачи справки, не содержащей задолженности, по которой истекли сроки взыскания.

Исходя из справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 декабря 2011 г. (форма № 39-1), в ней Инспекцией указана задолженность ЦБ РФ пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), в том числе: по пеням – 120 319,09 руб., по штрафам – 8 718,00 руб., всего – 129 037,09 руб.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, указанная задолженность образовалась в результате проведенной в 1999 году в Расчетно-кассовом центре г. Советская Гавань Главного управления ЦБ РФ по Хабаровскому краю выездной налоговой проверки.

В судебном заседании представители Центрального банка РФ поддержали заявление по существу заявленных требований, настаивали на его удовлетворении; в обоснование предъявленных в суд требований сослались на истечение сроков взыскания задолженности по пеням и штрафам, утрату Инспекцией возможности ее взыскания, указали, что действия по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 совершены Инспекцией в нарушение закона, прав и интересов ЦБ РФ.

Инспекция в представленном отзыве и ее представители в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, сославшись на наличие реальной и не оспариваемой налогоплательщиком задолженности по пеням и штрафам, на то, что действия по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 осуществлены Инспекцией в рамках полномочий, предоставленных налоговому органу, на момент выдачи указанной справки у Инспекции отсутствовали правовые основания для списания задолженности по пене и штрафам.

После обращения ЦБ РФ в лице ГУ по Хабаровскому краю в арбитражный суд с рассматриваемыми по данному делу требованиями Инспекцией, с учетом определения Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2012 по делу № А73-3526/2012, оставившего без рассмотрения заявление Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю о взыскании с Центрального Банка Российской Федерации задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ в сумме 129 037,09 руб., налогоплательщику была выдана справка № 63262 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26.04.2012 (форма 39-1), из которой полностью были исключены вышеуказанные суммы задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ.

В подтверждение списания задолженности, помимо определения Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2012 по делу № А73-3526/2012 и справки № 63262 по состоянию на 26.04.2012, в материалы дела представлены: решение начальника Инспекции от 25.04.2012 № 63 о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам; выписка из лицевого счета налогоплательщика по состоянию на 26.04.2012.

С учетом данных обстоятельств Инспекция считает, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, производство по делу подлежит прекращению.

С данными доводами Инспекции Главное управление ЦБ РФ по Хабаровскому краю не согласилось, считает, что определение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2012 по делу № А73-3526/2012 об оставлении заявления Инспекции без рассмотрения не лишает Инспекцию права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Центрального Банка Российской Федерации этой же задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ в сумме 129 037,09 руб.

В пояснениях от 11.05.2012 Главное управление ЦБ РФ по Хабаровскому краю настаивало на рассмотрении заявленных требований по существу.

Выслушав пояснения и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме № 39-1, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@ справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Материалами дела установлено, что указанная Инспекцией в выданной Центральному банку РФ справке № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 задолженность в виде пени и штрафов по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 129 037,09 руб. образовалась в результате проведенной в 1999 году в Расчетно-кассовом центре г. Советская Гавань Главного управления ЦБ РФ по Хабаровскому краю выездной налоговой проверки, что подтверждается актом проверки от 21.07.1999 № 229/05,17 дсп, постановлением о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.08.1999 № 05270408990637.

Также материалами дела установлено, что Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю в 2012 году обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Центрального Банка Российской Федерации задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ в сумме 129 037,09 руб. Определением суда от 19.04.2012 по делу № А73-3526/2012 заявление Инспекции оставлено без рассмотрения в связи с непредставлением Инспекцией требований об уплате данной задолженности и доказательств их направления в адрес налогоплательщика.

Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации, и эта регламентация направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Так, согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, - инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога.

При этом срок для обращения налогового органа в суд на основании пункта 2 статьи 48 НК РФ в отношении заявлений к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 2007 года исчислялся с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07, в силу части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 23, подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 44, пункта 8 статьи 78, абзаца первого статьи 87, статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования. В случае пропуска срока давности принудительного исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган право на взыскание недоимок утрачивает.

В рассматриваемом случае начисление спорных сумм пеней и штрафов по налогу на доходы физических лиц произведено в 1999 году. С заявлением о взыскании данной задолженности Инспекция обратилась в арбитражный суд в 2012 году, то есть спустя более 10-ти лет после возникновения задолженности, а также после выдачи Центральному банку РФ справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 с отражением в ней задолженности за 1999 год и после обращения Центрального банка РФ в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Инспекции по выдаче указанной справки.

При этом к моменту выдачи справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 истекли трехгодичные сроки исковой давности для взыскания спорной задолженности. Следовательно, право на взыскание указанной задолженности налоговым органом утрачено.

Между тем, отражение в карточках лицевых счетов Центрального Банка России оспариваемой задолженности является искажением сведений о состоянии расчетов с бюджетом и нарушением внутриведомственных правил контроля.

Кроме того, неполная информация о задолженности по пене и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, негативно отражается на деловой репутации налогоплательщика, препятствует ему подтвердить свою добросовестность исполнения налоговых обязательств.

Как разъяснено в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09, приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны были содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Поскольку в выданной налоговым органом справке № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011 содержались сведения о задолженности, возможность взыскания которой утрачена в связи с истечением сроков взыскания, данные сведения не соответствовали реальной обязанности налогоплательщика по уплате пеней и штрафов, создавали для него неблагоприятные последствия, препятствовали осуществлению им деятельности. В связи с чем действия Инспекции по выдаче этой справки подлежат признанию незаконными.

При этом суд отмечает, что выдача Инспекцией в ходе рассмотрения дела судом другой справки по форме № 39-1, а именно: № 63262 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26.04.2012, из которой были исключены вышеуказанные суммы задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ, не препятствует рассмотрению по существу заявления Центрального банка Российской Федерации и признанию незаконными действий Инспекции по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011, поскольку данные действия в период их совершения не соответствовали закону, ими были нарушены законные права и интересы Центрального банка Российской Федерации.

Выдача в последующем справки № 63262 по состоянию на 26.04.2012 свидетельствует об устранении Инспекцией допущенных нарушений закона, прав и интересов Центрального банка Российской Федерации.

При этом судом не принимается возражение представителя налогового органа о том, что требования по данному делу следует оставить без удовлетворения за отсутствием предмета спора в связи с устранением Инспекцией нарушений прав и законных интересов Центрального банка РФ.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Информационного письма от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Принятые Инспекцией в ходе рассмотрения данного дела судом действия по устранению нарушений прав и законных интересов Центрального банка РФ путем списания спорной задолженности и выдачи заявителю справки по форме 39-1 без указания задолженности не являются основанием для прекращения производства по делу на основании ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку подобное основание не предусмотрено указанной нормой.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В ходе рассмотрения дела судом Центральному банку РФ выдана справка № 63262 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26.04.2012, из которой были исключены суммы задолженности по пеням и штрафу по НДФЛ, тем самым устранены нарушения прав и законных интересов заявителя. В связи с этим правовосстановительная мера в виде обязания налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка России путем выдачи справки, не содержащей сведений о задолженности, по которой истекли сроки взыскания, не подлежит применению.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение данного дела судом в соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Инспекцию, но не взыскиваются, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю по выдаче справки № 62264 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 декабря 2011 г., содержащей сведения о задолженности Центрального банка РФ перед бюджетом по пеням и штрафам, по которой истекли сроки взыскания и возможность взыскания которой утрачена.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края.

В двухмесячный срок после вступления в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Копылова Н.Л.