Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-19911/2021
28 февраля 2022 года
Резолютивная часть объявлена 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кравченко А.А.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
третье лицо: Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
о признании незаконным требования от 16.11.2021 № 265.
В судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 15.12.2021, диплом;
от Администрации города Хабаровска – ФИО3 по доверенности от 30.09.2021 № 1.1.31-87, диплом; ФИО4 по доверенности от 11.01.2022 № 1.1.29-1, диплом;
от ДМС – ФИО4 по доверенности от 20.12.2021 № 09-13/16188, диплом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.02.2022 до 22.02.2022.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с которым просит признать незаконным и отменить требование Управления торговли, питания и бытового обслуживания Администрации города Хабаровска (далее – администрация) от 16.11.2021 № 265 (10 ч. 15 мин.) «О демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории городского округа «Город Хабаровск».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – департамент).
Представитель предпринимателя в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивала.
Представители администрации и департамента просили в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд выявил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора.
По договору купли продажи от 15.06.2009 ИП ФИО1 приобрел у общества с ограниченной ответственностью «СТАРС» торговый остановочный павильон площадью 12 кв.м., расположенный по адресу <...> вблизи дома № 7, остановка «Гагарина».
Также по договору купли продажи от 30.06.2009 предприниматель приобрел у общества с ограниченной ответственностью «Виктория» торговый остановочный павильон площадью 12 кв.м., расположенный по адресу <...> вблизи дома № 7, остановка «Гагарина». В пункте 4.1 названного договора оговорено, что продавец уведомляет покупателя, что на момент заключения настоящего договора земельный участок, на котором находится павильон, в аренду не оформлен; дальнейшим оформлением земельного участка в аренду на фирму покупателя будет заниматься общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный центр развития «Новый город», о чем между покупателем и данной фирмой будет заключен договор.
Постановлением администрации от 16.06.2009 № 2078 ИП ФИО1 предоставлен земельный участок для установки временной движимой вещи (торгового киоска с остановочным навесом) в Железнодорожном районе площадью 12 кв.м. с кадастровым номером 27:23:041433:36 в аренду сроком на 11 месяцев.
19.11.2009 между департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 1013, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 27:23:041433:36, относящийся к категории земель населенных пунктов, согласно кадастровому паспорту земельного участка, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, расположенный в Железнодорожном районе г. Хабаровска по адресу: ул. Гагарина (примерно в 7 м. по направлению на восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>), площадью 12 кв. м. для установки и дальнейшей эксплуатации временной движимой вещи (торгового киоска с остановочным навесом).
21.11.2011 комиссией в порядке действовавшего в период спорных правоотношений Положения о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 28.08.2009 № 3101, составлен акт о подтверждении факта выполнения работ по установке (организации) движимой вещи или месте хранения автотранспорта. Согласно названному акту комиссия, рассмотрев представленную документацию и осмотрев на месте движимую вещь торговый киоск с остановочным навесом по ул. Гагарина, установила, что работы по установке движимой вещи торговый киоск с остановочным навесом с благоустройством прилегающей территории выполнены в полном объеме согласно согласованной проектной документации и готова к эксплуатации. Установлены следующие показатели: площадь земельного участка с кадастровым номером 27:23:041433:36 согласно договору аренды от 19.11.2009 № 1013 составляет 12 кв.м., площадь застройки фактически 12 кв.м., строительный объем фактически 32,4 кв.м.
Постановлением администрации от 10.02.2012 № 491 определено предоставить ИП ФИО1 из земель категории «земли населенных пунктов» земельный участок площадью 12.0 кв.м. с кадастровым номером 27:23:0041433:38, расположенный в <...> для использования под временную движимую вещь - торговый киоск с остановочным навесом, в аренду сроком на 1 год согласно кадастровому паспорту земельного участка; департаменту заключить договор аренды согласно пункту 1 настоящего постановления после расторжения договора аренды земельного участка от 19.11.2009 № 1013.
На основании соглашения от 17.02.2012 договор аренды земельного участка от 19.11.2009 № 1013 расторгнут. Согласно передаточному акту от 17.02.2012 «земельный участок не освобожден, объект установлен; переоформляется договор на новый срок в связи со сдачей в эксплуатацию».
17.02.2012 между департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 73, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040433:38. относящийся к категории земель населенных пунктов, согласно кадастровому паспорту земельного участка, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, расположенный в <...> (примерно в 7,0 м по направлению на восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>), площадью 12.0 кв.м. для использования под временную движимую вещь - торговый киоск с остановочным навесом. Срок действия договора: с 17.02.2012 по 16.02.2013; согласно пункту 5.4 договора, если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным а тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с передаточным актом от 17.02.2012 арендодатель передал, а арендатор принял вышеуказанный земельный участок для использования под временную движимую вещь (торговый киоск с остановочным навесом) с 21.11.2011; в названном акте имеется отметка: «см акт от 21.11.2011, подтверждающий факт выполнения работ по установке движимой вещи».
В схеме размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» утвержденной Постановлением Администрации города Хабаровска от 21.12.2020 № 4225, под позицией 316 значится киоск, совмещенный с навесом для ожидания общественного транспорта, площадью 12 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу ул. Гагарина, в районе дома № 7 с кадастровым номером 27:23:041433:38.
Письмом от 02.11.2021 № 15-22/13876 департамент сообщил начальнику управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации о том, что в результате выездного обследования (акт обследования земельного участка от 13.10.2021 с проведением фотосъемки; зафиксирован киоск «Отличные наличные», ведущий торговую деятельность) выявлен нестационарный торговый объект (далее – НТО) в районе ул. Гагарина; указанный НТО размещен на землях, государственная собственность на которые не разграничена; департаментом договор аренды земельного участка под данным объектом либо договоры на размещение данного НТО не заключались.
16.11.2021 в 10 часов 13 минут управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации составлен акт № 265 о том, что по результатам проведения мероприятий согласно Порядку взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденному Постановлением Администрации города Хабаровска от 17.06.2020 № 1926, выявлен факт неправомерного размещения НТО (в отсутствие соответствующей разрешительной документации): павильон по ул. Гагарина, в районе дома № 7.
16.11.2021 в 10 часов 15 минут управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации выставлено требование № 265 о демонтаже в добровольном порядке в срок до 16.12.2021 вышеуказанного НТО. В названном требовании зафиксировано, что лицо, осуществившее неправомерное размещение НТО, не установлено, павильон закрыт, деятельность не осуществляется.
ИП ФИО1, обнаружив вышеуказанное требование 06.12.2021 приклеенным на скотч к стене павильона, не согласившись с ним, считая его незаконным и подлежащим отмене, 17.12.2021 обратился с заявлением в арбитражный суд.
Как утверждает предприниматель, ссылаясь на постановление администрации от 16.06.2009 № 2079, договор аренды от 19.11.2009 № 1013, постановление администрации от 10.02.2012 № 491, договор аренды от 17.02.2012 № 73, спорный павильон установлен и используется на законных основаниях непрерывно на протяжении более 12 лет. ИП ФИО1, не представляется возможным установить мотивы предъявления оспариваемого требования, фактически прикрепленного к стене павильона, являющегося опорой остановочного навеса, общей площадью 56,7 кв.м., формирующего остановку («ул. Гагарина») для ожидания жителями города Хабаровска общегородского транспорта. По убеждению предпринимателя, рассматриваемый павильон не является неправомерно размещенным НТО, так как работы по его установке были завершены до вступления в силу Постановления Администрации города Хабаровска от 17.06.2020 № 1926 «Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск». ИП ФИО1 также ссылается на ненадлежащее исполнение департаментом своих полномочий, не увеличившего в договоре аренды размер площади под уже размещенной движимой вещью, указывает на нарушения вышеуказанного Порядка взаимодействия, считает недоказанным кадастровый номер земельного участка и его границы.
Администрация и департамент, возражая на доводы предпринимателя, исходит из законности оспариваемого требования о демонтаже павильона, находящегося под одним остановочным навесом с законно расположенным киоском ИП ФИО1 на земельном участке площадью 12 кв.м. в соответствии с действующим договором аренды от 17.02.2012 № 73. Как утверждают администрация и департамент, законных оснований у предпринимателя использовать соседний с вышеуказанным киоском, должным образом включенным в схему размещения НТО, павильон не имеется; права на земельный участок под последним либо договор на размещение НТО, договор пользования местом размещения НТО не оформлены; заявлений, обращений от ИП ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка, соседнего с оформленным земельным участком с кадастровым номером 27:23:0040433:38, не поступало. По убеждению администрации и департамента, материалы дела подтверждают обстоятельство предоставления предпринимателю лишь одного земельного участка площадью 12 кв.м. под размещение одного торгового киоска с остановочным навесом, но никак не одновременно и смежного павильона также площадью 12 кв.м.; распространение действия существующих договорных отношений на земельный участок, на котором расположен спорный неправомерно размещенный НТО, невозможно.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу требований пункта 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска от 17.06.2020 № 1926, под неправомерно размещенным НТО понимается объект, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Учитывая изложенное, для вывода о неправомерности размещения НТО должна быть выполнена совокупность двух условий: отсутствие названного НТО в схеме размещения НТО и отсутствие правоустанавливающих документов на размещение НТО.
Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации, выдавая в отношении рассматриваемого павильона спорное требование от 16.11.2021 № 265, исходила из наличия совокупности вышеуказанных условий.
В настоящее время действует Порядок размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденный Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.12.2015 № 4317.
Схемы размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», в свою очередь, утверждаются на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 № 128-пр, начиная с 21.10.2011 (Постановление Администрации города Хабаровска от 21.10.2011 № 3517). Каждые три года указанная схема размещения НТО актуализируется (последняя Схема размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» утверждена Постановлением Администрации города Хабаровска от 21.12.2020 № 4225).
Как выявлено судом, в вышеуказанную схему размещения НТО (пункт 316) включен киоск, совмещенный с навесом для ожидания общественного транспорта, площадью 12 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу ул. Гагарина, в районе дома № 7 с кадастровым номером 27:23:041433:38.
Применительно к вышеуказанного киоску 17.02.2012 между департаментом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 73.
В свою очередь, оспариваемое предпринимателем в рамках настоящего спора требование от 16.11.2021 № 265, как установил суд, выдано в отношении объекта, отличного от обозначенного в схеме размещения НТО и в приведенном выше договоре аренды от 17.02.2012 № 73.
Согласно положениям статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (статья 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Хабаровск», Правилами благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677, в целях недопущения неправомерного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, и неправомерного размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, администрацией утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок взаимодействия).
Как установлено судом, оспариваемое предпринимателем требование от 16.11.2021 № 265, выданное управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрация, вынесено в соответствии с Порядком взаимодействия в пределах отведенных полномочий.
Так, в соответствии с пунктом 3.22 Положения об управлении торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска, утвержденного распоряжением администрации города Хабаровска, от 22.04.2010 № 194-р, Управление торговли осуществляет полномочия администрации по организации работы по принудительному демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в соответствии с муниципальным правовым актом.
Порядок выявления и учета неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов установлен разделом 2 Порядка взаимодействия.
В свою очередь, при вынесении оспариваемого требования были соблюдены все нормы Порядка взаимодействия, в частности:
в соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 Порядка взаимодействия на основании письма департамента о неправомерно размещенном НТО от 02.11.2021 № 15-22/13876 Управлением торговли составлен акт выявления неправомерно размещенного НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» от 16.11.2021 № 265 с приложением фотографии по размещению НТО, выкопировки (2ГИС);
на основании пункта 2.4 Порядка взаимодействия 16.11.2021 составлено требование № 265 о демонтаже неправомерно размещенного нестационарного торгового объекта со сроком исполнения до 16.12.2021 (30 календарных дней согласно пункту 3.1 Порядка); требование о демонтаже размещено 16.11.2021 на неправомерно размещенном НТО на бумажном носителе; выполнена фотофиксация размещения указанного требования, информация об этом отражена в акте выявления, представлена в материалы дела;
с учетом положений пункта 2.6 Порядка взаимодействия требование от 16.11.2021 № 265 размещено Управлением торговли в газете «Хабаровские вести» № 165 (4362) от 19.11.2021 и в сетевом издании «Хабаровские вести», а также 19.11.2020 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru) в разделе «Управление торговли, питания и бытового обслуживания», вкладка «Иная информация»;
информация о неправомерно размещенном НТО размещена в Едином реестре неправомерно размещенных НТО в соответствии с требованиями пункта 2.7 Порядка взаимодействия;
на момент составления требования от 16.11.2021 № 265 место регистрации или местонахождение правообладателя НТО не было известно, в связи с чем, для соблюдения положений пункта 2.8 Порядка взаимодействия 15.11.2021 Управлением торговли направлено письмо № 15.1-10/2398 в УМВД России по городу Хабаровску о проведении оперативно-розыскных мероприятий в части установления правообладателя НТО;
на основании пункта 2.10 Порядка взаимодействия Управлением торговли 19.11.2021 направлено письмо № 15.1-10/2426 в управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска об отключении НТО от электрической энергии;
во исполнение пункта 3.3 Порядка взаимодействия 21.12.2021 Управлением торговли составлен акт № 265 об исполнении/неисполнении требования о демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», в котором зафиксировано невыполнение Требования № 265 с фотофиксацией данного факта.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными доводы администрации и департамента о том, что требование от 16.11.2021 № 265 соответствует положениям законодательства и вынесено лицом, обладающим соответствующими полномочиями.
Доводы ИП ФИО1 сводятся к суждению о том, что обозначенный в требовании от 16.11.2021 № 265 НТО (павильон по ул. Гагарина, в районе дома № 7) размещен им на законных основаниях.
Вместе с тем, указанное суждение предпринимателя, как полагает суд, оценив в порядке главы 7 АПК РФ, документы, представленные в материалы дела, ошибочно.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ и части 1 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ под НТО понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение).
Постановлением администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 № 4317 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок размещения).
Исходя из требований вышеуказанного Порядка размещения, осуществление торговой деятельности на территории городского округа «Город Хабаровск» с использованием нестационарного торгового объекта должно осуществляться в соответствии со Схемой размещения НТО на территории города Хабаровск и на основании действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта (пункты 1.1, 1.4 Порядка размещения).
Согласно абзацу 3 пункта 1.3 Порядка взаимодействия неправомерно размещенным НТО является НТО, размещенный с нарушением утверждённой постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Судом установлено и материалами дела не опровергается, что НТО, обозначенный в требовании от 16.11.2021 № 265 (павильон по ул. Гагарина, а районе дома № 7), не включен в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», земельный участок используется в отсутствие договора на размещение НТО, в связи с чем НТО правомерно определен администрацией как неправомерно размещенный.
При этом суд считает необходимым отметить, что в схему размещения НТО (пункт 316) включен киоск, расположенный по вышеуказанному адресу, но никак не павильон; киоск, в отличие от павильона, не предполагает доступа покупателей внутрь сооружения, то есть не имеет торгового зала.
Более того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие законность сооружения обозначенного администрацией в спорном требовании от 16.11.2021 № 265 павильона; имеющийся в деле акт от 21.11.2011 о подтверждении факт выполнения работ по установке (организации) движимой вещи или месте хранения автотранспорта относится к торговому киоску с остановочным навесом площадью 12 кв.м., а не к павильону; применительно к показателю строительного объема очевидно допущена опечатка в единице измерения, так как строительный объем определяется в кубических метрах, а не в квадратных метрах.
В данном случае упомянутый выше акт от 21.11.2011 непосредственно относится к НТО (пункт 316), включенному в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденному Постановлением Администрации города Хабаровска от 21.12.2020 № 4225; в свою очередь, администрацией и департаментом претензий относительно названного законно размещенного НТО в адрес предпринимателя не оформлено.
Таким образом, суд соглашается с выводами о том, что НТО, указанный в требовании от 16.11.2021 № 265 (павильон по ул. Гагарина, в районе дома № 7), является неправомерно размещенным, в том числе и исходя из отсутствия оснований для признания его законно сооруженным, то есть учитывая то законодательство, которые действовало до вступления в силу Порядка размещения
В данном случае, какие-либо договорные отношения между департаментом и иными лицами на земельный участок, на котором располагается спорный объект НТО (павильон по ул. Гагарина, в районе дома № 7), отсутствуют; доказательств обратного не представлено.
Договор аренды земельного участка от 17.02.2012 № 73, на который отсылает предприниматель, действительно является действующим, но в отношении земельного участка по ул. Гагарина в районе д. 7, площадью 12,0 кв.м. с кадастровым номером 27:23:0041433:38, предоставленному для использования под торговый киоск с остановочным навесом, то есть под иной законно размещенный НТО.
В свою очередь, неправомерно размещенный НТО расположен примерно в 5 метрах на юг от ориентира НТО - киоска «Продукты», принадлежащего предпринимателю по адресу: ул. Гагарина, в районе дома № 7, то есть вблизи земельного участка, предоставленного по договору аренды от 17.02.2012 № 73, но не входящим в его границы.
Доводы предпринимателя о том, что в договоре аренды имеется ошибка относится площади земельного участка либо его кадастрового номера, суд оценивает критически, так как из материалов дела не усматривается, что ИП ФИО1 принимал меры к оформлению прав на используемый под спорным павильоном земельный участок и что соответствующий договор не был заключен либо текущий договор не был изменен по не зависящим от предпринимателя причинам.
С учетом изложенного суд констатирует, что павильон по ул. Гагарина в районе дома № 7 размещен в отсутствие на то правовых оснований.
Представленный в материалы дела проект торгового павильона с остановочным навесом по ул. Гагарина, 7 в Железнодорожном районе г. Хабаровске, составленный ООО «Архстройсити» и согласованный 17.10.2007 архитектором Железнодорожного района г. Хабаровска, равно как договор подряда от 10.09.2009 и письмо Комитета по управления Железнодорожным районном от 08.07.2009 № 2157/1189 о согласовании предоставления земельного участка при условии установки скамеек на остановке и выполнения полного благоустройства остановочного комплекса, по убеждению суда, не могут рассматриваться как документы, подтверждающие наличие у предпринимателя прав на размещение рассматриваемого павильона на земельном участке.
Проект границ для оформления земельного участка, составленный в 2008 году, в свою очередь, подтверждает, что земельный участок оформлялся именно площадью 12 кв.м., то есть под размещение лишь одного объекта (3 метра на 4 метра).
На уточняющий вопрос суда представитель предпринимателя пояснила, что арендная плата за земельный участок под павильоном, предложенным администрацией к демонтажу, не вносится; соответствующие счета не выставляются.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела как предпринимателем, так и администрацией совместно с департаментом, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 в установленном порядке не доказана законность размещения НТО, в отношении которого администрацией вынесено рассматриваемое требование от 16.11.2021 № 265.
В случае? если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая отсутствие у предпринимателя документов, подтверждающих факт правомерности размещения спорного НТО «павильон по ул. Гагарина, в районе дома № 7», суд констатирует, что оспариваемое требование администрации от 16.11.2021 № 265 о демонтаже неправомерно размещенного НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» законно и обоснованно, а также не может нарушать права и законные интересы ИП ФИО1, использующего на законных основаниях иной НТО (договор аренды от 17.02.2012 № 73), а именно киоск, совмещенный с навесом для ожидания общественного транспорта, площадью 12 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу ул. Гагарина, в районе дома № 7 с кадастровым номером 27:23:041433:38; оснований полагать, что требование о демонтаже выдано именно в отношении названного НТО, не имеется.
Все заявленные предпринимателем доводы вышеуказанные выводы суда не опровергают.
В этой связи суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 300 руб. относятся на предпринимателя.
Применительно к положениям статьи 104 АПК РФ излишне уплаченная при подаче заявления по платежному поручению от 16.12.2021 № 186 государственная пошлина в сумме 2 700 руб. подлежит возврату ИП ФИО1 из федерального бюджета.
Согласно положениям части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из принятия судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 и выразившиеся в приостановлении действия требования администрации от 16.11.2021 № 265 до вступления в законную силу судебного акта по делу № А73-19911/2021, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021, отменить.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 2 700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по платежному поручению от 16.12.2021 № 186.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов