ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-20042/19 от 02.12.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-20042/2019

03 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2019, в полном объеме решение изготовлено 03.12.2019.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел заявление Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю об оспаривании постановления от 18.09.2019г. № 23,

В судебное заседание явились:

от заявителя: Паладин А.Н. доверенность от 29.12.2018 № 201/702121

от административного органа: Власкина О.Н. дов. от 24.01.2017 № 4/494.

Сущность дела: Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (далее – ПАО Банк ВТБ, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 18.09.2019г. № 23, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Представитель банка на требованиях настаивал, считает постановление незаконным.

Представитель административного органа просит в требованиях отказать.

Установлено следующее.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 11 июля 2019 года от­слежена наружная реклама (размер рекламной конструкции 5x12м, высота опорной стойки от 12 м) Банк ВТБ (ПАО), распространяемая в г. Хабаровске, ул. Карла Маркса - ул. Большая (путепроводная развязка), следующего содержания:

- крупным шрифтом:

«Льготная ставка по кредиту 8,5% с государственной поддержкой для отдельных ка­тегорий субъектов малого и среднего предпринимательства. ВТБ»,

- мелкий шрифт (серыми буквами на белом фоне) не читаем.

29.08.2019 УФАС по Хабаровскому краю в отношении Банк ВТБ (ПАО)составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель Банка по доверенности от 29.12.2018 Паладин А.Н.

Определением от 29.08.2019 № 4/8256 Банк извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается почтовым уведомлением о получении корреспонденции 05.09.2019, а так же отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090338295601.

18.09.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление о назначении административного наказания № 23, которым Банк ВТБпривлечен к административной ответственности по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ, назначен штраф в размере 300000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, банк обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Хабаровским УФАС России 11.07.2019 от­слежена наружная реклама (размер рекламной конструкции 5x12м, высота опорной стойки от 12 м) Банк ВТБ (ПАО), распространяемая в г. Хабаровске, ул. Карла Маркса - ул. Большая (путепроводная развязка), следующего содержания:

- крупным шрифтом:

«Льготная ставка по кредиту 8,5% с государственной поддержкой для отдельных ка­тегорий субъектов малого и среднего предпринимательства. ВТБ»,

- мелкий шрифт (серыми буквами на белом фоне) не читаем.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на заключение кредитного договора с указанной в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях.

В рекламе указывается процентная ставка по кредиту, то есть, дано одно из усло­вий кредитного договора, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с по­лучением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти рас­ходы.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года определено, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредит­ным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному до­говору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В данной рекламе крупно указывается процентная ставка по кредиту. Информация об иных условиях кредита формально присутствует в рекламе. Одна­ко данные сведения выполнены столь мелким по сравнению с основным рекламным тек­стом шрифтом, что делает невозможным их восприятие и вводит потребителя в заблуж­дение относительно условий по рекламируемому кредиту. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, сле­довательно, информация об условиях кредита, также недоступна для восприятия.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рек­ламе информации о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекла­ме».

Довод банка о наличии всей необходимой информации в рекламе и необходимости проведения экспертизы судом не принимается.

Статьей 26.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, рас­сматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотрен­ной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необхо­димой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использо­вания, надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего то­вара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подоб­ное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение по­требителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствую-^ щая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной инфор­мации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Тот факт, что реклама не воспринимается, очевидно усматривается при просмотре ролика. В рассматриваемом деле не требуются специальные познания в науке, технике, ис­кусстве или ремесле.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, кото­рым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потреби­теля получить полный текст (информацию) рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для по­требителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожи­дания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искаже­нию смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение вос­пользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Учитывая, что рекламный щит расположен в оживленном месте, на пересечении городских улиц, размещенная информация должна быть краткой. Это обусловлено тем, что большинство людей, на которых рассчитана информация находятся в движении (во­дители, пешеходы) и имеют лишь секунды для ее восприятия. Кроме того, щиты распо­ложены на высоте более 12 метров (нижний край), что требует подъема головы. Поэтому для безопасности потребителей информация должна схватываться практически мгновен­но. Таким критериям соответствует информация: «Льготная ставка по кредиту 8,5% с государственной поддержкой для отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. ВТБ».

Читабельность же основного информационного блока, расположенного в нижней части рекламы, представляется крайне затруднительной.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следова­тельно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе све­дений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Включение обществом в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, реклама кредита Банк ВТБ (ПАО) противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Банка выражается в том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от неё меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Таким образом, административным органом правильно применены нормы административного законодательства, ПАО Банк ВТБ, правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 18.09.2019г. № 23.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ

в удовлетворении требований ПАО Банк ВТБ о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.09.2019г. № 23, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников