ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-20044/19 от 13.11.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-20044/2019

13 ноября 2019 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарями О.А. Цой, О.И. Вершининой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Восход Метро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ,

В судебное заседание явились:

от административного органа: не явился,

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО1 дов. от 01.09.2019 № 1,

В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.11.2019 по 13.10.2019.

Суд установил:Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Главное управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Восход Метро» (далее - ООО «Восход Метро», общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель административного в судебное заседание не явился.

Представитель общества считает, что пропущен срок привлечения к административной ответственности.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «Восход Метро» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

03.10.2019 консультантом отдела государственного контроля и лицензирования управления государственного контроля и лицензирования главного управления регионального государственного контроля и лицензи­рования Правительства Хабаровского края ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ № 05.1-12-25/2019 в отношении ООО «Восход Метро». При составлении протокола присутствовал представитель общества ФИО3.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.

Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Законом N 171-ФЗ устанавливаются правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе закрепляется обязательность лицензирования указанной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций; производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В силу положений пункта 1 и абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.

Как усматривается из материалов дела, у ООО «Восход Метро» имеется лицензия N 27РПО0001230 от 11.07.2016 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Административным органом установлено, что 03.10.2018
ООО «Восход Метро» внесло изменения в устав, а также решением от
03.10.2018 единственного участника ООО «Восход Метро» изменено место нахождения ООО «Восход Метро»: 680021, Россия, <...>­. При этом ООО «Восход Метро» своевременно не уведомило лицензирующий орган в 30-дневный срок о пе­реоформлении лицензии: заявление о переоформлении лицензии ООО «Вос­ход Метро» подано 07.08.2019 (более 10 месяцев со дня возникновения об­стоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии), что яв­ляется нарушением пункта 13 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота эти­лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниче­нии потребления (распития) алкогольной продукции».

Состав информации, отражаемой в лицензии, предусмотрен частью 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ. Так, в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. В лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания также указываются значения координат стационарного торгового объекта или стационарного объекта общественного питания. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Частями 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи нового бланка лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

Как указывалось выше, 03.10.2018 ООО «Восход Метро» внесло изменения в устав, а также решением от 03.10.2018 единственного участника ООО «Восход Метро» изменено место нахождения ООО «Восход Метро»: 680021, Россия, <...>­. При этом ООО «Восход Метро» своевременно не уведомило лицензирующий орган в 30-дневный срок о пе­реоформлении лицензии: заявление о переоформлении лицензии ООО «Вос­ход Метро» подано 07.08.2019 (более 10 месяцев со дня возникновения об­стоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии).

Таким образом, срок подачи заявления на переоформление лицензии был пропущен обществом, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ. Данное обстоятельство признано ООО «Вос­ход Метро» и не оспаривается.

Между тем, суд считает, что пропущен срок давности привлечения к ответственности.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ составляет один год.

В силу части 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение к моменту рассмотрения дела установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно части 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса. В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом того, что рассматриваемое правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со дня, следующего за истечением 30-дневного срока со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (часть 13 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ) на обращение с заявлением.

ООО «Восход Метро» внесло изменения в устав 03.10.2018 об изменении места нахождения, следовательно, заявление о переоформлении лицензии должно было быть подано не позднее 01.11.2018. Таким образом, годичный срок привлечения к ответственности исчисляется с 01.11.2018 и истекает 01.11.2019.

На основании изложенного, на день рассмотрения дела срок давности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, истек. Данное обстоятельство исключает производство по административному делу, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Восход Метро» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                         А.Г. Калашников