Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-2021/2010
«22» марта 2010 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,
рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Хабаровский коммерческий центр» о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району г. Хабаровска № 07/01 от 18.02.2009
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Савкова Д.С., действующего по доверенности № 2 от 01.02.2010;
от административного органа – Яковлева С.В., удостоверение ГПН № 23643 от 24.02.2010.
Сущность дела: Открытое акционерное общество «Хабаровский коммерческий центр» (далее – ОАО «Хабкомцентр», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Центрального района г. Хабаровска (далее – административный орган) № 07/01 от 18.02.2009 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель ОАО «Хабкомцентр» на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении, считает, что административным органом нарушена процедура привлечения к ответственности, а именно общество надлежащим образом не извещено о времени и месте рассмотрение дела об административном правонарушении.
Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласился, считает, что отсутствуют основания для отмены вышеуказанного постановления. Дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
Рассмотрев материалы дела, суд УСТАНОВИЛ:
В период с 22.12.2009 по 24.12.2009 прокуратурой г. Хабаровска с привлечением специалиста ОГПН по Центральному району г. Хабаровска проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности при использовании пиротехники и продаже пиротехнических изделий ОАО «Хабкомцентр», расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 41 (магазин «Мир приключений»).
В ходе проверки были установлены нарушения требований норм пожарной безопасности, в частности:
- ППБ 01-03 п. 13, в административных и складских помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- ППБ 01-03 п. 40,в оконных проемах кабинетов № 4,5,6 и раздевалках, расположенных на первом этаже, установлены глухие металлические решетки;
- ППБ 01-03 п. 160, в подвале помещений складов, не имеющих оконных проемов или шахт для дымоудаления, организовано хранение горючих товаров;
- ППБ 01-03 п. 174, в торговом зале производится реализация пиротехнических изделий в неспециализированном магазине.
По выявленным фактам 24.12.2009 в отношении ОАО «Хабкомцентр» с участием представителя Савицкого Р.Г. по доверенности № 5 от 18.12.2009 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
18.02.2009 заместителем главного государственного инспектора Центрального района г. Хабаровска по пожарному надзору Терновым Л.С. рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление № 07/01 о привлечении ОАО «Хабкомцентр» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Несогласие Общества с постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее – Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 13 Правил пожарной безопасности во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Согласно пункту 40 Правил пожарной безопасности в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Согласно пункту 160 Правил пожарной безопасности организовывать хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, не допускается.
Согласно пункту 174 Правил пожарной безопасности Продажу боеприпасов (порох, капсюли, снаряженные патроны) и пиротехнических изделий следует осуществлять в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже боеприпасов и пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.
Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является в соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует нарушение ОАО «Хабкомцентр» вышеназванных норм, правил и требований пожарной безопасности.
Таким образом, бездействие Общества правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Однако оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно частям 6,7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, законность и обоснованность оспариваемого решения, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Частями 2,3,4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Из положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
В силу требования части 4.1. указанной статьи, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4. КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 26.07.2007 N 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что при вынесении прокуратурой г. Хабаровска постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Хабкомцентр» присутствовал представитель по доверенности Савицкий Р.Г., однако согласно приказа о приеме работника на работу № 34-к от 11.01.2010 Савицкий Радомир Геннадьевич принят на работу в должности директора магазина с 11.01.2010. Доказательств надлежащего уведомления законного представителя юридического лица (заместителя генерального директора ОАО «Хабкомцентр» (приказ № 2-к от 30.06.2009) Моисеева М.И.) о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ, административным органом в соответствии с требованием части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу и служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, в нарушении статьи 28.2 КоАП РФ ОАО «Хабкомцентр» не было надлежащим образом извещено о дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Аналогичное правило содержится в части 3 статьи 25.4 КоАП РФ применительно к рассмотрению дела в отношении юридического лица, процессуальные права которого в этой стадии производства осуществляют законный представитель или защитник.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
Материалами дела не подтверждается надлежащее уведомление законного представителя ОАО «Хабкомцентр» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку определение от 16.02.2010, содержащее сведения о дате и месте рассмотрения дела (18.02.2010 с 16-00 до 17-00 в ОГПН по Центральному району г. Хабаровска, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 45) было представлено под штамп входящего по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 57. Однако, согласно уставу ОАО «Хабкомцентр», место нахождения Общества: г. Хабаровск, ул. Ленина, 41. В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что каким-либо другим способом руководителя Общества не извещали.
Представитель ОАО «Хабкомцентр» отрицал факт получения Обществом указанного определения.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали доказательства надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте рассмотрения дела.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Поскольку установленный законом порядок назначения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административные правонарушения. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанные выше процессуальные нарушения судом признаются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Открытого акционерного общества «Хабаровский коммерческий центр» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району г. Хабаровска № 07/01 от 18.02.2009 о привлечении Открытого акционерного общества «Хабаровский коммерческий центр» к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников