ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-20235/2021 от 23.05.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-20235/2021

27 мая 2022 года

Резолютивная часть объявлена 23 мая 2022 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Потаповой А.С.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Товарищества собственников жилья «ФИО1, 25 а» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680011, <...>), ФИО2, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>), Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>), Краевое государственное казенное учреждение «Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

о признании незаконным бездействия.

В судебное заседание явились:

от заявителя – ФИО3 по доверенности от 30.11.2020 № 1-А, диплом;

от Администрации города Хабаровска – ФИО4 по доверенности от 02.11.2021 № 1.1.31-156, диплом;

от МУП города Хабаровска «Тепловые сети» – ФИО5 по доверенности от 11.01.2022 № 89, диплом (присутствовала в судебном заседании 16.05.2022);

от ФИО2 – не явились;

от ДМС – ФИО4 по доверенности от 20.12.2021 № 09-13/16186, диплом;

от АО «ДГК» – не явились;

от КГКУ «Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края» – ФИО6 по доверенности от 28.10.2021 № 47, диплом (до перерыва).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.05.2022 до 16.05.2022, с 16.05.2022 до 23.05.2022.

Суд

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «ФИО1, 25 а» (далее – ТСЖ «ФИО1, 25 а», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации города Хабаровска (далее – администрация), в соответствии с требованием которого, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просит признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловой сети Ду76 мм длиной 63,310 метра, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, а именно: отказа от составления акта выявления бесхозяйной тепловой сети, определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью Ду76 мм и 63,310 метра, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть Ду76 мм и 63,310 метра, проходящая по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного объекта теплоснабжения.

В качестве способа восстановления нарушенного права товарищество просит суд обязать администрацию совершить действия по составлению акта выявления бесхозяйной тепловой сети и постановке на учет бесхозяйного имущества - тепловой сети Ду76 мм и 63,310 метра, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью Ду76 мм и 63,310 метра, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть Ду76 мм и 63,310 метра, проходящая по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного объекта теплоснабжения; обязать администрацию до даты регистрации права собственности на тепловую сеть Ду76 мм и 63,310 метра, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, организовать содержание и обслуживание тепловой сети теплоснабжения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети» (далее – МУП «Тепловые сети»), ФИО2 (далее – ФИО2), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – департамент), Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), Краевое государственное казенное учреждение «Управление административными зданиями Правительства Хабаровского края» (далее – КГКУ «УАЗ Правительства ХК»).

Представитель ТСЖ «ФИО1, 25 а» в судебном заседании на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации и департамента просил в удовлетворении заявленного требования отказать; представлен отзыв.

Представитель МУП «Тепловые сети» просила в удовлетворении заявленного требования отказать; представлен отзыв.

Представитель КГКУ «УАЗ Правительства ХК» относительно удовлетворения заявленных требований не возражала; представлен отзыв.

ФИО2, АО «ДГК» надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, их представители не прибыли; ФИО2 отзыв не представлен; АО «ДГК» представлен отзыв, не содержащий мнение относительно заявленного товариществом требования.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд выявил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

ТСЖ «ФИО1, 25 а» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу <...>.

01.03.2015 между ОАО «ДГК» в лице директора структурного подразделения «Хабаровские тепловые сети» филиала «Хабаровская теплосетевая компания» (РСО) и товариществом (Потребитель) заключен Договор № 3/1/04314/4196 теплоснабжения жилого фонда Управляющей организации, по условиям которого РСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Согласно пункту 1.2 Договора отпуск тепловой энергии и (или) теплоносителя на объекты Потребителя производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации или теплосетевой организации и сетей Потребителя, установленной Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Местом исполнения обязательств РСО является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети Потребителя и тепловой сети РСО или теплосетевой организации, либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

24.03.2016 между МУП «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО1, 25 а» подписан Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; наименование ответвления ул. Ленина,13; номер ответвления 815.07/1.

Согласно Акту границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между МУП «Тепловые сети» и товариществом к зданию № 25А по ул. ФИО1 являются наружные стены жилого здания. Ответственность за техническое обслуживание тепловой сети до наружной стены со стороны ввода в жилое здание № 25А по ул. ФИО1 и эксплуатацию тепловой сети от наружной стены со стороны выхода из жилого здания несет МУП «Тепловые сети». Ответственность за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания № 25А по ул. ФИО1 и иное оборудование, установленное в пределах здания, включая ответственность за герметизацию вводов в здание, несет ТСЖ «ФИО1, 25 а». Срок действия настоящего акта 3 года с даты подписания. Действие настоящего акта продлевается автоматически без составления дополнительных документов, в случае отсутствия у МУП ГХ ТС сведений о смене способа управления МКД, либо наименования организации, при отсутствии смены способа управления. В случае изменения законодательства, правомочий собственника (владельца) объекта, влияющих на определение границ, Акт автоматически аннулируется досрочно с момента таких изменений.

Ранее 16.11.2015 Комиссией в составе представителей администрации, МУП «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО1, 25 а» был составлен акт обследования участка теплотрассы по жилому дому по ул. ФИО1, 25А, проходящей по функциональным помещениям, расположенным на цокольном этаже жилого дома, для принятия решения о возможности приема данной сети в муниципальную собственность.

В соответствии с названным актом в имеющейся трассировке участок тепловой сети не может быть принят в муниципальную собственность для дальнейшей передачи в ведение МУП «Тепловые сети» по следующим причинам:

- отсутствие свободного доступа к теплотрассе по причине прохождения сети по закрытой частной территории, занятой автомобилями, что в случае повреждения создает риск причинения ущерба имуществу третьих лиц, угрозу жизни людей, находящихся в помещении;

- несоответствие теплотрассы техническим нормам и требованиям относительно изоляции, места расположения тепловой сети, состояния тепловой сети.

Письмом от 01.03.2019 № 812 МУП «Тепловые сети» сообщило товариществу следующее:

МУП «Тепловые сети» осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности и переданных в хозяйственное ведение предприятия;

указанный в письме участок теплотрассы не является муниципальным имуществом и не находится на балансе предприятия;

строительство транзитной теплотрассы МУП «Тепловые сети» не производилось;

порядок, основания отнесения и включения объектов в муниципальную собственность установлен действующим законодательством. В данном случае оснований считать теплосеть здания по ул. ФИО1, 25а в г. Хабаровске муниципальным имуществом и передавать в эксплуатацию МУП «Тепловые сети» нет;

основания, препятствующие принятию в эксплуатацию спорного участка тепловой сети, указаны в Акте обследования;

вопрос о передаче тепловой сети в муниципальную собственность и в эксплуатацию предприятия может быть решен только после устранения препятствий в эксплуатации тепловой сети, указанных в Акте обследования.

11.03.2019 товарищество обратилось в МУП «Тепловые сети» с обращением, где указало, что между МУП «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО1, 25 а» подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016, срок которого составляет 3 года и истекает 24.03.2019. Товарищество предложило переподписать акт разграничения с изменившимися условиями, а именно: участок транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалу дома № 25А по ул. ФИО1 не относится к общему имуществу собственников МКД по ул. ФИО1 25А; данный участок транзитной трассы необходимо исключить из зоны ответственности товарищества.

Письмом от 29.03.2019 МУП «Тепловые сети» сообщили, что участок тепловой сети диаметром Ду 70, проходящий по подвалу дома № 25А по ул. ФИО1 г. Хабаровска, не принадлежит и не находится на содержание и техническое обслуживание у МУП «Тепловые сети». Порядок, основания отнесения и включения объектов в муниципальную собственность установлен действующим законодательством. В данном случае оснований считать теплосеть диаметром Ду 70, проходящую по подвалу дома № 25А по ул. ФИО1 г. Хабаровска, муниципальным имуществом нет; отсутствует возможность переоформления Акта разграничения на предлагаемых условиях.

Письмом от 15.05.2019 администрация сообщила товариществу, что МУП «Тепловые сети» поручено содержать и вести техническое обслуживание транзитного участка тепловой сети, проходящей в подвале жилого дома № 25А по ул. ФИО1 согласно пункту 1 постановления администрации от 22.06.2015 № 2101.

18.06.2019 ТСЖ «ФИО1, 25 а» направило в адрес МУП «Тепловые сети» обращение, где указало, что 07.06.2019 квалифицированными специалистами МУП «Тепловые сети» и представителем администрации проведено обследование участка теплотрассы по жилому дому № 25А по ул. ФИО1 и выявлены грубейшие нарушения по прокладке теплосети, однако, данная тепловая сеть была построена одновременно со строительством дома и введена в эксплуатацию со сдачей дома. Участок транзитных тепловых сетей, проходящий по подвалу дома № 25А по ул. ФИО1, не относится к общему имуществу собственников МКД № 25А по ул. ФИО1, а МУП «Тепловые сети» отказывается принимать участок на обслуживание, но при этом трубы стоят под давлением, а также отсутствие секущих задвижек приведет к длительному устранению аварийной ситуации. Также при обследовании выявлено несоответствие теплотрассы техническим нормам места расположения тепловой сети; заявлено о необходимости демонтировать данный участок теплотрассы в кратчайшие сроки и сообщить о принятых мерах товариществу.

Письмом от 09.07.2019 № 4429 администрация сообщила, что в настоящее время проводится проверка прав собственности на указанную инженерную сеть; вопрос об определении эксплуатирующей организации будет рассмотрен на ближайшем заседании подкомиссии КЧС по предупреждению чрезвычайной ситуации на объектах жизнеобеспечения населения.

Письмом от 15.08.2019 № 8-3/2527 администрацией рассмотрено обращение товарищества по вопросу выноса участка тепловой сети по подвалу жилого дома № 25а по ул. ФИО1. Сообщено, что данный участок тепловой сети имеет диаметр 70 мм, который попадает в допустимый диапазон правил СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» и входил в проектную документацию при строительстве многоквартирного жилого дома № 25а по ул. ФИО1.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 18.06.2020 по делу № 2-479/2020 отказано в удовлетворении исковых требований ТСЖ «ФИО1, 25 а» к МУП «Тепловые сети» о возложении обязанности по подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы.

Как указал суд общей юрисдикции, сам по себе факт установления границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016 не свидетельствует ни о соблюдении сторонами требований законодательства, ни о наличии законных оснований для отнесения спорного участка тепловой сети к общему имуществу и возложения бремени несения затрат на его содержание на собственников помещений многоквартирного дома, что, однако, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для понуждения ТСЖ «ФИО1, 25 а» к подписанию Акта границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответвления 815.001/1 теплотрассы на условиях, изложенных в иске.

Письмом от 27.07.2021 товарищество уведомило администрацию о выявлении бесхозяйной тепловой сети и необходимости составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Согласно данному уведомлению, полученному администрацией 10.08.2021 (почтовый идентификатор 68002042864897), ТСЖ «ФИО1, 25 а» доводит до сведения администрации, что по подвалу дома по ул. ФИО1 25А проходит транзитная бесхозяйная тепловая сеть, собственник которой не определен; решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 18.06.2020 по делу № 2-479/2020 установлено, что товарищество не является лицом, к чьей зоне ответственности относится эксплуатация и обслуживание спорного участка сети, у сети отсутствует собственник и она не находится на балансе муниципалитета, МУП «Тепловые сети» или иного лица, при этом акт разграничения балансовой принадлежности сетей не свидетельствует о соблюдении сторонами законодательства в части определения ответственных за сеть лиц или отнесения сети к общему имуществу дома.

Товарищество в уведомлении просило обеспечить явку представителя администрации для составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения в течение 15 дней с момента получения настоящего уведомления; обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения; организовать приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц; о времени составления акта уведомить.

Так как администрацией обозначенные ТСЖ «ФИО1, 25 а» действия совершены не были, товарищество 22.12.2021 обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Как утверждает ТСЖ «ФИО1, 25 а», участок тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, является бесхозяйным объектом теплоснабжения; администрации на основании положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении») необходимо составить акт выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также организовать содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения, в том числе посредством определения теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения.

Администрация и департамент, возражая на доводы товарищества, указывает, что спорная тепловая сеть не может быть признана бесхозяйной, так как ответственность за эксплуатацию названной тепловой сети согласно Акту границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.03.2016 возложена на ТСЖ «ФИО1, 25 а»; данный акт разграничения является правоустанавливающим документом, определяющим границы владения тепловыми сетями на праве собственности.

МУП «Тепловые сети», поддерживая доводы администрации и департамента, дополнительно указывают, что инженерные коммуникации, расположенные внутри здания, начиная от наружной стены здания, принадлежат его собственнику; спорная тепловая сеть находится на балансе товарищества; доказательством того, что спорная тепловая сеть не является бесхозяйным объектом, является акт разграничения балансовой принадлежности.

КГКУ «УАЗ Правительства ХК», которому на праве оперативного управления принадлежит административное здание, расположенное по адресу <...> и обеспечиваемое тепловой энергией через спорную тепловую сеть, проходящую по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, указывает, что тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме; абонент отвечает только за содержание инженерного оборудования, которое предназначено непосредственно для эксплуатации общего имущества многоквартирного дома; рассматриваемая тепловая сеть фактически используется МУП «Тепловые сети» для оказания иным абонентам услуг по теплоснабжению, вследствие чего не может находится на балансе абонента и является бесхозяйной. Таким образом, КГКУ «УАЗ Правительства ХК» не возражает относительно удовлетворения требований товарищества.

Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. К общему имуществу относится также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 2, 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются: оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пункт 8 Правил № 491 устанавливает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 № 14801/08, следует, что по смыслу указанных выше норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме.

Как усматривается из материалов дела и не отрицается лицами, участвующими в деле, посредством спорного участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, осуществляется теплоснабжение административного здания, расположенного по адресу <...>.

Таким образом, названный участок тепловой сети является транзитным и не может быть отнесен к общему имущества собственников помещений МКД № 25А, расположенного по ул. ФИО1; действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов многоквартирных домов не возложена.

Исходя из положений жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, правомочия управляющей организации (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору); управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.

Из материалов дела не усматривается, что имелось предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 Правил № 491 волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, и что спорный участок тепловых сетей может быть отнесен к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 названных Правил № 491.

Само по себе сооружение спорной транзитной тепловой сети при строительстве многоквартирного дома, по убеждению суда, не является однозначным подтверждением того, что названная тепловая сеть входит в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме; убедительных оснований полагать, что спорная тепловая сеть принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома не имеется.

В соответствии с пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808:

- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;

- граница балансовой принадлежности - это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании:

- граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.

Согласно пункту 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285:

граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного основания;

граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Действительно, между 24.03.2016 между МУП «Тепловые сети» и ТСЖ «ФИО1, 25 а» подписан Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; наименование ответвления ул. Ленина,13; номер ответвления 815.07/1. Согласно данному акту границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между МУП «Тепловые сети» и товариществом к зданию № 25А по ул. ФИО1 являются наружные стены жилого здания; ответственность за эксплуатацию тепловой сети по подвалу жилого здания № 25А по ул. ФИО1 и иное оборудование, установленное в пределах здания, включая ответственность за герметизацию вводов в здание, несет ТСЖ «ФИО1, 25 а».

Между тем, названный акт, вопреки суждениям администрации, департамента и МУП «Тепловые сети», исходя из существа понятий «граница балансовой принадлежности», «граница эксплуатационной ответственности», не может рассматриваться как документ, подтверждающий относимость спорной тепловой сети к общему имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов. Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения.

Данные положения также содержатся в пункте 4 части 1 статьи 9, пункте 5.1 части 1 статьи 9.2 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого Решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, в соответствии с которыми орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах города Хабаровска по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.

В свою очередь, Федеральным законом от 02.07.2021 № 348-ФЗ в Закон о теплоснабжении внесены изменения, вступившие в законную силу с 13.07.2021; введено понятие «бесхозяйный объект теплоснабжения»; определен алгоритм действий органа местного самоуправления городского округа в случае выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Согласно положениям части 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении под «бесхозяйным объектом теплоснабжения» понимается объект теплоснабжения, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

«Объекты теплоснабжения» - это источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; «тепловая сеть» - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (статья 2 Закона о теплоснабжении).

Исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание транзитный характер спорной тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, а также ее неотносимость к общему имуществу многоквартирного дома, суд, принимая во внимание длительную переписку между товариществом, администрацией и МУП «Тепловые сети», учитывая обстоятельства, установленные решением Кировского районного суда города Хабаровска от 18.06.2020 по делу № 2-479/2020, приходит к выводу о том, что обозначенная ТСЖ «ФИО1, 25 а» тепловая сеть правомерно квалифицирована последним как «бесхозяйный объект теплоснабжения»; собственник названной тепловой сети отсутствует, доказательств иного в материалы дела не представлено.

В силу положений части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Согласно положениям частей 6.1-6.5 статьи 15 Закона о теплоснабжении до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения. При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц. До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения. В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения. С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Материалами дела подтверждается, что письмом, полученным администрацией 10.08.2021, ТСЖ «ФИО1, 25 а» сообщила, что по подвалу дома по ул. ФИО1 25А проходит транзитная бесхозяйная тепловая сеть, собственник которой не определен.

Учитывая изложенное, администрация, по убеждению суда, должна быть совершить последовательные действия, предусмотренные приведенными выше положениями статьи 15 Закона о теплоснабжении, в том числе, составить акт выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения – участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения и организовать содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения до даты регистрации права собственности на названный бесхозяйный объект теплоснабжения, в том числе определив соответствующую теплосетевую организацию либо единую теплоснабжающую организацию.

В свою очередь, получив от товарищества вышеуказанное письмо, администрация, как выяснил суд, письмом от 23.08.2021 № 8-3/3221 сообщила об отсутствии оснований для изменения границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ТСЖ «ФИО1, 25 а».

Таким образом, исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, суд приходит к выводу о доказанности факта бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, в отказе от составления акта выявления бесхозяйной тепловой сети, определения теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, либо единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть, проходящая по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного объекта теплоснабжения.

С учетом изложенного, требование товарищество подлежит удовлетворению, а оспариваемое бездействие администрации ввиду его несоответствия положениям статьи 15 Закона о теплоснабжении следует признать незаконным.

Отсылки администрации, департамента и МУП «Тепловые сети» на судебные акты по иным делам судом во внимание не принимаются, так как обстоятельства данных дел отличны от настоящего и не учитывают изменения, внесенные в Закон о теплоснабжении Федеральным законом от 02.07.2021 № 348-ФЗ (ранее понятие «бесхозяйный объект теплоснабжения» отсутствовало; использовалось понятие «бесхозяйные тепловые сети», под которыми понимались тепловые сети, собственник или иной законный владелец которых не установлен).

В целом все приведенные администрацией, департаментом и МУП «Тепловые сети» доводы не опровергают того обстоятельства, что собственник спорной тепловой сети, посредством которой осуществляется теплоснабжение административного здания, расположенного по адресу <...>, неизвестен, поскольку названная тепловая сеть в силу транзитного характера не может быть отнесена к общему имуществу многоквартирного дома.

Как следует из положений статьи 201 АПК РФ, определение способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда, в связи с чем, выбор конкретного способа восстановления нарушенного права производится судом самостоятельно.

Суд считает необходимым, исходя из положений частей 6, 6.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенного права товарищества обязать администрацию составить акт выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения – участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения и организовать содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения до даты регистрации права собственности на названный бесхозяйный объект теплоснабжения.

Применительно к положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы товарищества по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. относятся на администрацию.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Хабаровска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, в отказе от составления акта выявления бесхозяйной тепловой сети, определения теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, либо единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть, проходящая по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанного объекта теплоснабжения.

Обязать Администрацию города Хабаровска составить акт выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения – участка тепловой сети, проходящей по подвалу здания по ул. ФИО1 25А, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения и организовать содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения до даты регистрации права собственности на названный бесхозяйный объект теплоснабжения.

Взыскать с Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья «ФИО1, 25 а» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Татаринов