АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-2046/2010
«29» марта 2010г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д.А.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявление Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности.
при участии в судебном заседании:
от ДМС Администрации г.Хабаровска – ФИО1 по дов.№ 13539/02-07 от 24.12.2009;
от Управления Росреестра – ФИО2 по дов.№ 31 от 22.03.2010,
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – заявитель, ДМС г.Хабаровска) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра) в порядке статьи 198 АПК РФ со следующими требованиями:
1) признать незаконным отказ Управления Росреестра от 21.12.2009 №01/137/2009-332 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение «Тепловая сеть от ТК до Т1», протяженностью 185,1 п.м., по адресу: <...>;
2) обязать Управление Росреестра зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть от ТК до Т1», протяженностью 185,1 п.м., по адресу: <...>.
Заявление ДМС г.Хабаровска мотивировано тем, что вывод государственного регистратора Управления Росреестра о том, что тепловая сеть не является объектом недвижимого имущества ошибочен и не соответствует положениям статьи 130 ГК РФ, пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункту 12 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, Постановлению Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359. Кроме того, по мнению заявителя, Управление Росреестра как государственный регистратор недвижимости в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 не обладает полномочиями по отнесению конкретного объекта к недвижимости или к движимым вещам, поскольку такие функции согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ осуществляет соответствующий орган технического учета и инвентаризации.
Управление Росреестра представило письменный отзыв, согласно которому доводы и требования заявителя отклонены как необоснованные.
С согласия всех представителей участвующих в деле лиц суд окончил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела по существу в одном судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства представитель ДМС г.Хабаровска полностью поддержала доводы и требования, указанные в заявлении.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании отклонила доводы и требования заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемое решение государственного регистратора соответствует и не противоречит законодательству РФ (статьям 130, 131 ГК РФ, приказу Госстроя России от 13.12.2000 № 285), и учитывая, что представленные документы не подтверждают факт того, что сооружение тепловая сеть от ТК до Т1 протяженностью 185,1 п.м. прочно связано с землей, в связи с чем существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц установлены следующие обстоятельства.
По материалам дела судом установлено, что решением 6-ой сессии 21 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 к муниципальной собственности г.Хабаровска отнесена тепловая сеть протяженностью 185,1 п.м. по ул.Промышленная, 19 в г.Хабаровске.
В целях государственной регистрации права собственности на эту тепловую сеть правообладатель получил в Хабаровском краевом государственном унитарном предприятии технической инвентаризации и оценки недвижимости кадастровый паспорт сооружения от 30.10.2009, из которого следует, что тепловая сеть от ТК до Т1 по ул.Промышленная, 19 в г.Хабаровске является объектом недвижимого имущества и сооружению присвоен учетный номер 34278.
Собрав необходимые документы, правообладатель обратился в Управление Росреестра с заявлением от 10.12.2009 о государственной регистрации прав собственности на тепловую сеть за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск».
Решением от 21.12.2009 № 01/137/2009-332 государственный регистратор ФИО3 Управления Росреестра отказал правообладателю в государственной регистрации прав.
Согласно этому решению основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что на основании приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 тепловая сеть – это совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям, то есть само по себе это мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации. Государственный регистратор также установил, что на государственную регистрацию правообладателем представлен кадастровый паспорт от 30.10.2009 из которого следует, что у сооружения – тепловая сеть от ТК до Т1 протяженностью 185,1 п.м. отсутствует прочная связь с землей, и существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению. Учтя указанные обстоятельства государственный регистратор пришел к выводу, что сооружение не является объектом недвижимого имущества и соответственно права на такое имущество не подлежат государственной регистрации в ЕГРИП.
Не согласившись с решением Управления Росреестра ДМС г.Хабаровска обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования ДМС г.Хабаровска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
При этом основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае , если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Рассматривая положения статей 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, на которые указывает статья 20 Федерального закона № 122-ФЗ, арбитражный суд пришел к выводу, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 ГК РФ).
В рассматриваемом спорном случае, отказывая заявителю в регистрации права собственности государственный регистратор пришел к выводу и посчитал, что тепловая сеть от ТК до Т1 протяженностью 185,1 п.м. вообще не является объектом недвижимости, поскольку у неё якобы отсутствует прочная связь с землей и поэтому существует возможность перемещения тепловой сети без несоразмерного причинения ущерба его назначению.
В обоснование такого вывода государственный регистратор в своем решении сослался только на понятие «тепловой сети», содержащееся в приказе Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения».
Из такого предположения государственного регистратора следует, что тепловая сеть (тепловое сооружение) вполне может быть расположена на земле или в воздухе, что по своей сути является ошибочной посылкой регистратора.
Исследовав вышеуказанную инструкцию Госстроя РФ № 285 арбитражный суд не установил в этой Инструкции прямого указания на то, что тепловые сети (сооружения) не являются и не могут быть отнесены к объектам недвижимости. Более того указанный приказ (инструкция) не был зарегистрирован в Минюсте РФ, в связи с чем его положения вообще не могли учитываться государственным регистратором прав при рассмотрении вопроса об отнесении тепловой сети к движимому или недвижимому имуществу.
Кроме того, общий порядок отнесения объектов и сооружений к недвижимому имуществу, установления существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этим же Законом определены и соответствующие органы, осуществляющие такие полномочия – органы кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установило, что тепловая сеть от ТК до Т1 по ул.Промышленная, 19 в г.Хабаровске протяженностью 185 п.м., 1973 года ввода в эксплуатацию является объектом недвижимого имущества и ему присвоен инвентарный учетный номер № 34278. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости Городскому округу «Город Хабаровск» выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения от 30.10.2009 (л.д.11), а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества (л.д.10).
В этой связи арбитражный суд, проанализировав компетенцию государственного регистратора прав по пункту 3 статьи 9 Федерального закона о регистрации прав № 122-ФЗ согласился с доводом ДМС г.Хабаровска о том, что Управление Росреестра при наличии документов органа кадастрового учета не вправе самостоятельно определять (либо) относить различные объекты к движимому или недвижимому имуществу.
Кроме того, суд считает, что вывод государственного регистратора о том, что тепловая сеть в отсутствие доказательств прочной связи с землей не может быть признана объектом недвижимости, является всего лишь его предположением, не основанным ссылками на соответствующие доказательства.
Между тем, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359, законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как: линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений - относятся к сооружениям.
Является общеизвестным и не подлежащим доказыванию факт того, что трубопроводы могут быть расположены как в земле, так и на поверхности земельного участка. При условии нахождения трубопровода на поверхности земельного участка в отдельных его частях по технологическим нормам сооружаются заглубленные в землю бетонные или металлические основания поддержки – фундаменты. Из указанного следует, что трубопроводы во всяком случае всегда прочно связаны с землей.
Более того, оценивая спорные правоотношения арбитражный суд первой инстанции учел и то, что существующая значительная прецедентная практика иных арбитражных судов России подтверждает возможность государственной регистрации тепловых сетей в качестве отдельных самостоятельных объектов недвижимого имущества , и все государственные регистраторы в иных регионах России (за исключением государственного регистратора в Хабаровском крае) беспрепятственно осуществляют регистрацию прав заявителей на тепловые сети и учитывают тепловые сети в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что государственный регистратор Управления Росреестра, принимая спорное решение и отказывая правообладателю в регистрации прав на тепловую сеть, руководствовался не действующим законодательством РФ, а всего лишь собственным усмотрением и предположением, что недопустимо.
Отказ государственного регистратора в регистрации права собственности правообладателя на тепловую сеть одновременно нарушает и экономические права ДМС г.Хабаровска, поскольку последний как представитель правообладателя без акта государственной регистрации недвижимости лишен возможности передать тепловую сеть специализированным организациям для последующего содержания и ремонта этой недвижимости.
С учетом установленных обстоятельств, спорное решение государственного регистратора Управления Россреестра судом не может быть признано законным и обоснованным и поэтому подлежит признанию недействительным. В этой связи первое требование ДМС г.Хабаровска подлежит удовлетворению.
Иные обстоятельства, препятствующие государственной регистрации тепловой сети в качестве самостоятельного объекта недвижимости, в решении Управления Россреестра от 21.12.2009 № 01/137/2009-332 не приведены. Поэтому в целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов ДМС г.Хабаровска арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ считает возможным обязать Управление Россреестра в течение 5-ти рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть от ТК до Т1», протяженностью 185,1 п.м., по адресу: <...>.
В этой связи второе требование заявителя также подлежит удовлетворению судом.
Вопрос о государственной пошлине за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции не рассматривался, поскольку как заявитель, так и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требования Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 21.12.2009 №01/137/2009-332 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение «Тепловая сеть от ТК до Т1», протяженностью 185,1 п.м., по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в течение 5-ти рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть от ТК до Т1», протяженностью 185,1 п.м., по адресу: <...>.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник