ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-20804/18 от 01.03.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-20804/2018

11 марта 2019 года

 Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 марта 2019 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский, <...>)

к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680030, <...>)

о признании недействительным открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок «ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края

о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 06.11.2018 № 8-01/324,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, у. Фрунзе, д. 70), Акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>, кв. I(1-45), II(1-37)),

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «Комресурс» – ФИО1 по доверенности от 27.12.2017;

от Министерства ЖКХ – ФИО2 по доверенности от 18.05.2018 № 1-07/6734,  ФИО3 по доверенности от 11.05.2018 № 1-07/6392,  ФИО4 по доверенности от 19.02.2019 № 1-07/2124;

от Хабаровского УФАС России – ФИО5 по доверенности от 05.09.2018 №8/8292;

от Комитета по ценам и тарифам – ФИО6 по доверенности от 09.01.2019 № 4-2-13-13;

от АО  «Хабаровские энергетические системы» - не явились.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.02.2019 до 16 часов 30 минут 27.02.2019, с 27.02.2019 до 15 часов 30 минут 01.03.2019.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Комресурс» (далее – Общество, ООО «Комресурс») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным действия по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок «ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края. Возбуждено производство по делу № А73-20804/2018.

Определением суда от 30.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России).

ООО «Комресурс» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому УФАС России о признании недействительным решения от 06.11.2018 № 8-01/324. Возбуждено производство по делу № А73-20805/2018.

Определением суда от 30.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Определением суда от 27.12.2018 судом объединены в одно производства для совместного рассмотрения дела № А73-20804/2018 и № А73-20805/2018, объединенному делу присвоен № А73-20804/2018. 

В судебном заседании 31.01.2019 ООО «Комресурс» заявило ходатайство об изменении предмета заявленных требований, согласно которого просило суд:

- признать недействительным открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок «ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края;

- признать недействительным решение Хабаровского УФАС России от 06.11.2018 № 8-01/324.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменение предмета требований было принято судом как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.

Определением суда от 31.01.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и Акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» (далее – АО «Хабаровские энергетические системы»).

В судебном заседании представитель ООО «Комресурс» требования поддержал по основаниям заявления и дополнений к нему.

Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Хабаровского УФАС России в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, доводы отзывов, дополнений к ним поддержали.

Представитель Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края дал устные пояснения.

АО «Хабаровские энергетические системы» извещено надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей АО «Хабаровские энергетические системы».

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

12.09.2018 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru размещено извещение № 110918/16965107/1 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края находящихся в государственной собственности Хабаровского края, размещена конкурсная документация. 

Объект соглашения – объекты централизованной системы холодного водоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края находящихся в государственной собственности Хабаровского края (водоочистные сооружения).

Концедент - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Содержание концессионного соглашения заключается в том, что концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведено в разделе II соглашения, право собственности на которое принадлежит (будет принадлежать) Хабаровскому краю, и эксплуатировать объект соглашения, в том числе осуществлять забор (подъем) воды и (или) водоподготовку на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7». Концедент в свою очередь обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной выше деятельности, а также права владения и пользования имуществом, принадлежащим Хабаровскому краю на праве собственности, образующим единое целое с объектом соглашения и предназначенным для использования в целях создания условий осуществления концессионером указанной выше деятельности, состав и описание которого приведены в разделе III настоящего соглашения.

Согласно проекту концессионное соглашение действует до 20 апреля 2031 года.

Критерии и предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса указаны в приложении № 2 к конкурсной документации.

Согласно порядка определения победителя им признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия.

Дата окончания подачи заявок – 24.10.2018, дата вскрытия конвертов – 24.10.2018, дата начала представления конкурсных предложений – 25.10.2018, дата окончания рассмотрения конкурсных предложений – 25.01.2019, дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями – 25.01.2019, срок подписания протокола о результатах конкурса – 29.01.2019.

Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня опубликования протокола о результатах проведения конкурса.

Согласно протокола вскрытия конвертов № 1 от 24.10.2018 на участие в конкурсе подана заявка АО «Хабаровские энергетические системы», конкурсная комиссия рекомендовала концеденту объявить конкурс несостоявшимся.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 25.10.2018 № 1877-р конкурс признан несостоявшимся, создана рабочая группа по рассмотрению заявки, поданной АО «Хабаровские энергетические системы».

ООО «Комресурс» полагая, что конкурсная документация не соответствовала требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), по мнению, заявителя, надлежало провести совместный конкурс на заключение концессионного соглашения на все объекты централизованной системы холодного водоснабжения, расположенные на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края находящихся в государственной собственности Хабаровского края и с муниципальной собственности городского поселения, 23.10.2018 обратилось с жалобой в Хабаровское УФАС России на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

06.11.2018 по результатам рассмотрения дела № 8-01/324 комиссией Хабаровского УФАС России было принято решение, в соответствии с которым жалоба ООО «Комресурс» на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края  при проведении открытого конкурса была признана необоснованной, доводы Общества признаны несостоятельными и документально не подтвержденными. При этом антимонопольный орган указал, что заявителем фактически оспаривается конкурсная документация, а не действия концедента.

 Не согласившись с решением Хабаровского УФАС России от 06.11.2018, ООО «Комресурс» обратилось в арбитражный суд с заявлением, согласно которого Общество просит суд:

- признать недействительным открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок «ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края;

- признать недействительным решение Хабаровского УФАС России от 06.11.2018 № 8-01/324.

Выявленные Обществом нарушения при проведении Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края  конкурса состоят в следующем.

Как указывает ООО «Комресурс» в заявлении, согласно условиям концессионного соглашения концессионер сможет начать исполнять свои обязанности не ранее февраля 2019 года, в то время как по условиям приложения № 2 к конкурсной документации расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения предусмотрены уже с 2018 года, базовый уровень операционных расходов изменен с 2018 года, в приложении № 5 к концессионному соглашению практически во всех мероприятиях год реализации начинается с 2018 года.

В пункте 2 приложения № 5 к концессионному соглашению «модернизация насосной группы первого водозабора скважин №№ 50, 52, 53 указана общая производительность скважин 170 куб.м. в час. С учетом насосов, установленных на указанных скважинах, производительность скважин составляет 96 куб.м. в час. Общую производительность скважин можно будет определить только после выполнения работ по модернизации и поведения экспертизы.

В Приложении № 6 к конкурсной документации самый большой объем отпуска воды составляет 1233, 01 куб.м. в год со всех источников водоснабжения. При установленной производительности скважин №№ 50, 52, 53 в 170 куб.м. в час подъем этими тремя скважинами составит более 1300 куб.м. в год.

Общество полагает, что в конкурсной документации ошибочно учтен объем воды (1122,86 тыс.куб.м.), поднимаемый как по объекту холодного водоснабжения, находящегося в краевой собственности, так и других централизованных и нецентрализованных систем, а также покупная вода п.ФИО7. При этом указанный объем не соответствует ни схеме водоснабжения, ни утвержденному тарифу, т.е параметрам концессионного соглашения.

Заявитель указывает, что объем отпуска воды в году, предшествующему первому году действия концессионного соглашения, указан 2017 год вместо 2018 года, объем воды в 2018 году не соответствует ни утвержденной схеме водоснабжения, ни утвержденному тарифу на 2018 год, цены на энергетические ресурсы, потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды, величина неподконтрольных расходов в сфере водоснабжения также в качестве года, предшествующего долгосрочному периоду регулирования, указан 2017 год вместо 2018 года, предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера в сфере водоснабжения, по отношению к предыдущему году, необоснованно завышен в 2018 году (125,2%), так как дополнительные расходы не могут быть понесены в связи с заключением концессионного соглашения в 2019 году. При утверждении тарифа на водоснабжение Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на период действия 2016-2018 годов были установлены предельные удельные нормы расхода электроэнергии на подготовку воды в размере 0, 908 кВтч/куб.м., на транспортировку – 1,267 кВтч/куб.м., при этом без учета расхода электрической энергии на очистку воды, поскольку параметры долгосрочного регулирования не подлежат пересмотру в связи с индексацией тарифа, а затраты по очистке воды были включены в тариф со второго полугодия 2017 года.

Общество указывает, что в приложении № 2 к конкурсной документации удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, подаваемой в сеть, установлен в 2018 году в пределах: 0,0994033-0,0922706 кВтч/куб.м., на транспортировку на 2018 год – 1,56031031-1,5989766 кВтч/куб.м. В утвержденной схеме водоснабжения этот же показатель с учетом предусмотренных мероприятий по модернизации, реконструкции объектов водоснабжения установлен на период с 2019 по 2022 на подготовку питьевой воды в размере 1,21 кВтч/куб.м., на транспортировку – 1,13 кВтч/куб.м. У заявителя в связи с этим возник вопрос на какое оборудование взят расход электрической энергии (краевое или краевое с муниципальным) и какой взят объем воды (поднимаемый за счет краевых скважин или краевых и муниципальных).

Общество полагает, что в конкурсной документации удельный расход электроэнергии на подготовку воды занижен, в связи с тем, что объем воды, подаваемой в сеть, принят исходя из объема воды из всех источников водоснабжения п.ФИО7.

Таким образом, ООО «Комремурс» указывает, что критерии конкурса и предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, указанные в приложении № 2 к конкурсной документации в части удельного расхода электрической энергии, потребляемой в процессе подготовки и транспортировки воды, не соответствует действительности.

Кроме этого, по мнению Общества, утвержденные мероприятия по модернизации и реконструкции объекта не соответствуют друг другу. Приложением № 1 к схеме водоснабжения предусмотрена разработка проектно-сметной документации и  получение экспертизы, а также модернизация насосной группы первого водозабора скважин №№ 50, 52, 53 – 2018 год, остальные работы запланированы на 2019-2022 год, приложением № 5 к концессионному соглашению указанные сроки определены как: первый этап (разработка проектно-сметной документации и  получение экспертизы) – 2018-2019 годы, второй (модернизация насосной группы первого водозабора скважин) – 2018-2019 годы.

По мнению заявителя, предлагаемый концедентом порядок передачи объектов в концессию не согласуется со схемой водоснабжения п.ФИО7, приведет к нарушению в оперативном управлении всей схемой холодного водоснабжения п.ФИО7, объекты холодного водоснабжения, находящиеся в краевой и муниципальной собственности являются единой и неразрывной сетью, что не позволяло проводить конкурс на отдельные элементы такой системы. Общество представило письмо Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 13.07.2016, в котором, по мнению заявителя, признается неразрывная связь систем холодного водоснабжения, находящихся в краевой и муниципальной собсвенности.

В подтверждение своих доводов ООО «Комресурс» представило заключение специалиста № СТЭ-2-2019, технический отчет видеообследования водозаборных скважин №№ 50, 52, 53.

Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Порядок организации и проведения торгов регламентирован статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу пункта 1 и 4 статьи 447 ГК РФ, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов; договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства»).

Нарушения, допущенные организатором торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (при предъявлении иска частноправового характера).

Таким образом, в силу приведенных норм права лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Следовательно, для признания недействительными результатов торгов и сделки, заключенной по итогам их проведения, должна быть установлена совокупность двух условий:нарушение закона при проведении торгов, которое могло повлечь искажение их результатов;наличие материально-правового интереса истца, который, будучи допущенным к участию в торгах, мог бы конкурировать с иными его участниками и предложить более выгодные условия (применительно к торгам, проводимым в форме конкурса).

В каждом конкретном случае при рассмотрении данной категории споров суду необходимо устанавливать не только факт нарушения правил проведения торгов, но и оценивать данное нарушение с точки зрения того, находится ли оно в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение иска о признании недействительными открытого конкурса и сделки, заключенной по их результатам.

Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, утвержденной постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального от 05.12.2017 № 1056 подъем воды для оказания услуг по централизованному водоснабжению в городском поселении «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района осуществляется скважинами, находящимися как в государственной собственности Хабаровского края, так и в муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района.

Конкурс объявлен на заключение концессионного соглашения только в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края.

В силу статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях объект концессионного соглашения может представлять собой как недвижимое имущество, так и совокупность недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионной соглашением.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей данного Закона.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу части 2 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объект концессионного соглашения и иное не принадлежащее концеденту имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.

Из системного толкования указанных выше норм Закона о концессионных соглашениях не следует требование об обязательной передаче в качестве объекта концессионного соглашения только системы коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей единый технологический цикл оказания коммунальной услуги.

Кроме того, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) предусматривает случай эксплуатации отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения разными организациями, отвечающими за отдельные стадии технологического процесса (водоподготовка, транспортировка и иное).

В указанном случае, согласно статье 12 Закона № 416-ФЗ, организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения, и заключать договоры, обеспечивающие единство технологического процесса оказания услуги по водоснабжению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» предусмотрена возможность установления тарифов организациям, осуществляющим различные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения в пределах одной системы водоснабжения.

Таким образом, возможность эксплуатации, в том числе в рамках концессионного соглашения, отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения различными организациями с целью оказания потребителям такой системы услуг по водоснабжению, законодательно урегулирована.

Учитывая объективную необходимость передачи объектов водоснабжения городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района в концессию, администрациями городского поселения, Верхнебуреинского                                           муниципального    района,   ООО    «Комресурс», Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края утвержден План мероприятий (дорожная карта) по организации и проведению совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории городского поселения Рабочий поселок ФИО7».

В Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Правительство Хабаровского края в декабре 2017 года поступили обращения администрации городского поселения о проведении вышеуказанного совместного конкурса.

Ввиду несоответствия предложения администрации поселения требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 558, письмами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.01.2018 № 1-07/216 и Правительства Хабаровского края от 26.01.2018 № 12.3.63-2024 предложение о проведении совместного конкурса было возвращено на доработку, при этом даны разъяснения о необходимости подготовки предложения о проведении совместного конкурса, отвечающего требованиям законодательства с приложением необходимых расчетов и документов, подтверждающих окупаемость мероприятий.

Доработанных материалов администрацией представлено Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не было.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края письмом от 20.04.2018 № 1-07/5365 направило в администрацию городского поселения предложение о проведении совместного конкурса.

Ответ от администрации о рассмотрении указанного предложения и (или) принятии решения о возможности (невозможности) проведения совместного конкурса в соответствии с пунктом 8 Постановления в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не поступил.

Согласно письму администрации городского поселения от 24.07.2018 № 1420, объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью, с 10.08.2018 передаются по муниципальной преференции без проведения торгов в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло».

В связи с чем, распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 06.09.2018 № 1558-р обосновано принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения, находящихся в государственной собственности Хабаровского края.

Представленное Обществом письмо Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 13.07.2016 не опровергает установленные в судебном заседании обстоятельства об отсутствии необходимости проведения совместного конкурса.

В части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях содержится исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в конкурсной документации, в том числе требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса, исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления участниками конкурса, соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленной конкурсной документацией, размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения, порядок и сроки его внесения, реквизиты счетов, на который вносится задаток.

Частью 2 статьи 45 Закона о концессионных соглашениях установлено, что задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

В силу части 1 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях в качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;

3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта;

4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в
соответствии с частью 2 настоящей статьи;

5) плановые значения показателей деятельности концессионера;

6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не
установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если
решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной
документацией предусмотрена плата концедента.

Частью 6 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения этого срока, объявляется несостоявшимся.

Конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в тридцатидневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся (часть 7 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях).

Согласно протоколу № 1 от 24.10.2018 на участие в конкурсе подана заявка АО «Хабаровские энергетические системы». Конкурсной комиссией концеденту рекомендовано объявить конкурс несостоявшимся.

Таким образом, концессионное соглашение с единственным участником должно быть заключено в 2018 году, в связи с чем, концессионер будет вправе немедленно приступить к исполнению концессионного соглашения, руководствуясь критериями конкурса.

Согласно приложению № 5 к проекту концессионного соглашения сроки исполнения мероприятий по реконструкции и созданию объекта концессионного соглашения отнесены не к 2018 году, а к временному периоду 2018-2019 годов, что отвечает схеме водоснабжения и водоотведения городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, утвержденной постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального от 05.12.2017 № 1056 (далее - Схема), и фактической возможности реализации соответствующих мероприятий. Кроме того, это не противоречит требованиям закона.

Кроме того, Закон о концессионных соглашениях предусматривает возможность заключения концессионного соглашения без проведения торгов, в том числе, в случае поступления в конкурсную комиссию менее двух заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения.

Согласно распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 25.102018 № 1877-р «О признании открытого конкурса в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, несостоявшимся» конкурс объявлен несостоявшимся по причине поступления в конкурсную комиссию менее двух заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 6 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях, единственный заявитель вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения в срок не более 60 рабочих дней.

Таким образом, концессионное соглашение с единственным участником должно быть заключено в 2018 году, в связи с чем, концессионер будет вправе немедленно приступить к исполнению концессионного соглашения, руководствуясь критериями конкурса.

Частью 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если при    осуществлении    концессионером    деятельности,    предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, устанавливает тарифы в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением, за исключением случаев, если соответствующими полномочиями в области регулирования цен (тарифов) наделен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, орган местного самоуправления поселения или городского округа (ч. 4 ст. 40).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что при представлении сведений о прогнозных значениях объема воды и принятых сточных вод на срок действия концессионного соглашения при отсутствии схемы водоснабжения и водоотведения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах воды и принятых сточных вод расчетный объем отпуска воды и принятых сточных вод определяется органом регулирования тарифов с учетом фактического отпуска воды и принятых сточных вод за последний отчетный год, динамики отпуска воды и принятых сточных вод за последние 3 года и документов территориального планирования.

При представлении (согласовании) долгосрочных параметров регулирования тарифов, расчетных сведений об объеме отпуска воды и принятых сточных вод в году, предшествующем первому году срока действия концессионного соглашения, сведений о потерях воды и об удельном потреблении энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и принятых сточных вод в году, предшествующем первому году срока действия концессионного соглашения (по каждому виду энергетического ресурса), органом регулирования тарифов используются фактические (плановые) сведения по регулируемой организации (регулируемым организациям), осуществляющей или ранее осуществлявшей регулируемую деятельность с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, перечень которых определен конкурсной документацией (проектом конкурсной документации). При этом в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, ранее не использовавшихся регулируемыми организациями при осуществлении регулируемого вида деятельности, при определении указанных сведений используются технико-экономические характеристики объектов водоснабжения и водоотведения, предусмотренные паспортами таких объектов, и данные по аналогичным организациям, осуществляющим регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

Пунктом 60 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 установлено, что орган регулирования тарифов представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных систем и объектов сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.

Орган регулирования тарифов также представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по запросу, обязательным приложением к которому являются сведения о составе имущества, в отношении которого проводится конкурс, информацию об объеме отпуска воды в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема отпуска воды на срок действия концессионного соглашения; об удельном расходе электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть, и удельном расходе электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды.

В соответствии с Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования. Комитет входит в структуру иных органов исполнительной власти Хабаровского края (пункты 1.2, 1.3 Положения).

Согласно пункту 3.3 Положения в функции Комитета входит осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования указанных цен (тарифов) на территории Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В полномочия Комитета входит утверждение производственных программ организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 4.2.4 Положения).

Комитетом по запросу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для подготовки конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения представлены значения долгосрочных параметров, не являющихся критериями конкурса - динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, долгосрочные параметры, являющиеся критериями конкурса, и иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения, на основании которых разработана конкурсная документация, что соответствует требованиям закона.

В конкурсную документацию по конкурсу в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок ФИО7» Верхнебуреинского муниципального района, находящихся в государственной собственности края, были включены сведения об объеме отпуска воды и удельном расходе электрической энергии, представленные Комитетом по запросу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, к которому в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 был приложен перечень имущества, предлагаемого для передачи в концессию.

В соответствии с Законом  о концессионных соглашениях одним из существенных условий концессионного соглашения являются технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения.

Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

Таким образом, объем водоснабжения и сроки проведения мероприятий по развитию водопроводных сооружений к технико-экономическим показателям объектов централизованной системы холодного водоснабжения не относятся.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения схем водо­снабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, целью разработки схем водоснабжения и водоотведения являет­ся обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного во­доснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горяче­го водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - цен­трализованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горя­чего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водополь­зования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водо­отведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосбере­гающих технологий.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при подготовке конкурсной документации на право заключе­ния концессионного соглашения руководствовалось разработанной и утвержден­ной постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок ФИО7­» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 05.12.2017 № 1056 Схемой водоснабжения и водоотведения до 2032 года.

При расчете плановых значений показателей деятельности концессионера и иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических пока­зателей, а также долгосрочных параметров, являющихся критериями конкурса, ко­торые были согласованы с регулирующим органом - Комитетом, не суммировались текущие значения пока­зателей по муниципальному имуществу и краевому, а определялись исходя из схемы, а также исходя из того, как должна работать система водоснабжения в го­родском поселении, чтобы обеспечить качественной услугой потребителей при оп­тимальном тарифе, а не основываясь на фактической ее эксплуатации.

Комитет предста­вил Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для конкурса параметры, соответствующие утвержденной схеме.

Согласно отзыва Комитета к связи с тем, что в пункте 1.3.7. Схемы прогнозный объем отпуска воды не разделен на объем отпуска воды в сеть, прошедший через водоочистные сооружения (далее - ВОС), и не подвергшейся очистке, Комитету не представилось возможным указать сведения об объеме отпуска воды, прошедшем через ВОС, находящиеся в краевой собственности, в отношении которых проводился конкурс на заключение концессионного соглашения при расчете удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть, Комитетом учтена электрическая энергия, потребляемая электрооборудованием, установленным на ВОС; ри расчете удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой питьевой воды, Комитетом учтена электрическая энергия, потребляемая электрооборудованием, установленным на скважинах и насосных станциях, являющихся государственной собственностью, в отношении которых проводился конкурс на заключение концессионного соглашения.

В связи с тем, что вода поступает до ВОС на насосную станцию 2-го подъема, а после ВОС на станцию 3-го подъема, которые являются объектами концессионного соглашения, объем транспортируемой питьевой воды, комитетом был принят в размере объема отпуска воды в сеть.

Удельный расход электроэнергии, потребляемой в технологическом
процессе подготовки (очистки) питьевой воды определен Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и согласован Комитетом, исходя из технических характеристик оборудования, установленного на находящемся в краевой собственности объекте капитального строительства, планируемого результата, проведенных концессионером мероприятий, а также фактической потребности в водеабонентов централизованной системы водоснабжения городского поселения.

При этом заявитель ничем не подтверждает свои доводы относительно занижения расходов электроэнергии и воды данными приборов учета воды и учета электроэнергии прошедшими поверку и имеющими соответствующие сертификаты, и зафиксированные в соответствующих журналах учета расхода воды и электроэнергии.

В отношении объемов транспортируемой на очистку воды следует отметить следующее.

Основой проектирования скважин, находящихся в краевой собственности (№№ 50, 51, 52, 53), и определения их количества для обеспечения заданной при проектировании производительности водоочистных сооружений 6,5 тыс. куб.м. в сут­ки являлись результаты поисково-оценочных работ на подземные воды, проведен­ные в 2006-2008 годах. В соответствии с Отчетом о результатах проведения поис­ково-оценочных работ на подземные воды на левобережье р. ФИО7 для водо­снабжения пос. ФИО7 с подсчетом запасов по состоянию на 01.11.2008, подготовленным филиалом ФГУГП «Гидроспецгеология Дальневосточный регио­нальный центр ГМСН в 2009 году, рекомендуемые эксплуатационные дебиты скважин составляют: скважины № 50 - 550  куб.м. в сутки; скважины № 51 - 400 куб.м. в сутки;мскважины № 52 - 1100 куб.м. в сутки; скважины № 53 - 1400 куб.м. в сутки, суммарно все скважины обеспечат подъем воды 3450 куб.м. в сутки, без скважины № 51 - 3050 куб.м. в сутки (1113,25 тыс. куб.м. в год).

Таким образом, расходы воды, определенные в задании концессионеру и со­ответствуют проектной производительности скважин, находящихся в краевой соб­ственности.

Заданием концессионеру определены следующие мероприятия:

- пункт 2. Модернизация насосной группы первого водозабора скважин № 50, № 52, № 53, общей произво­дительностью 170 куб.м. в час;

- пункт 3. Реконструкция скважины № 51;

- пункт 3.2. Бу­рение дополнительной скважины взамен скважины № 51 с устройством подъездной дороги и павильона;

- пункт 3.3. Устройство линии электропередач, комплектной трансформаторной подстанции наружной установки 14 6/160, водовода к дополни­тельной скважине № 51, которые и должны привести к выполнению запланиро­ванных показателей деятельности системы и, как результат, повысить качество услуг и надежность системы.

Согласно отзыву Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при выполнении условий концессионного соглашения будет возможно обес­печение текущей потребности в воде п. ФИО7 только из скважин, находящихся к краевой собственности, муниципальные скважины №№ 26, 33 будет рекомендо­вано перевести в резерв.

Удельный расход электроэнергии, представленный в задании концесси­онеру, соответствует техническим мероприятиям, которые должны быть вы­полнены концессионером.

В судебном заседании представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края пояснил, что на муниципальном имуществе в ближайшее время ме­роприятий по модернизации и (или) реконструкции не запланировано, что может привести к авариям и повлиять на качество и бесперебойность предоставления коммунальной услуги.

Согласно статье 41.1. Закона № 416-ФЗ, которая определяет особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснаб­жения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственно­сти, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, от­дельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муници­пальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского за­конодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенно­стей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требо­ваниями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Феде­рального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких си­стем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соот­ветствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указан­ных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользо­вания сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной и краевой соб­ственности, находятся в едином технологическом процессе производства и постав­ки потребителю воды, но они имеют четкие границы балансового раздела (по границе эксплуатационной ответственности), на которых можно и необходимо установить приборы учета.Эксплуатирующие организации, имеющие права вла­дения данными объектами, заключают между собой договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Возможность эксплуатации отдельных объектов (технологических циклов) централизованной системы водоснабжения также подтверждается Основами це­нообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

В подпункте «б» пункта 5 Основами це­нообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что орган регулирования тарифов устанавливает: для иных регулируемых организаций - тарифы на транс­портировку холодной воды (т.е. на воду, которая будет транспортироваться по водораспределительной сети, находящейся в муниципальной собственности, потребителям), тарифы на подключение (технологическое присоединение) к цен­трализованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организацияосу­ществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку (т.е. на воду, которая будет подаваться из скважин, находящихся в муниципальной собственности, на очистку на водоочистных сооружениях, находящихся в краевой собствен­ности).

В части доводов ООО «Комресурс» относительно   утверждения    Комитетом   при   установлении   тарифов показателей надежности, качества и энергетической эффективности на каждый год действия тарифа следует отметить, что при регулировании тарифов на 2016-2018 годы Комитетом установлены: удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть, в размере 0,908 кВтч/куб.м; удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой питьевой воды в размере 1,267 кВтч/куб.м.

Данные показатели являются показателями энергетической эффективности. Общий удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологических процессах подготовки и транспортировки питьевой воды, был установлен на 2018 год в размере 2,175 кВтч/куб.м, с учётом объектов системы холодного водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности.

Согласно пояснениям Комитета на момент установления указанных тарифов показатели были установлены с учетом объектов и муниципальной, и государственной собственности на основании представленных организацией правоустанавливающих документов на эти объекты.

При   представлении  же  прогнозных  показателей  энергетической эффективности  на  период  действия  концессионного  соглашения  для организатора конкурса, общий удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологических процессах подготовки и транспортировки питьевой воды, был установлен в размере 1,6597 кВтч/куб.м., за исключением объектов, являющихся муниципальной собственностью.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Обществом в материалы дела не представлены доказательстваподтверждающие, что параметры концессионного соглашения являются необоснованными.

Иные доводы заявителя рассмотрены и отклонены судом как не имеющие правового значения для разрешения спора.

Представленные ООО «Комресурс» заключение специалиста № СТЭ-2-2019, технический отчет видеообследования водозаборных скважин №№ 50, 52, 53 не опровергают установленные в судебном заседании обстоятельства и доводы лиц, участвующих в деле.

При этом суд учитывает, что ООО «Комресурс» имело право принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения и предложить наилучшие результа­ты выполнения мероприятий, но не сделало этого, за разъяснением конкурсной документации к организатору торгов не обращалось, предложения о внесении в нее изменений не направляло.

Принимая во внимание установленные в судебном разбирательстве обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания открытоо конкурс на право заключения концессионного соглашения и оспариваемого решения Хабаровского УФАС России от 06.11.2018 недействительными, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина в сумме 9 000 рублей за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Комресурс» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                 О.А.Гавриш