ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2164/2012 от 03.04.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-2164/2012

13 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2012 года. Изготовление полного текста решения откладывалось до 13 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д.Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

об оспаривании постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.02.2012г. № 2-д и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 09.02.2012г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 (личность удостоверена по предъявленному паспорту); представителя ФИО2 (личность удостоверена по предъявленному паспорту), действующей по заявлению предпринимателя о полномочиях представителя;

от административного органа - ФИО3, действующей по доверенности № 73 от 16.01.2012.

Сущность дела: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованиями отменить постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.02.2012г. № 2-д, которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представление от 09.02.2012г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 29.03.2012г. по 03.04.2012г.

В заседании суда предприниматель и его представитель на требованиях настаивали по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304272332900078, ИНН <***>. Одним из видов деятельности предпринимателя является организация и осуществление общественного питания студентов и работников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хабаровский государственный институт искусств и культуры» (далее - ФГБОУ ВПО ХГИИК, институт).

24.01.2012 главным специалистом отдела по контролю за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО4, в связи с поступившим в административный орган обращением ректора ФГБОУ ВПО ХГИИК о высоких ценах на реализуемую предпринимателем ФИО1 продукцию, вынесено определение о возбуждении в отношении предпринимателя дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и проведении в порядке статьи 28.7. КоАП РФ административного расследования.

В период с 24.01.2012г. по 31.01.2012г. в ходе проведения административного расследования по соблюдению установленного государством порядка ценообразования административным органом установлено, что предприниматель ФИО1 в период с сентября 2009 года по 31 января 2012 года, оказывая услуги общественного питания в ФГБОУ ВПО ХГИИК, расположенном по адресу: <...>, в нарушение постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановления Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002г. № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае», применял не утвержденную в установленном нормативным правовым актом порядке наценку на продукцию, реализуемую в институте.

31.01.2012г. вышеуказанным должностным лицом комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского краяв отношении ИП ФИО1, с его участием, составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (09.02.2012г. в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 617) вручен предпринимателю.

09.02.2012г. заместителем председателя по вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО5 по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление №2-д, которым ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, предпринимателю назначен административный штраф в размере 50 000 руб.

В тот же день административным органом вынесено представление, в соответствии с которым предпринимателю предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представить в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы, в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60 «Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края» для установления наценки на реализуемую продукцию.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания и представлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании их законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. Пунктом 4 Указа предусмотрено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определен перечень услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 г. № 252 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

В указанный перечень внесена, в том числе, продукция (товары), реализуемая на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60 в целях реализации полномочий органов исполнительной власти края по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 239, постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г. № 252, утвержден «Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края» (далее – Порядок).

Настоящий Порядок определяет процедуру организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края (пункт 1).

Согласно пункту 3 настоящий Порядок распространяется на правоотношения, возникающие при осуществлении государственного регулирования цен, тарифов, надбавок и наценок на продукцию, товары и услуги (далее - государственное регулирование) на территории Хабаровского края Губернатором края и Комитетом по ценам и тарифам Правительства края (далее - Комитет) в пределах определенной компетенции.

В силу пункта 5 Порядка субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращаются в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов согласно типовым перечням.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Порядком, экономически обоснованные наценки устанавливаются уполномоченным органом при наличии документов, подтверждающих наличие обоснованных затрат при осуществлении регулируемой деятельности. Обязанность по представлению указанных документов возлагается на субъект, осуществляющий регулируемую деятельность.

Анализ вышеуказанных нормоположений позволяет сделать вывод, что в соответствии с утвержденным Губернатором Хабаровского края Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, любой субъект, осуществляющий регулируемую государством деятельность на территории Хабаровского края, обязан обратиться в уполномоченный орган – Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период с сентября 2009 года по 31 января 2012 года индивидуальный предприниматель ФИО1, оказывая услуги общественного питания в ФГБОУ ВПО ХГИИК, расположенном по адресу: <...>, применял на реализуемую в институте продукцию свободную наценку, не установленную Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в соответствии с утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006г. № 60 Порядком. Таким образом, предприниматель ФИО1, являясь субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, в нарушение пункта 5 Порядка с заявлением об установлении (согласовании) наценок на реализуемую продукцию с представлением расчетных и обосновывающих материалов в уполномоченный орган не обращался.

Законодательством Российской Федерации не предоставлено право субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, самостоятельно устанавливать наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что действия предпринимателя ФИО1 по самостоятельному установлению наценки на продукцию, реализуемую в высшем учебном заведении при оказании услуг общественного питания, правильно квалифицированы административным органом как нарушение установленного порядка ценообразования, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного заявителем, подтверждается, в частности, протоколом об административном правонарушении от 31.01.2012г., справкой о проведенном административном расследовании от 31.01.2012г., приказом ИП ФИО1 о наценке от 01.09.2009г. № 37, договором аренды федерального имущества от 08.10.2007г. № 0470, пояснениями участников процесса.

Вина предпринимателя выражается в том, что при оказании услуг общественного питания в ФГБОУ ВПО ХГИИК он применял на реализуемую продукцию наценки, не установленные уполномоченным органом исполнительной власти, при этом у предпринимателя имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, необходимых мер по соблюдению установленного порядка ценообразования он не предпринял.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 не были представлены документы для установления наценок на реализуемую продукцию в установленном порядке, следовательно, не предприняты меры по устранению причин совершения правонарушения, что и послужило основанием для вынесения соответствующего представления от 09.02.2012г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, чтоу административного органа имелось достаточно данных для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.

Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Довод заявителя о нарушении административным органом положений статьи 24.4 КоАП РФ, выразившемся в том, что заявленные предпринимателем ходатайства о продлении срока предоставления истребуемых Комитетом документов до 08 февраля 2012г. не были рассмотрены, определения по рассмотрению заявленных ходатайств не выносились, подлежит отклонению, поскольку, в силу части 2 статьи 24.4 КоАП РФ оформление определения необходимо только в случае отказа в удовлетворении ходатайства. Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 09.02.2012г., то есть ходатайства предпринимателя фактически были удовлетворены, ему была предоставлена возможность представить все необходимые документы в ходе рассмотрения административного дела, однако, данным правом предприниматель не воспользовался, документы в Комитет представлены не были.

Таким образом, нарушений порядка, срока привлечения предпринимателя к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 об отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.02.2012г. № 2-д и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 09.02.2012г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак