Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-2183/2021
августа 2021 года
Резолютивная часть объявлена 04 августа 2021 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В. (до перерыва), помощником судьи Скрипкиным А.В. (после перерыва),
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (адрес: 680507, Хабаровский край, село Некрасовка, район Хабаровский, улица Ленина, 20)
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
о признании недействительным приказа от 20.11.2020 № 491 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», о признании недействительным определения от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» в части привлечения к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (с учетом принятых судом уточнений)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная специализированная служба» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680507, <...>), ФИО1 (адрес: 680561, <...>), Администрация сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680507, <...>).
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО2 председатель совета депутатов (до перерыва); ФИО3 по доверенности от 12.04.2021, диплом;
от УФАС по Хабаровскому краю: до перерыва – ФИО4 по доверенности№ 6/6062 от 07.06.2021; после перерыва представитель не явился;
от ООО «Межмуниципальная специализированная служба»: до перерыва – ФИО5 директор по приказу № 1 от 09.01.2020; после перерыва – представитель не явился;
от Администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 09.11.2020, диплом;
от ФИО1: не явились, извещены.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Совет депутатов) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган), в соответствии с которым (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнений) просит признать недействительными приказ от 20.11.2020 № 491 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», определение от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» в части привлечения к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная специализированная служба» (далее – ООО «МСС»), ФИО1, Администрация сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрации).
В судебном заседании представитель Совета депутатов на требовании настаивал.
Представители Администрации и ООО «МСС» поддержали доводы Совета депутатов, просили требования удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседание на требование возразила, но, одновременно, сообщила, что определением от 21.04.2021 прекращено участие Совета депутатов в качестве ответчика по делу № 8-01/478(027/01/15-1830/2020), поскольку в его адрес предупреждение в порядке статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) не выдавалось.
ФИО1 надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил; отзыв не представлен.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 28.07.2021 до 04.08.2021.
Изучив материалы дела, исследовав доводы заявлений и отзыва, суд установил следующие фактические обстоятельства, значимые для разрешения настоящего спора.
Решением Совета депутатов от 26.07.2018 № 311-75 утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района.
Решением Совета депутатов от 15.11.2018 № 10-2 утверждено Положение о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района.
Договор об учреждении ООО «МСС» подписан между администрацией сельского поселения «Село Некрасовка», администрацией Сергеевского сельского поселения, администрацией Елабужского сельского поселения, ООО «Диорама» 15.08.2018; путем объединения вкладов обязуются создать ООО «МСС» (пункт 1 договора), предметом деятельности общества является деятельность в области решения вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на сельских поселений и городского поселения Хабаровского муниципального района, входящих в состав участников общества и муниципальных образований с которыми заключено соглашение об организации на их территории ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (пункт 3.2).
В Хабаровское УФАС России 12.02.2020 поступило заявление гражданина ФИО1 на действия Администрации и Совета депутатов, ООО «МСС» в части наделения ООО «МСС» функциями и правами органов местного самоуправления, в создании преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения заявления Хабаровское УФАС России пришло к выводу о наделении ООО «МСС» рядом полномочий контрольно-распорядительного характера в области похоронного дела, отнесенных законом к полномочиям органом местного самоуправления с возложением на общество функций по содержанию и обслуживанию муниципального общественного кладбища, что обеспечивает ему более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка ритуальных услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах.
Усмотрев в этом наличие признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган на основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции выдал Администрации предупреждение от 11.05.2020 № 8/5163 о необходимости прекращения указанного нарушения путем осуществления мероприятий, направленных на исключение из Решений Совета депутатов от 26.07.2018 № 311-75, от 15.11.2018 № 10-2 положений, касающихся передачи в ведение ООО «МСС» муниципальных кладбищ и земельных территорий с документами, изъять из ведения службы общественные кладбища и принять их в ведение администрации сельского поселения, изъять у службы функции по выделению земельных участков под захоронения, ведению учета захоронений и выдачу разрешений на захоронения, осуществление регистрации захоронений, контролю за соблюдением порядка захоронений, выдаче разрешений на въезд (посещение) кладбищ, копку могил, в срок до 30.09.2020.
Установив, что в установленный срок предупреждение Администрацией не исполнено, Хабаровское УФАС России издало приказ от 20.11.2020 № 491 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
Этим приказом антимонопольным органом возбуждено дело № 8-01/478(027/01/15-1830/2020) по признакам нарушения Администрацией частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении ООО «МСС» функциями и правами органа местного самоуправления, в создании ему преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, указанным приказом утвержден состав комиссии по рассмотрению дела.
Определением Хабаровского УФАС России от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Совет депутатов.
Не согласившись с вышеуказанными приказом и определением в части привлечения к рассмотрению дела в качества ответчика Совета депутатов, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (с учетом принятых судом уточнений требований).
В обоснование заявленных требований Совет депутатов приводит доводы о том, что его необоснованно привлекли в качестве ответчика, поскольку предупреждение в его адрес не выдавалось. Также Совет депутатов ссылается на законность обозначенных антимонопольным органом Решений Совета депутатов ввиду успешного прохождения правовой экспертизы прокуратурой. В целом Совет депутатов констатирует, что законных оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.
Вышеуказанные доводы поддержаны ООО «МСС» и Администрацией.
Возражая против заявленных требований, Хабаровское УФАС России ссылается на отсутствие процессуальных нарушений, приводит доводы о наличии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, антимонопольный орган сообщил, что определением от 21.04.2021 прекращено участие Совета депутатов в качестве ответчика по делу № 8-01/478(027/01/15-1830/2020), поскольку в его адрес предупреждение в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции не выдавалось, тем самым признав необоснованное привлечение Совета депутатов к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам относительно существа спора.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В силу части 3 статьи 15 вышеуказанного закона запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлены гарантии осуществления погребения умершего (статья 8) и гарантированный перечень услуг по погребению (статья 9). Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (часть 2 статьи 9 Закона о погребении).
Пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Также пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, законом не предусмотрена.
Понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014, согласно которому специализированная служба по вопросам похоронного дела является хозяйствующим субъектом, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.
Вместе с тем, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не конкретизирует способ и порядок его реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Так, согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Статьей 6 Закона о погребении также предусмотрено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего, а также отказа супруга, близких родственников, иных родственников от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших - совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справки о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Вместе с тем, специализированная служба по вопросам похоронного дела может быть наделена правом на оказание услуг по погребению и связанных с ними услуг на возмездной основе, то есть является таким же участником товарного рынка, как и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по погребению (код ОКВЭД 96.03.), состоит с ними в конкурентных отношениях.
Как установлено Хабаровским УФАС России при рассмотрении обращения ФИО1, решением Совета депутатов от 26.07.2018 № 311-75 об утверждении положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения «Село Некрасовке» Хабаровского муниципального района» утверждено одноименное положение, в соответствии с пунктом 1.8 которого специализированная служба осуществляет обслуживание, благоустройство и содержание кладбищ и иных специализированных мест захоронения, расположенных на территории муниципальных образований, входящих в состав учредителей и участников межмуниципального хозяйственного общества, за счет бюджетных средств соответствующих муниципальных образований, также специализированная службы ведет учет захоронений и выдачу разрешений на захоронение по форме в соответствии с приложением № 1. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.3 Положения специализированная служба наделена правом получать возмещение затрат из средств бюджета сельского поселения «Село Некрасовка», а также из бюджетов муниципальных образований, входящих в состав участников межмуниципального хозяйственного общества, на выполнение работ по содержанию кладбищ, благоустройству и санитарной очистке территории кладбищ, части затрат на оказание гарантированного перечня услуг, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней.
Гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, оказываемой специализированной службой, включает в том числе копку могилы для погребения (подпункт 4 пункта 3.4, подпункт 5 пункта 4.3 Положения).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения специализированная служба оформляет сведения о количестве имеющихся захоронений и их давности (подпункт 1), рисует схему расположения существующих захоронений (могил) (подпункт 2), определяет размер свободного земельного участка в границах родственного, воинского или семейного (родового) захоронения с целью возможности будущих погребений (подпункт 3), указывает перечень работ, выполнение которых необходимо при подготовке будущей могилы (подпункт 4). Указанные сведения и схема заверяется подписью представителя специализированной службы, составившего заключение р возможности (или об отсутствии возможности) нового захоронения.
Договор об учреждении ООО «МСС» подписан между администрацией сельского поселения «Село Некрасовка», администрацией Сергеевского сельского поселения, администрацией Елабужского сельского поселения, ООО «Диорама» 15.08.2018; путем объединения вкладов обязуются создать ООО «МСС» (пункт 1 договора), предметом деятельности общества является деятельность в области решения вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на сельских поселений и городского поселения Хабаровского муниципального района, входящих в состав участников общества и муниципальных образований с которыми заключено соглашение об организации на их территории ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (пункт 3.2).
Решением Совета депутатов от 15.11.2018 № 10-2 утверждено положение о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района, копку могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 3.6), проезд специализированного транспорта, предназначенного для проведения обряда похорон, а также осуществляющего уборку и благоустройство кладбища или мест захоронения допускается с разрешения выдаваемого специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4.1), запрещается въезжать на территорию кладбища на автомобильном транспорте без соответствующего разрешения, выданного специализированной службой по вопросам похоронного дела (подпункт 8 пункта 4.2), погребение, осуществленное без получения разрешения на захоронение (подпункт 9 пункта 4.2), посетители – инвалиды и престарелые могут пользоваться легковым транспортом для проезда на территорию кладбища с разрешения представителя специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4). В соответствии с пунктом 5.1 Положения погребение на территории кладбища осуществляется только после выдачи разрешения на захоронение.
При этом пунктом 5.2 Положения разрешение на захоронение выдается администрацией сельского поселения в соответствии с административным регламентом, после предоставления акта согласования времени и места погребения со специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, выдача разрешения на погребение возложена в том числе на специализированную службу, утверждена форма такого разрешения, выдаваемого именно специализированной службой.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает копку могил (подпункт 2), регистрацию и учет захоронений (подпункт 8).
Также специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами и сообщать о них в органы местного самоуправления или в соответствующие надзорные органы (пункт 8.4).
Проанализировав вышеуказанные Договор об учреждении и Решения Совета депутатов, Хабаровское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в передаче специализированной службе полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно административно-распорядительными полномочиями по предоставлению (отводу) участка земли под захоронение, выдачу разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах.
Суд находит суждения Хабаровского УФАС России о наличии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с вышеизложенными обстоятельствами правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее – предупреждение).
В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При этом принятие решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Во исполнение указанных требований, установив наличие признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хабаровское УФАС России выдало Администрации предупреждение о необходимости прекращения нарушений в срок до 30.09.2020, указав конкретные действия, которые надлежит выполнить Администрации.
Таким образом, предупреждение по своей форме и содержанию соответствует требованиям, установленным частью 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.
Поскольку в установленный срок Администрация не сообщила Хабаровскому УФАС России об исполнении предупреждения, антимонопольный орган, учитывая наличие признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, приказом от 20.11.2020 № 491 возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как разъяснено в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», приказ антимонопольного органа о назначении проверки, приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимаемые на основании части 6 статьи 25.1, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, не являются актами, которыми разрешается вопрос о наличии в действиях лица соответствующих нарушений. В связи с этим при оспаривании указанных актов арбитражный суд должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их вынесения.
Приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорен по основаниям, исключающим возможность возбуждения дела согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, например в связи с истечением к моменту возбуждения дела срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 41.1, пункт 5 части 9 статьи 44 Закона).
Если возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства предшествовала выдача предупреждения, в случае оспаривания приказа о возбуждении дела суд в соответствии с пунктами 1, 2 и 7 части 9 статьи 44 Закона проверяет наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства на момент издания приказа с учетом действий по устранению нарушений (их последствий), предпринятых лицом, которому выдано предупреждение. При этом судам необходимо исходить из того, что Закон не исключает возможность устранения лицом признаков нарушения антимонопольного законодательства и последствий нарушений посредством совершения действий, отличных от мер, указанных в предупреждении. Однако о принятых мерах или об отсутствии оснований для их применения во всяком случае должно быть сообщено антимонопольному органу в срок, указанный в предупреждении, или в иной срок, установленный антимонопольным органом, с приложением документов, подтверждающих совершение необходимых действий.
Между тем, доводы Совета депутатов в обоснование незаконности приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства обоснованы суждениями о законности принятых решений Советом депутатов.
Однако, Советом депутатов не приведено доводов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дела согласно части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Так, в соответствии с вышеуказанной нормой антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях:
Поскольку Хабаровское УФАС России пришло к мотивированным выводам о наличии признаков того, что специализированной службе были переданы полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области похоронного дела, что не допускается статьей 15 Закона о защите конкуренции, а вынесенное в адрес Администрации предупреждение в установленные сроки не исполнено, то у антимонопольного органа имелось не только право, но и обязанность возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы Совета депутатов об отсутствии в действиях Администрации нарушений требования Закона о защите конкуренции, основанные на фактическом порядке организации похоронного дела в поселении, судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства подлежат оценке по существу только в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не при оценке законности возбуждения дела, когда проверяется только наличие признаков, без установления фактов наличия или отсутствия нарушения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого приказа антимонопольного органа от 20.11.2020 № 491 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» и отсутствии нарушений прав и законных интересов Совета депутатов, в связи с чем отказывает в удовлетворении требования Совета депутатов о признании его недействительным.
Применительно же к требованию о признании недействительным определения Хабаровского УФАС России от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» в части привлечения к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее – предупреждение). Предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, в числе прочего, статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения, в том числе, статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
Из вышеуказанной нормы Закона о защите конкуренции усматривается, что законодатель в качестве обязательной процедуры, предшествующей возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотрел выдачу предполагаемому нарушителю предупреждения.
Как определено частью 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу.
Из системного и совокупного толкования положений статей 39.1, 42 Закона о защите конкуренции можно сделать вывод о необходимости направления антимонопольным органом предупреждения в адрес иного лица, чем ответчик по уже возбужденному делу о нарушении антимонопольного законодательства, до того как указанное лицо будет привлечено в качестве ответчика.
В противном случае первоначальный ответчик и соответчик, привлеченный позднее, будут поставлены в неравные условия относительно предоставления им возможности добровольно устранить выявленные нарушения, что, по убеждению суда, недопустимо.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что определением Хабаровского УФАС России от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» к участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика привлечен Совет депутатов, которому ранее предупреждение не направлялось.
В этой связи, поскольку антимонопольный орган не предоставил Совету депутатов возможность добровольно устранить нарушение, так как само по себе привлечение Совета депутатов к участию в деле о нарушении антимонопольного законодательства при вышеуказанных обстоятельствах произведено с нарушением положений статей 39.1, 42 Закона о защите конкуренции, суд приходит к выводу о недействительности определения управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020)» в части привлечения к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика Совета депутатов.
Требование Совета депутатов в данной части подлежит удовлетворению.
При этом суд также принимает во внимание действия антимонопольного органа, который посредством принятия определения от 21.04.2021 прекратил участие Совета депутатов в качестве ответчика по делу № 8-01/478(027/01/15-1830/2020) по мотиву ненаправления ему предупреждения; тем самым Хабаровский УФАС России по существу признал обоснованность претензий Совета депутатов в данной части.
Вопрос о государственной пошлине судом не разрешается, поскольку как заявитель, так и антимонопольный орган от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным определение управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27.01.2021 «Об отложении рассмотрения дела № 8-01/478(027/01/15-1830/2020» в части привлечения к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В удовлетворении требования о признании недействительным приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20.11.2020 № 491 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов