ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2198/2022 от 18.07.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-2198/2022

21 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2022.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Олейниковой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявлениеОбщества с ограниченной ответственностью «ВУД ЭКСПОРТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680011, <...>, литер И, оф. 206)

кХабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680013, <...>)

о признании незаконными решений и уведомлений,

при участbи в судебном заседании:

от ООО «ВУД ЭКСПОРТ»- ФИО1 по дов. б/н от 05.04.2022, адвокат;

от Хабаровской таможни– ФИО2 по дов. № 05-54/237 от 17.06.2021, диплом; ФИО3 по дов. № 05-53/97 от 04.04.2021, специалист.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.07.2022 до 14.30 часов 18.07.2022.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВУД ЭКСПОРТ» (далее - заявитель, ООО «ВУД ЭКСПОРТ») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне, в соответствии с требованиями которого просит суд:

1) признать незаконными 57 решений Хабаровской таможни от 23.12.2021, от 24.12.2021, от 10.01.2022, от 11.01.2022, от 12.01.2022, от 13.01.2022, от 14.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, по ДТ: №

10703070/230119/0001543/01, 10703070/140119/000457/01, 10703070/300119/0002215/01, 10703070/060119/0000073/01, 10703070/130319/0006591/02, 10703070/130319/0006565/02, 10703070/110319/0006142/01, 10703070/280319/00084721/01, 10703070/190319/0007329/01, 10703070/260319/0008150/01, 10703070/140920/0018625/02, 10703070/070920/0018140/01, 10703070/230920/0019185/01, 10703070/060720/0013479/01, 10703070/290720/0015250/01, 10703070/270820/0017479/01, 10703070/310820/0017726/01, 10703070/160920/0018738/01, 10703070/170720/0014329/01, 10703070/200720/0014428/02, 10703070/210720/0014623/01, 10703070/061120/0022654/01, 10703070/180920/0018971/01, 10703070/181120/0022969/01, 10703070/060820/0015837/01, 10703070/010920/0017835/01, 10703070/190820/0016782/01, 10703070/040920/0018029/01, 10703070/310820/0017683/01, 10703070/270720/0014991/01, 10703010/271220/0022018/01, 10703010/291220/0022747/01, 10703010/011220/0015710/01, 10703010/291220/0022735/01, 10703010/251220/0021626/01, 10703010/031120/0008748/01, 10703010/031220/0016297/01, 10703010/291220/0022628/01, 10703070/240720/0014870/01, 10703070/210920/0019076/01, 10703070/170920/0018848/01, 10703070/021120/0022300/01, 10703070/280820/0017594/01, 10703070/261120/0023300/01, 10702070/131120/0282174/01, 10703070/210820/0017035/01, 10703070/030820/0015561/01, 10703070/260820/0017388/01, 10703070/270820/0017514/01, 10703070/170820/0021601/01, 10703070/221020/0021601/01, 10703070/150920/0018691/01, 10703070/130820/0016368/01, 10703070/220920/0019158/01, 10703070/070920/0018113/01, 10703070/240820/0017110/01, 10703070/100920/0018440/01;

2)признать недействительными 57 уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, в том числе:

- от 23.12.2021 № 10703000/У2021/0001648 на сумму 128 802,92 руб.;

- от 23.12.2021 № 10703000/У2021/0001650 на сумму 104 695,80 руб.;

- от 23.12.2021 № 10703000/У2021/0001652 на сумму 210 922,10 руб.;

- от 23.12.2021 № 10703000/У2021/0001651 на сумму 181 039,40 руб.;

- от 24.12.2021 № 10703000/У2021/0001653 на сумму 73 445,68 руб.;

- от 24.12.2021 № 10703000/У2021/0001662 на сумму 146 475,69 руб.;

- от 24.12.2021 № 10703000/У2021/0001663 на сумму 194 959,92 руб.;

- от 24.12.2021 № 10703000/У2021/0001664 на сумму 163 977,65 руб.;

- от 24.12.2021 № 10703000/У2021/0001667 на сумму 64 540,07 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000008 на сумму 250 244,04 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000009 на сумму 256 609,38 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000010 на сумму 473 988,85 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000011 на сумму 194 575,80 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000012 на сумму 392 484,36 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000013 на сумму 128 849,97 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000014 на сумму 196 521,04 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000015 на сумму 252 152,93 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000016 на сумму 217 852,95 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000017 на сумму 144 203,14 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000018 на сумму 72 328,99 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000023 на сумму 414 184,77 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000024 на сумму 259 967,21 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000026 на сумму 257 811,39 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000027 на сумму 65 026,86 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000029 на сумму 179 284,61 руб.;

- от 11.01.2022 № 10703000/У2022/0000028 на сумму 246 162,97 руб.;

- от 12.01.2022 № 10703000/У2022/0000030 на сумму 255 804,10 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000039 на сумму 124 732,82 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000054 на сумму 135 028,41 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000059 на сумму 287 990,28 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/000006 на сумму 390 951,02 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000061 на сумму 222 752,44 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000062 на сумму 146 579,84 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000063 на сумму 127 656,04 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000064 на сумму 221 486,93 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000065 на сумму 462 453,74 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000066 на сумму 294 611,13 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000067 на сумму 133 413,03 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000068 на сумму 247 602 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000069 на сумму 257 322,47 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000070 на сумму 287 846,50 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000071 на сумму 128 033,92 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000072 на сумму 126 456,26 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000074 на сумму 329 254,07 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000078 на сумму 250 786,93 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000079 на сумму 316 383,19 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000080 на сумму 258 808,04 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000081 на сумму 130 374,99 руб.;

- от 13.01.2022 № 10703000/У2022/0000082 на сумму 63 198,27 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000084 на сумму 332 398,89 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000085 на сумму 256 815,45 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000086 на сумму 253 148,98 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000087 на сумму 132 706,96 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000088 на сумму 264 401,21 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000089 на сумму 253 651,78 руб.;

- от 14.01.2022 № 10703000/У2022/0000090 на сумму 124 685,31 руб.;

- уведомление о взыскании таможенных платежей за счет авансовых платежей от 25.01.2022 № 10703000/2022/УАИ0000024 на сумму 64783,31 руб.

Хабаровская таможня представила в суд отзыв на заявление о несогласии с заявленными требованиями.

Определением суда от 27.04.2022 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2022 по делу № А73-810/2022.

Определением суда от 22.06.2022 производство по делу возобновлено и назначено к рассмотрению на 11.07.2022 в 10.30 часов.

Представитель заявителя в судебном заседании заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.07.2022 до 14.30 часов 18.07.2022 в целях оформления заявителем письменного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Во время перерыва в суд от заявителя поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. 15.07.2022 от Хабаровской таможни поступили дополнения к отзыву.

После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда и представителей сторон. Ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Хабаровской таможни в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Как следует из материалов дела Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность, связанную с поставками лесо- и пиломатериалов в КНР.

Между Обществом (продавец) и Жаохэской международной торговой компанией «Маосень» (покупатель) заключен контракт от 25.05.2018 № HLRH-079. Предметом данного контракта являются пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород. В соответствии с пунктом 5 контракта товар должен поставляться на условиях ФСА российская железнодорожная станция Комсомольск-на-Амуре, Хальгасо, Хурмули, Харпичан ДВЖД, ДАФ ст. Гродеково (Инкотремс 2010) в полувагонах, либо в железнодорожных платформах. Отправителем по данному контракту является ООО «ВУД ЭКСПОРТ», ООО «ПримаЛес», ООО «Амур». Цены на товар, подлежащий поставке по контракту, должны устанавливаться на каждую партию в долларах США за кубический метр и фиксируются в аддендумах, прейскурантах и примечаниям к ним.

Также между Обществом (продавец) и Жаохэской международной торговой компанией «Маосень» (покупатель) заключен контракт от 19.06.2020 № HLRH-079. Предметом данного контракта являются пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород. В соответствии с пунктом 5 контракта товар должен поставляться на условиях ФСА (Инкотермс 2010) российская железнодорожная станция Хальгасо ДВЖД в полувагонах, либо в железнодорожных платформах. Отправителем по данному контракту являются ООО «ВУД ЭКСПОРТ», ООО «ТЭК». Цены на товар, подлежащий поставке по контракту, должны устанавливаться на каждую партию в долларах США за кубический метр и фиксируются в аддендумах, прейскурантах и примечаниям к ним.

Также между Обществом (продавец) и «Суйфэньхэская международная торговая компаниия Тэнгу с ограниченной ответственностью» (покупатель) заключен контракт от 23.06.2020 № HLSF-3485. Предметом контракта являются пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород. В соответствии с пунктом 5 контракта товар должен поставляться на условиях ФСА (Инкотермс 2010) российская железнодорожная станция Хальгасо ДВЖД в полувагонах, либо в железнодорожных платформах. Отправителем по данному контракту является ООО «ВУД ЭКСПОРТ», ООО «Импульс». Цены на товар, подлежащий поставке по контракту, должны устанавливаться на каждую партию в долларах США за кубический метр и фиксируются в аддендумах, прейскурантах и примечаниям к ним.

Также между Обществом (продавец) и «Жаохэская торговая
компания Юань Мао» (покупатель) заключен контракт от 24.07.2020 №
HLRH-125. Предметом контракта является пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород. В соответствии с пунктом 5 контракта товар должен поставляться на условиях ФСА (Инкотермс 2010) российская железнодорожная станция Хальгасо ДВЖД в полувагонах, либо в железнодорожных платформах. Отправителем по данному контракту являются ООО «ВУД ЭКСПОРТ», ООО «ТЭК» Цены на товар» подлежащий поставке по контракту, должны устанавливаться на каждую партию в долларах США за кубический метр и фиксируются в аддендумах, прейскурантах и примечаниям к ним.

Также между Обществом (продавец) и «Суйфэньхэская торгово-экономическая компания Фу Чжань» заключен контракт от 16.09.2020 № HLSF-2972. Предметом контракта является пиловочник и балансы хвойных и лиственных пород. В соответствии с пунктом 5 контракта товар должен поставляться на условиях ФСА (Инкотермс 2010) российская железнодорожная станция Хальгасо ДВЖД в полувагонах, либо в железнодорожных платформах. Отправителем по данному контракту являются ООО «ВУД ЭКСПОРТ», ООО «ТЭК», ООО «РэйлПроф-ДВ». Цены на товар, подлежащий поставке по контракту, должны устанавливаться на каждую партию в долларах США за кубический метр и фиксируются в аддендумах, прейскурантах и примечаниям к ним.

Расчеты с иностранными контрагентами осуществляются путем банковских переводов на счет ООО «ВУД ЭКСПОРТ», открытый в ПАО «ФК Открытие».

К каждому указанному выше внешнеторговому контракту ООО «ВУД ЭКСПОРТ» параллельно с каждым иностранным контрагентом (Покупателем) заключены контракты на транспортно-экспедиторское обслуживание с присвоением номера, аналогичного номеру внешнеторгового контракта (основного контракта на поставку), к которому он относится, а именно: от 31.12.2018 № HLRH-079, от 25.06.2020 № HLSF-3485, от 27.07.2020 № HLRH-125, от 17.09.2020 № HLSF-2972.

Расчеты по контрактам на транспортно-экспедиторское обслуживание осуществляются путем банковских переводов на счет ООО «ВУД ЭКСПОРТ», открытый также в ПАО «ФК Открытие».

Согласно дополнительным соглашениям к каждому контракту на транспортно-экспедиторское обслуживание, Экспедитор и Заказчик договорились о цене на указанный период на оказание услуг по организации и перевозке по железной дороге с российской железнодорожной станции Харпичан/Хальгасо ДВЖД в сумме
27 долларов США за 1 кубический метр.

В рамках исполнения Контрактов Общество в 2019-2020 гг. осуществило экспорт лесоматериалов, в отношении которых поданы вышеперечисленные декларации, в товарных позициях которой задекларированы лесоматериалы.

Таможенная стоимость товаров определена по первому методу определения таможенной стоимости, которая принята таможенным органом и разрешен выпуск товаров.

После выпуска товаров таможенным органом на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в период с 29.07.2021 по 16.11.2021 должностными лицами таможенного органа проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «ВУД ЭКСПОРТ» на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях.

Результаты указанной проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки от 16.11.2021 № 10703000/210/161121/А0000088, которым были установлены факты заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости и условиях поставки товаров, что якобы повлекло неполную уплату таможенных платежей.

Не согласившись с актом камеральной таможенной проверки, Общество представило в таможенный орган возражения от 10.12.2021 вх. № 13369. По результатам рассмотрения возражений на акт камеральной таможенной проверки, должностным лицом таможенного органа составлено заключение от 22.12.2021 № 10703000/210/161121/А000088, в соответствии с которым возражения Общества отклонены.

По результатам проверки таможенным органом приняты 57 вышеперечисленных решений от 23.12.2021, от 24.12.2021, от 10.01.2022, от 11.01.2022, от 12.01.2022, от 13.01.2022, от 14.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров, оформлены КДТ и декларация таможенной стоимости, а также декларанту направлены вышеперечисленные 57 уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей.

Не согласившись с решениями таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, с уведомлениями о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей ООО «ВУД ЭКСПОРТ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Доводы Общества в рассматриваемом заявлении в обоснование заявленных требований сводятся к следующему:

- в основу выводов Хабаровской таможни были положены утверждения о том, что исполненные нашим Обществом по внешнеторговым контрактам и контрактам на транспортно-экспедиционное обслуживание обязательства не отвечают заявленным условиям поставкиFCA. Заключение названных контрактов фактически разделило цену товара на две части, что привело к занижению таможенной стоимости товаров (за счет неучета транспортных расходов по доставке товара до ст. Гродеково) и фактическому уходу со стороны ООО «ВУД ЭКСПОРТ» от уплаты таможенных платежей в полном объеме. Анализ же фактических обстоятельств настоящего дела убедительно показывает, что заявленная нами информация о заключении внешнеторговых контрактов на условиях поставки FCA, находит документальное подтверждение, а таможенная стоимость вывозимых товаров полностью корреспондирует заявленной;

- обязательства по поставке лесоматериалов на экспорт возникли из контрактов, заключенных нашим Обществом с иностранными компаниями, зарегистрированными на территории КНР (всего в ходе таможенной проверки исследовано 5 контрактов). Все они содержат п. 5, согласно которому товар должен поставляться на условиях ФСА (Инкотермс 2010) российская железнодорожная станция Хальгасо ДВЖД;

- термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier - «бесплатный» или «свободный» перевозчик. Исходя из буквального значения п. А4 Инкотермс 2010продавец обязан передать перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, товар в согласованном пункте (если таковой имеется) в поименованном месте поставки в согласованную дату или согласованный период. Иными словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Причем, правила Инкотермс регулируют момент перехода риска утраты или повреждения товара и обязанности сторон по осуществлению расходов на продвижение товара, но не момент перехода права собственности;

- в соответствии с п. A3 Инкотермс 2010по поводу договора перевозки у сторон нет обязанности. Однако по просьбе покупателя либо на основании торгового обычая, в случае, если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя. Именно такая ситуация и имеет место быть при заключении контрактов с иностранными контрагентами на транспортно-экспедиционное обслуживание;

- иностранным покупателям доступнее и проще было заключить договор на логистические услуги с нашим юридическим лицом, нежели искать стороннего исполнителя таковых. В этой связи представляется крайне важным то, что условия договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание не отклонялись от обычных и содержали цены, сопоставимые со среднерыночными - 27 долларов США за 1 куб. м.Никаких преференций либо неосновательных выгод экономического характера для себя ООО «ВУД ЭКСПОРТ» в результате предоставления логистических услуг не извлекло;

- изложенное позволяет говорить о том, что расходы иностранных покупателей на перевозку товара являются в настоящем случае обычными и не могут быть квалифицированы как спорные, что нивелирует ссылку таможенного органа на правовую позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2018 № 307-КГ18-14597 о единстве платежей за товары, осуществляемых непосредственно продавцу;

- никакого искусственного разделения стоимости лесоматериалов на стоимость товара и стоимость транспортных расходов не усматривается. Ведь в основе правовой регламентации всегда лежат фактические отношения, которые стороны намереваются исполнить и которым следуют при исполнении. В данном случае отчетливо просматривается как истинная воля, так и волеизъявление сторон, которые были направлены на продажу товара, ее последующую транспортировку до станции назначения;

- не случайно приемка-передача лесоматериала в каждом конкретном случае осуществлялась иностранными покупателями непосредственно (с участием представителей) на станции Хальгасо ДВЖД (подтверждается документально актами приемки-передачи лесопродукции), но не на границе либо в месте назначения, определенном железнодорожной накладной, что соответствует примененным Хабаровской таможней условием поставки DAF Гродеково/DAP Суйфеньхэ. Соответственно именно с этого момента покупатель и нес риски утраты или повреждения товара, а также бремя относящихся к нему расходов. А это уже характеризует условия поставки как FCA согласно Инкотермс 2010;

- относительно выделения суммы транспортных расходов в инвойсах, представленных ООО «ВУД ЭКСПОРТ» при проведении камерального таможенной проверки, необходимо отметить, что указание стоимости товара в графе 46 таможенной декларации произведено в точном соответствии с положениями п. 44 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения»с учетом транспортных расходов. Данные сведения используются для целей ведения таможенной статистики внешней торговли, но не изменяют условия поставки товара на экспорт;

- анализ всех обстоятельств настоящего дела позволяет сделать вывод о том, что их совокупность (содержание условий контрактов, сведения о приемке товара, стоимости транспортно-экспедиционных услуг, отражение в таможенных декларациях и т.д.) однозначно подтверждает тождество таковых с базисными условиями FCA. При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о фактическом исполнении условий и обязательств, предусмотренных условиями поставки DAF Гродеково/DAP Суйфеньхэ, не может быть признан доказанным и подтвержденным, что в свою очередь влечет неправомерность признания представленных ООО «ВУД ЭКСПОРТ» сведении недостоверными, а размер таможенных пошлин заниженным;

- оспариваемые решения Хабаровской таможни, включая Уведомления о неуплате таможенных платежей, привели к увеличению размера таможенных платежей, рассчитываемых на основании таможенной стоимости товаров, чем были нарушены права и законные интересы нашего Общества в сфере внешнеэкономической деятельности.

Возражения таможни против заявленных требований в отзыве и дополнении к отзыву по существу сводятся к законности и обоснованности оспариваемых решений и уведомлений.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения таможни, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов (пункт 2 статьи 331 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.

В соответствии с частью 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Согласно части 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки.

Частью 16 статьи 237 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, изучается должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку (руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки), по ним составляется письменное заключение, которое утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений по акту таможенной проверки направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись (часть 21 статьи 237 Закона № 289-ФЗ).

В рассматриваемом случае, указанные требования Закона таможенным органом были соблюдены и на возражения Общества составлено соответствующее заключение.

Частью 28 статьи 237 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.

Форма решения, а также порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 0.12.2013 № 289.

Указанное решение принимается на основании заполненной формы КДТ и ДТС, которые заполняются самостоятельно должностным лицом таможенного органа.

Как указывалось выше, основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы таможенного органа о необходимости включения таможенную стоимость вывозимых товаров платежей, осуществленных Продавцом Покупателю в рамках дополнительных соглашений к контрактам на транспортно-экспедиторское обслуживание.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191, действовавшими до 23.01.2020 (далее - Правила № 191).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил № 191.

Согласно пункту 11 Правил № 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении условий, указанных в данном пункте.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (пункт 16 Правил № 191).

То есть для включения платежей в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, вне зависимости от условий поставки товаров, требуется соблюдение двух условий:

- платежи должны быть связаны с вывозом товаров,

- платежи осуществляются покупателем в пользу продавца.

В отношении указанной нормы Правил № 191 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 10.07.2019 по делу № АКПИ19-376 указал, что в пункте 16 дается определение понятия цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, что корреспондирует положениям пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС, предусматривающим, что дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с вывозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза из Российской Федерации, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2019
№ 306-ЭС19-12580 приведен критерий относительно достижения одной общей экономической цели.

Критерий взаимовлияния и взаимозависимости сделок выражается в том, что договоры создают зависимые или подчиненные друг другу права и обязанности сторон (обязательства при этом одинаковы или схожи) либо в заключении договоров принимали участие взаимозависимые лица.

В обычном смысле связаны между собой такие сделки, у которых совпадает хотя бы один из элементов договора: объект, субъект, цель или права и обязанности сторон. Совпадение нескольких признаков позволяет решить вопрос в пользу наличия взаимосвязи.

Таким образом, взаимосвязанными являются сделки, имеющие однородные условия, предмет и субъект, преследующие одну цель, совершаемые в течение короткого периода, проявляющие взаимовлияние, влекущие неблагоприятные последствия и увеличивающие стоимость имущества.

При проведении камеральной проверки Хабаровской таможней установлено, что при заключении ООО «ВУД ЭКСПОРТ» контрактов на поставку и на оказание агентских услуг по организации выполнения транспортировки товаров большинство критериев взаимосвязанности сделок, указанных в определении Верховного Суда Российской Федерации присутствуют.

Согласно дополнительным соглашениям к каждому контракту на транспортно-экспедиторское обслуживание, Экспедитор и Заказчик договорились о цене на указанный период на оказание услуг по организации и перевозке по железной дороге с российской железнодорожной станции Харпичан/Хальгасо ДВЖД в сумме
27 долларов США за 1 кубический метр.

Таким образом, из анализа внешнеторговых контрактов и контрактов на транспортно-экспедиторское обслуживание установлено, что данные контракты оформлены в одном и том же уполномоченном банке с одной экономической целью. Поступающая валютная выручка за вывезенный товар от покупателя в пользу продавца целенаправленно разделена двумя контрактами банковского учета, номера которых абсолютно идентичны.

ООО «ВУД ЭКСПОРТ», заключив в дополнение к внешнеторговым контрактам - контракты на транспортно-экспедиторское обслуживание с указанием тарифа 27 долларов за 1 куб. метр фактически разделило цену товара на две части, тем самым занизило таможенную стоимость товаров и, как следствие, основу для начисления таможенных платежей. В данном случае транспортные расходы являются коммерческими расходами по продаже товаров и косвенно относятся к платежам покупателя в пользу продавца.

Данный вывод документально подтверждается инвойсами, бухгалтерскими документами и актами, предоставленными ООО «ВУД ЭКСПОРТ» в рамках камеральной таможенной проверки.

Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из контрактов (договоров), на основании которых осуществлялся вывоз товаров из Российской Федерации, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары), так и по иным контрактам.

В графе 20 проверяемых деклараций на товары ООО «ВУД ЭКСПОРТ» заявляет условия поставки FCA - Харпичан, Хальгасо, в связи с чем к таможенной стоимости относит только цену, уплаченную Покупателями за товары в рамках внешнеторговых контрактов.

Согласно Правилам толкования международных торговых терминов Инкотермс, термин FCA «Франко перевозчик» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он в обусловленном месте в установленную дату или в оговоренный срок предоставил товар, прошедший таможенную очистку, в распоряжение перевозчика. При этом под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или смешанной перевозке.

В соответствии с условиями поставки «Франко перевозчик», продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента передачи его перевозчику в установленном месте. С момента, когда товар передан перевозчику в обусловленном месте, все риски утраты или повреждения товара, а также относящиеся к товару расходы обязан нести покупатель.

В рассматриваемом случае посредством заключения договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание ООО «ВУД ЭКСПОРТ» фактически уходит от уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Исходя из содержания внешнеторговых контрактов, инвойсов - фактическими условиями поставок являются DAF Гродеково. Кроме того, данные условия поставки обозначены в двух инвойсах, относящихся к проверяемым декларациям на товары.

В соответствии с Инкотермс-2000 DAF, то есть «Delivered at Frontier» / «Поставка на границе» означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенную очистку, необходимую для вывоза товара, но не прошедшего таможенную очистку, необходимую для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе, однако до поступления на таможенную границу соседней страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны вывоза. Поэтому в данном условии важно точно определить соответствующую границу путем указания на конкретный пункт или место.

Данный термин может быть использован независимо от способа транспортировки, когда передача товара осуществляется на сухопутной границе.

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте поставки на границе. Если такой согласованный пункт места поставки на границе не указан или он не может быть определен исходя из практики, продавец вправе выбрать наиболее подходящий для него пункт в согласованном месте поставки.

В соответствии с Инкотермс-2010 DAP, то есть «Delivered at PIace» / «Поставка в месте назначения» означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве.

Условие поставки DAP (поставка в месте назначения) - базисное условие поставки, введенное Инкотермс-2010 и заменившее (объединившие) по своей сути условия поставки DAF (поставка на границе), DES (поставка с судна), DDU (поставка без оплаты пошлин). Условие не связано с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в тот момент, когда прибывшее в согласованный сторонами пункт транспортное средство готово к разгрузке. В отношении подтверждающего поставку документа Инкотермс-2010 ограничивается общим утверждением, что должен предоставить покупателю документ, позволяющий последнему принять поставку. Замена условия поставки DAF (поставка на границе) по Инкотермс-2000 на DAP обычно предусматривает железнодорожную поставку товара. Документом, подтверждающим поставку по данному условию поставк,и выступает железнодорожная накладная.

Условия поставки DAP предусматривают обязанность продавца заключить договор перевозки. Данный договор должен предусматривать поставку товара либо до пункта назначения (порт, станция, аэропорт), либо до согласованного пункта в соответствующем месте назначения. При этом продавец не имеет обязанности разгружать товар, разгрузка является обязанностью покупателя. Продавец оплачивает все расходы по транспортировке до места назначения или до согласованного пункта.

Совокупность обязательств, фактически исполненных ООО «ВУД ЭКСПОРТ» по внешнеторговым контрактам и контрактам на транспортно-экспедиторское обслуживание, не соответствует заявленным в ДТ условиям поставки FCA.

Инвойсы, представленные Обществом в ходе камеральной таможенной проверки, содержат отдельную графу, в которой выделена сумма транспортных расходов исходя из расчета 27 долларов США за 1 куб. м., в инвойсах определена итоговая сумма стоимости конкретной поставки с учетом стоимости транспортировки до ст. Гродеково. Отдельные инвойсы на оплату транспортно-экспедиционных услуг отсутствуют. То есть фактически общая цена товаров сформирована в одном документе, что дополнительно подтверждает единство экономической цели искусственно разделенных сделок, взаимовлияние и взаимозависимость одной сделки от другой, достижение одной общей хозяйственной цели, достичь одного правового результата (продажи товаров на экспорт), соответственно стоимость сделки по продаже товаров на вывоз следует определять общей совокупностью стоимостей, ее составляющих.

Все инвойсы рассчитаны в долларах США. Во всех инвойсах указаны реквизиты внешнеторговых контрактов на поставку товаров. Итоговые суммы по инвойсам (с учетом транспортных расходов) корреспондируют со статистической стоимостью, заявленной в графе 46 проверяемых ДТ.

Таким образом, коммерческими документами (инвойсами), используемыми при осуществлении внешнеторговой деятельности и подтверждении сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, зафиксирована цена сделки с вывезенными в соответствии с рассматриваемыми контрактами товарами с учетом стоимости транспортировки до станции Гродеково.

Кроме того, по результатам изучения документов и сведений, представленных уполномоченным банком ПАО Банк «ФК Открытие», установлены факты наличия взаиморасчетов, а именно поступление на счет ООО «ВУД ЭКСПОРТ» денежных средств от иностранных контрагентов. Исходя из сведений, содержащихся в ведомостях банковского контроля, расчеты по контрактам на транспортно-экспедиторское обслуживание сопоставимы с суммами, указанными в актах на перевыставление расходов по контрактам и вознаграждение агентам, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, а также е суммами транспортных расходов, рассчитанных в инвойсах.

В своем заявлении о признании незаконными решений таможенного органа ООО «ВУД ЭКСПОРТ» утверждает, что приемка-передача лесоматериалов в каждом конкретном случае осуществлялась иностранными покупателями непосредственно
(с участием представителей) на станции Хальгасо ДВЖД, но не границе либо в месте назначения, определенном железнодорожной накладной.

Однако, в ходе проведенной камеральной проверки акты приема-передачи или иные документы, подтверждающие передачу лесопродукции на станции Хальгасо ООО «ВУД ЭКСПОРТ» не предоставлялись.

Вместе с тем, в пункте 5 рассматриваемых в ходе проверки внешнеторговых контрактов определено, что сдача и приемка товара осуществляется представителями продавца и покупателя на станции отправления, в случае отсутствия представителей на станции погрузки, спецификации, оформленные представителями продавца, также рассматриваются как окончательные, без права предъявления рекламаций по качеству и количеству. Этим же пунктом установлено, что право собственности на товар переходит к покупателю в момент пересечения таможенной границы.

Указание во внешнеторговом договоре на условие перехода права собственности на товар в момент пересечения таможенной границы дополнительно подтверждает то обстоятельство, что заявленные условия «FCA - станция погрузки» фактически не применялись, так как «FCA» не предполагает наличие риска гибели товаров в пути для продавца, что противоречит указанным условиям представленного внешнеторгового контракта.

Совокупность данных фактов опровергает утверждение Общества о приемке лесоматериалов покупателями на станции Хальгасо.

В рамках проверки ООО «ВУД ЭКСПОРТ» представлены копии агентских договоров с дополнениями и приложениями, заключенных с ООО «Амур»,
ООО «ТЭК» и ООО «РэйлПроф-ДВ», счета-фактуры за оказание агентских услуг. Расчеты между ООО «ВУД ЭКСПОРТ» и указанными компаниями подтверждаются банковским выписками по счетам организаций.

Кроме того, в заявках на представление вагонов, поданных указанными организациями, а также во всех анализируемых железнодорожных накладных, полученных в рамках проверки от филиала ОАО «РЖД» указан маршрут следования Харпичан/Хальгасо - Гродеково - Суйфэньхэ. Уплата провозных платежей
ОАО «РЖД» и КЖД осуществляется отправителями товаров, с которыми ООО «ВУД ЭКСПОРТ» заключены агентские договоры. В графе 25 железнодорожных накладных указаны реквизиты проверяемых контрактов.

Учитывая вышеизложенное, при проведении проверочных мероприятий в рамках камеральной проверки получены данные, свидетельствующие о том, что при декларировании товаров ООО «ВУД ЭКСПОРТ» фактически исполнены условия и обязательства, предусмотренные условиями поставки DAF Гродеково / DAP Суйфэньхэ, что указывает на недостоверное заявление при таможенном декларировании проверяемых товаров сведений об условиях поставки FCA Харпичан, Хальгасо, что в свою очередь влияет на достоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров и расчет таможенных платежей.

Таким образом, в рамках камеральной таможенной проверки установлено, что заявленные ООО «ВУД ЭКСПОРТ» при совершении таможенных операций условия поставки FCA - Харпичан/Хальгасо документально не подтверждены, что, в свою очередь, свидетельствует о недостоверном заявлении сведений о таможенной стоимости товаров (в цене, фактически уплаченной за вывозимые товары не учтены транспортные расходы по доставке товаров до станции Гродеково), что является нарушением положений Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

В целях подтверждения заявленных условий поставки FCA в ходе судебного разбирательства Обществом предоставлены аддендумы к проверяемым контрактам и акты приема-передачи лесоматериалов.

Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

При этом, в рамках проводимой камеральной таможенной проверки указанные документы заявителем в адрес Хабаровской таможни не предоставлялись.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» с учетом того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.

Согласно представленным аддендумам право собственности на товар и риск его случайной гибели переходит к Покупателю на российской железнодорожной станции Хальгасо ДВЖД и на российской железнодорожной станции Харпичан ДВЖД в момент передачи товара Покупателю, при условии его полной оплаты.

При проведении камеральной проверки установлено, что факт полной оплаты товара в момент передачи товара отсутствует.

Таким образом, право собственности на товар и риск его случайной гибели на российской железнодорожной станции Хальгасо ДВЖД и на российской железнодорожной станции Харпичан ДВЖД к покупателю не перешли.

В ходе камеральной проверки Обществом представлены инвойсы, которые содержат отдельную графу, где выделена сумма транспортных расходов исходя из расчета 27 долларов США за 1 куб. м., в инвойсах определена итоговая сумма стоимости конкретной поставки с учетом стоимости транспортировки до ст. Гродеково. Отдельные инвойсы на оплату транспортно-экспедиционных услуг отсутствуют. То есть фактически общая цена товаров сформирована в одном документе, что дополнительно подтверждает единство экономической цели искусственно разделенных сделок, взаимовлияние и взаимозависимость одной сделки от другой, достижение одной общей хозяйственной цели, достичь одного правового результата (продажи товаров на экспорт), соответственно стоимость сделки по продаже товаров на вывоз товаров следует определять общей совокупностью стоимостей, ее составляющих.

Все инвойсы рассчитаны в долларах США. Во всех инвойсах указаны реквизиты внешнеторговых контрактов на поставку товаров. Итоговые суммы по инвойсам (с учетом транспортных расходов) корреспондируют со статистической стоимостью, заявленной в графе 46 проверяемых ДТ.

Таким образом, коммерческими документами (инвойсами), используемыми при осуществлении внешнеторговой деятельности, зафиксирована цена сделки с вывезенными в соответствии с рассматриваемыми контрактами товарами с учетом стоимости транспортировки до станции Гродеково.

Кроме этого, правила толкования международных торговых терминов Инкотермс определяют условия поставки, но не устанавливают порядок и условия формирования таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191, действовавшим до 23.01.2020 (далее Правила № 191), и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694, вступившим в силу 23.01.2020 (далее Правила № 1694).

В пункте 11 Правил № 191 (пункт 12 Правил № 1694), определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в стране назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил № 191 (пункт 20 Правил № 1694).

Положениями пункта 16 Правил № 191 (пункт 19 Правил № 1694), определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.

То есть для включения платежей в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, вне зависимости от условий поставки товаров, требуется соблюдение двух условий:

- платежи должны быть связаны с вывозом товаров,

- платежи осуществляются покупателем в пользу продавца.

При заключении ООО «ВУД ЭКСПОРТ» контрактов (на поставку и на оказание агентских услуг по организации выполнения транспортировки товаров) присутствуют следующие критерии взаимосвязи:

- общей целью контрактов является поставка товаров;

- контракты относятся к конкретному товару;

- без контракта на приобретение товара контракт на услуги нецелесообразен;

- контракты заключены между одними и теми же контрагентами одновременно.

Исходя из вышеуказанного, следует, что контракт (договор) на оказание услуг по организации выполнения транспортировки товаров нецелесообразно заключать без заключения контракта на поставку товаров.

Основные критерии, перечисленные выше, при поставке товаров ООО «ВУД ЭКСПОРТ» соблюдаются.

Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из контрактов (договоров), на основании которых осуществлялся вывоз товаров из Российской Федерации, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары), так и по иным контрактам.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения Хабаровской таможни от 23.12.2021, от 24.12.2021, от 10.01.2022, от 11.01.2022, от 12.01.2022, от 13.01.2022, от 14.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по ДТ соответствуют таможенному законодательству.

В отношении оспариваемых Обществом 57 уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» таможне, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, необходимо производить взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов, если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией).

В автоматизированную подсистему учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей ЕАИС таможенных органов (далее - АПС «Задолженность») Хабаровской таможни с использованием средств информационного взаимодействия поступила электронная форма учета подлежащих уплате сумм таможенных, иных платежей и применения мер их взыскания (далее - паспорт задолженности), сформированный должностными лицами отдела взыскания задолженности (далее - ОВЗ) Хабаровской таможни в отношении Общества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 5 данной статьи. Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Общие правила принудительного взыскания таможенных платежей предусмотрены главой 12 Федерального закона № 289-ФЗ.

В силу части 1 статьи 73 Закона № 289-ФЗ (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона № 289-ФЗ форма, формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.

Согласно части 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

В соответствии с пунктами 7-10 статьи 72 Закона № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. \

В соответствии с пунктом 3 Порядка использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей ЕАИС таможенных органов должностных лиц отделов таможенных платежей таможен, утвержденного распоряжением ФТС России от 08.05.2019 № 82-р (далее - Порядок от 08.05,2019 № 82-р) должностные лица ОВЗ таможни ежедневно не реже 4 раз в течение рабочего дня отслеживают с применением АПС «Задолженность» наступление следующих обстоятельств:

1)оформление с применением АПС «Задолженность» таможенного документа, содержащего сведения о суммах исчисленных таможенных, иных платежей, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (далее - документ Начисления), загрузку документа начисления в АПС «Задолженность», оформленного в электронном виде, или Внесение в АПС «Задолженность» сведений из документа начисления, оформленного на бумажном носителе;

2)поступление дополнительных (уточненных) сведений, влияющих на размер принятой к учету задолженности или на ее взыскание;

3)присвоение паспорту задолженности состояний: «создан», обеспечительные меры», «уменьшены платежи».

В соответствии с пунктом 5 Порядка от 08.05.2019 № 82-р после присвоения паспорту задолженности состояния «создан» АПС «Задолженность» автоматически определяет для этого паспорта задолженности таможню, которая, в соответствии с полномочиями, установленными ФТС России, осуществляет взыскание сумм таможенных, иных платежей, учитываемых в паспорте задолженности (далее - таможня взыскания).

В случае, если для паспорта задолженности таможней взыскания не является таможня, должностным лицом ОВЗ которой создан этот паспорт задолженности, то в АПС «Задолженность» паспорт задолженности автоматически становится доступным должностным лицам ОВЗ таможни взыскания для внесения в него изменений (дополнений) и должностным лицам регионального таможенного управления, которому подчинена таможня взыскания, для просмотра.

В соответствии с пунктом 7.4 Порядка от 08.05.2019 № 82-р при обнаружении присвоение паспорту задолженности состояния «уменьшены платежи» должностные лица ОТП таможни взыскания формируют уточнение к уведомлению или, если на день присвоения такого состояния в паспорте задолженности учитываются принятые меры взыскания, формируют таможенные документы по взысканию задолженности в части уменьшения суммы, подлежащих взысканию таможенных, иных платежей. После формирования указанных таможенных документов АПС «Задолженность» автоматически присваивает паспорту задолженности состояние «в работе».

Хабаровской таможней (таможней взыскания) при направлении должнику
ООО «ВУД ЭКСПОРТ» вышеперечисленных уведомлений (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на общую сумму 11430906,16 руб. соблюдены процедура и сроки их направления.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые Обществом решения и уведомления таможни соответствуют таможенному законодательству и права Общества не нарушают, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается в связи с её уплатой при подаче заявления в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Д. Манник