ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2211/18 от 19.09.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-2211/2018

20 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2019 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации

 о привлечении публичного акционерного общества «Страховая компания «ХОСКА» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В заседании приняли участие:

от Банка России – представитель не явился;

от лица, привлекаемого к ответственности – представитель не явился.

Суд установил: Центральный банк Российской Федерации (далее - Центральный  банк РФ, Банк России, заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Страховая группа «ХОСКА» (в дальнейшем переименовано в публичное акционерное общество «Страховая  компания «ХОСКА») (далее - ПАО «СК «ХОСКА», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Указанное заявление рассматривается после отмены решения Арбитражного суда Хабаровского края от 16.04.2018 по настоящему делу по новым обстоятельствам.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От ПАО «СК «ХОСКА»  поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.

Исследовав материалы дела, изучив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

12.04.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о смене наименования юридического лица - Публичное акционерное общество «Страховая группа «ХОСКА» (сокращенное наименование ПАО «СГ «ХОСКА») на Публичное акционерное общество «Страховая компания «ХОСКА» (сокращенное наименование ПАО «СК «ХОСКА»).

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе, страхователей, застрахованных лиц и  выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В Банк России поступило обращение гражданки Урбанович Г.В. о нарушении обществом страхового законодательства Российской Федерации и её прав.

По результатам  рассмотрения обращения 08.02.2018 должностным лицом  Банка России в отношении ПАО СК «ХОСКА» в отсутствие законного либо иного уполномоченного представителя составлен протокол № С3-06-ЮЛ-18-1688/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд  приходит к следующему выводу.

Частью 3 статьи  14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). За данное правонарушение для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обяза­тельном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ, и является публичным.

Пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ установлено, что договор обя­зательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 40-ФЗ.

С 01.01.2017 Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом № 40-ФЗ (пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ).

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении дого­вора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использо­ванием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором авто­матизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответ­ствии со статьей 30 Федерального закона № 40-ФЗ (пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ).

Пунктом 1.1 статьи 22 Федерального закона № 40-ФЗ предусмотрено, что страхов­щики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.

При этом порядок действий страховой организации при заключении договора ОСАГО, а также требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобрета­телем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования установлен Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У).

Пунктом 22 Указания № 4190-У установлена обязанность страховщика обеспечивать бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для ин­формационного обмена в соответствии с Указанием № 4190-У.

В соответствии с пунктом 1 Указания № 4190-У Страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров обязаны не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки.

Как следует из материалов дела, 28.08.2017 Урбанович В.Г. обращалась на официальный сайт Страховщика в сети «Интер­нет» (https://xocka.ru) с целью заключения договора ОСАГО в электронном виде. Вместе с тем, заключить договор ОСАГО не представилось возможным, в связи с чем, страхователь была перенаправлена на сайт Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА) до мо­мента предоставления ею электронных копий документов (письмо ПАО СГ «ХОСКА» (вх. от 19.09.2017 № 51615).

Из представленной сеансовой информации о действиях Урбанович Г.В. 28.08.2017 на сайте страховщика следует, что:

-в 11:20:44, 11:55:36, 18:51:34 страхователем осуществлен вход в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи (код 5);

-в 11:31:35, 12:03:22, 12:09:47, 19:03:14 Страховщиком получены от страхователя заполненные заявления или их части (код 8); а также осуществлена регистрация заявления страхователя в информационной система Страховщика (код 13);

-в 11:33:18, 12:04:55, 12:10:40, 19:03:57 Страховщиком осуществлен вызов сервиса РСА для определения замещающего страховщик по ПТС (код 34).

В соответствии с пояснениями Страховщика (письмо от 11.10.2017 № 2642) 28.08.2017 наблюдались кратковременные перебои в работе с сервисом Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА). Данные сбои могли быть вызваны загруженностью сервисов РСА либо кратковременной нестабильностью работы основного канала связи сети «Интернет».

Вместе с тем, согласно сведениям технической поддержки автоматизированной ин­формационной системы ОСАГО РСА (письмо РСА от 26.10.2017 № И-92459) сервисы в период с 28.08.2017 по 06.09.2017 работали в штатном режиме.

Как следует из пояснений Страховщика, в момент оформления договора ОСАГО с Заявителем на сайте ПАО СГ «ХОСКА» произошла ситуация, при которой регламент «Про­верка установка статусов оформленных договоров (eOSAGO)» уже получил данные и сфор­мировал запись в регистр «Логирование данных Электронное ОСАГО», но обработка полу­ченных пакетов ответов от РСА еще не произошла, в результате чего возникла ситуация, ко­гда ответ от сервиса ДиКБМ получен, но данные по КБМ, необходимые для расчета страхо­вой премии отсутствовали (письмо Страховщика от 02.11.2017 №2952).

Таким образом, причиной незаключения договора ОСАГО в электронной форме с Урбанович Г.В. при обращении Заявителя 28.08.2017 на сайт ПАО СГ «ХОСКА» явились технические проблемы на стороне Страховщика.

ПАО СГ «ХОСКА» не представлено документов, свидетельствующих о предприня­тых мерах, направленных на обеспечение возможности заключения с Урбанович Г.В. 28.08.2017 договора ОСАГО в электронном виде.

Из совокупности изложенного также следует, что возникновение ошибки в работе сайта Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при обращении Урбанович Г.В. с целью заключения договора ОСАГО свидетельствует о необеспечении ПАО СГ «ХОСКА» бесперебойного функционирования своих информационных систем.

В нарушение требований пункта 7.2 статьи 15, пункта 1.1 статьи 22 Федерального закона № 40-ФЗ, пункта 22 Указания № 4190-У, ПАО СГ «ХОСКА» 28.08.2017 при обраще­нии Урбанович Г.В. к сайту Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечено бесперебойное функционирование указанного сайта, повлекшее отсутствие возможности у Заявителя заключить договор ОСАГО в форме электронного до­кумента.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, ПАО «СК «ХОСКА» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 28.08.2017.

Вместе с тем, суд не находит оснований для привлечения общества к административной ответственности по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца.

Правонарушение совершено 28.08.2017. Срок давности привлечения к административной ответственности истек  28.11.2017.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

С учетом  изложенного, у суда отсутствуют основания для привлечения ПАО СК «ХОСКА»  к административной ответственности за пропуском срока давности  привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о привлечении публичного акционерного общества «Страховая компания «ХОСКА» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через Арбитражный суд Хабаровского края

Судья                                                                                         Ж.Г. Шестак