ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2219/11 от 25.04.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск № дела А73-2219/2011

«25» апреля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена «25» апреля 2011 г.

Мотивированное решение изготовлено «25» апреля 2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Ставицкой О.А., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский»

об оспаривании постановления Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» № 01/145 от 24.02.2011г.,

В судебное заседание явились:

от заявителя   – юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 07.04.2010 г. № 19;

от административного органа   – не явились

Суд установил  : ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск», об оспаривании постановления Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» № 01/145 от 24.02.2011г.

В связи с назначением судьи Зимина Е.В. судьей в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в соответствии со ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело перераспределено для рассмотрения судье Руденко Р.А.

Представитель административного органа,извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства не явился в судебное заседание и не представил возражений против рассмотрения дела в его отсутствие.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, а также дополнениях к нему. Суду пояснил, что при проведении проверки административным органом нарушена процедура проведения проверки, регулируемая регламентом, утвержденным Постановлением Администрации г. Хабаровска от 15.10.2009г. № 3691, а также положения Закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того при привлечении общества к ответственности административным органом не установлен факт выпадения снега непосредственно за день перед составлением акта проверки.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, согласно представленному в материалы дела отзыву и дополнениям к нему заявленные требования не признал.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

19.01.2011г. Главным специалистом административно-технического контроля ФИО2 произведено обследование прилегающей территории к оптовому складу ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» по ул. Павловича, д. 6 г. Хабаровска. В ходе обследования установлено, что прилегающая территория не очищена от снега и снежного наката в границах занимаемой территории.

Факт установленных нарушений зафиксирован путем проведения 19.01.2011г. фотосъемки, одновременно административным органом составлен акт № 11/05-13/90.

Материалы проверки были направлены в прокуратуру г. Хабаровска для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.6. КоАП РФ Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно ст. 25.11. КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 28.1. КоАП РФ предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, кроме прочего, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п.п. 3 п. 4 статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Установив в действиях ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, прокурором г. Хабаровска в присутствии законного представителя общества ФИО1 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.02.2011г.

При возбуждении дела об административном правонарушении представитель ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» - ФИО1 дал объяснения от 01.02.2011г., согласно которым пояснил, что работы по уборке снега ведутся, что подтверждается представленным представителем общества фотоотчетом по состоянию на 01.02.2011г. Факт не уборки снега объяснил сложившимися сложными погодными условиями, имеющими место в январе 2011г., а также большим объемом работы оптового склада. Также указал, что к концу рабочего дня 01.02.2011г. территория, прилегающая к складу будет очищена от снега.

После возбуждения дела об административном правонарушении материалы проверки были направлены в Административную комиссию № 1 городского округа «Город Хабаровск» для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Определением от 09.02.2011г. административный орган уведомил законного представителя ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 24.02.2011г.

24.02.2011г. в присутствии законного представителя ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», административной комиссией вынесено постановление № 01/145 от 24.02.2011г. о привлечении общества к административной ответственности в соответствии со ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушение пункта 6 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008г. № 721 в виде штрафа в размере 5000 руб.

Из текста указанного постановления следует, что общество привлекается к административной ответственности впервые, правонарушитель вину осознал.

Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требования, подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008г. № 721 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее - Правила), которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.

Согласно п.п. 1 п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».

В соответствии с п.п. 14 п. 6 Правил прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц;

Пунктом 7 Правил установлено, что физические и юридические лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к следующим объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание:

1) жилым домам (в том числе индивидуальным), административным, производственным и торговым зданиям, объектам образования, объектам здравоохранения, памятникам и домам культуры, театрам, стадионам, улицам, проспектам, площадям, набережным, пляжам, вокзалам, строительным площадкам, местам индивидуальных захоронений, кладбищам, гаражно-строительным кооперативам, гаражам индивидуальных владельцев;

2) павильонам, киоскам, палаткам, лоткам, телефонным кабинам, опорам и фонарям уличного освещения, световым и другим рекламным установкам, щитам для газет и объявлений, малым архитектурным формам, ограждениям, газгольдерам;

3) мостам, переходам, колодцам водопроводных, канализационных, тепловых, пристенных дренажей, ливневой канализации, электрическим и телефонным сетям, водоразборным колонкам, водостокам, пожарным водоемам, прудам, трансформаторным подстанциям, антенным установкам, подъездным путям, дворовым туалетам.

В соответствии с пунктом 9 Правил прилегающая территория подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:

- до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;

- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями.

В силу пункта 10 Правил уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с асфальтобетонным покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до асфальтобетона. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.

Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов. Территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение суток после окончания снегопада (пункт 11 Правил).

Согласно пункта 12 Правил при производстве зимних уборочных работ запрещается разбрасывание и складирование снега на проезжей части улиц, озелененных территориях, тротуарах, отмостках, проездах, площадках, на территории газгольдеров и контейнерных площадках.

Как следует из материалов дела, на момент проверки главным специалистом управления административно-технического контроля были выявлены вышеуказанные нарушения Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», указанные в акте от 19.01.2011г. № 11/05-13/90, в постановлении прокурора г. Хабаровска о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.02.2011г., в постановлении № 01/145 от 24.02.2011г. о привлечении общества к административной ответственности.

Факт выпадения осадков в виде снега подтверждается представленной, по запросу суда, справкой ГУ «Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра всемирной службы погоды» от 06.04.2011г. № 13-3/358, согласно которой осадки выпадали с 15.01.2011г. по 19.01.2011г.

Так осадки в виде снега 18.01.2011г. выпадали ночью в количестве 2,0 м.м., ночью в количестве 0,7 м.м., а 19.01.2011г. ночью в количестве 0,5 м.м, днем осадков не было. Факт не уборки снега подтверждается фототаблицей от 19.01.2011г., представленной в судебное заседание (л.д. 56).

Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения административного правонарушения ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», в связи с чем, административный орган обоснованно привлек общество к административной ответственности по ч. 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.

Довод заявителя относительно нарушений со стороны административного органа требований Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Хабаровска от 15.10.2009г. № 369, Закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ суд находит несостоятельным, поскольку в данном случае административный орган в соответствии с предоставленными ему правами и в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях и Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях выявил факт нарушения действующего законодательства, о чем составил акт от 19.01.2011г. № 11/05-13/90.

В соответствии с распоряжением Мэра города Хабаровска от 31.03.2010г. № 150-р «Об утверждении Положения об управлении административно-технического контроля администрации города» и постановлением администрации г. Хабаровска от 30.12.2010г. № 4168 «Об утверждении перечня должностных лиц администрации города Хабаровска, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Хабаровского края об административных правонарушениях» к функциям Управления административно-технического контроля относится проведение в пределах своей компетенции обследования территории независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, организация и осуществление систематического контроля за выполнением физическими и юридическими лицами норм и правил в сфере благоустройства и содержания территории города, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Хабаровского края.

Так, исходя из сферы применения Закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, правила, установленные этим Законом, при проведении административной комиссией проверок по фактам нарушений законодательства, влекущих ответственность, установленную Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях, применяться не могут. Управление административно-технического контроля не осуществляло при этом какого-либо контроля в рамках Закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления в полном объеме.

В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

Как указано ранее, из текста оспариваемого постановления № 01/145 от 24.02.2011г. следует, что общество привлекается к административной ответственности впервые, правонарушитель вину осознал, в январе 2011г. имело место обильное выпадение осадков в виде снега, которое носило стихийный характер.

Административные органы, коммунальные службы не справлялись с уборкой снега в г. Хабаровске. Указанные обстоятельства не отрицались и представителем административного органа в судебном заседании 05.04.2011г.

В соответствии с ч. 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При изложенных выше обстоятельствах, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление № 01/145 от 24.02.2011г. в части назначения наказания ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» в виде штрафа в размере 5 000 руб., заменив меру наказания на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 3.4., 4.1., 30.7. КоАП РФ, ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Административной комиссии № 1 городского округа «Город Хабаровск» № 01/145 от 24.02.2011г., которым ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в сумме 5000 руб., заменив меру административного наказания на предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко