ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-228/19 от 03.04.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-228/2019

10 апреля 2019 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена  03 апреля 2019 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.А. Усенко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  К.И. Окуневой

рассмотрел в заседании суда дело по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому  краю (ОГРН  <***>, ИНН <***>, местонахождения: 680000, <...>)

к  акционерному  обществу «Хабаровский  судостроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождения: 680003, <...>)

о взыскании убытков в сумме 696 159 726 рублей

При участии в судебном заседании:

от истца –  ФИО1, действующего по доверенности  от 29.12.2018г; ФИО2, действующего по доверенности  от 05.02.2019г;

от ответчика – ФИО3, действующего по доверенности № 077-001 от 07.11.2018г; ФИО4, действующего по доверенности № 032-001 от 02.04.2019г;

УСТАНОВИЛ: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – истец, УФК по Хабаровскому краю) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением  о взыскании с акционерного общества «Хабаровский судостроительный  завод»  (далее – ответчик, АО «ХСЗ») убытков,  причиненных Российской Федерации в сумме 696 159 726 рублей.

    Требования  обусловлены   использованием  ответчиком полученных по договорам о предоставлении бюджетных инвестиций   бюджетных средств на цели, не  предусмотренные  договорами на осуществление  работ по  объекту «Техническое перевооружение  корпусообрабатывающего производства  и  модернизации спусковых устройств на грузопоъемность 2000т.  Данный факт установлен в ходе  выездной  проверки использования  средств федерального бюджета, по результатам  которой  в отношении ответчика  вынесено предписание  о возврате бюджетных инвестиций, использованных не по  целевому назначению (на перечисление    заработной платы работникам   АО «ХСЗ», оплату  НДФЛ и страховых взносов, оплату налогов,  оплату электроэнергии, оплату  долга по судебным решениям, оплату иных расходов, которые  не предусмотрены условиями заключенных договоров).

     В судебном  заседании  представители истца  поддержали исковые требования  в  полном объеме.

     Ответчик  возражал против  удовлетворения иска, указав, что все   оборудование и имущество, указанное  как нецелевое в акте проверки,  было приобретено в  рамках заключенных договоров.  Замечания  от Минпромторга РФ относительно отчетности ответчика об использовании  полученных денежных средств, отсутствовали. Указал, что  из предусмотренного объема  государственных вложений в размере 1 229 100 000 рублей, ответчиком  получено лишь 749 100 000 рублей, вместе с тем Федеральная программа  «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020г еще  не закончила свое  действие,  в связи с чем ответчик  имеет возможность ее исполнить. Кроме этого пояснил, что из заявленной суммы  убытков, 235 972 239, 23 рублей были списаны принудительно ОСП, Отделением Пенсионного фонда и  Фонда социального страхования. Ответчиком предпринимались меры по обжалованию действий судебного пристава-исполнителя, вместе  с тем, в удовлетворении требования   судом было отказано. Также  ответчиком  указано о дополнительном  выпуске  акций, которые впоследствии под получение бюджетных средств были переданы ФИО5 и Минимуществу РФ. При этом,  как указано, ответчиком,  заключенные в 2011, в 2012, в 2013 договоры не содержат   условие  о возврате  полученных средств. Также  ответчиком  указано на   передачу  государству акций  взамен  получения  денежных средств, в связи с чем, в силу Закона об инвестиционной деятельности, инвесторы  имеют равные права  на владение, пользование и распоряжение  объектами  капитальных вложений и результатами  осуществленных капитальных вложений, в данном  случае на эквивалент акций и получение  дивидендов.

    Ответчиком  заявлены ходатайства о   приобщении к делу  копии уведомлений Минпромторга РФ о капитальном вложении от 01.08.2011г, от 08.02.2013г, от 20.03.2014г, письма Минпромторга РФ от 31.05.2016г и рассмотрении дела в  закрытом судебном заседании. Судом  в удовлетворении ходатайства  о приобщении указанных документов  к делу и рассмотрении спора в   закрытом судебном  заседании  отказано.

     Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле  в качестве  третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета  спора, Министерства промышленности и торговли РФ и Федерального агентства по управлению государственным  имуществом  РФ.

    Судом отказано в удовлетворении ходатайства ответчика  ввиду отсутствия  оснований полагать, что принятый по делу судебный акт повлияет на права  и  обязанности указанных лиц по отношению к сторонам спора.

    Выслушав пояснения  представителей сторон, исследовав  материалы дела, судом установлено следующее.

    23.09.2011г  между Федеральным   агентством по правлению государственным имуществом  (Росимущество), Министерством  промышленности и торговли РФ (РФ) и АО «ХСЗ» (общество)  заключен  договор передачи  акций  в собственность РФ в счет бюджетных ассигнований № 01-13/480/440/80, по условиям  которого  общество  передает,  а РФ принимает  и оплачивает  1  191 000 штук  бездокументарных именных обыкновенных акций  общества. Общая сумма сделки составляет  119 100 000 рублей.

    В соответствии с п.3.1.1  договора РФ в лице Минпромторга РФ после  подтверждения Обществом объемов выполняемых работ  обязалось перечислить средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа на 2011г, Общество  обязалось  в течение  10 дней с момента  перечисления  денежных средств  передать  акции в указанном   количестве.

  Датой передачи акций  считается дата  регистрации  реестродержателем перехода права собственности на акции в системе ведения реестра акционеров Общества (п.3.2.3 договора).

   27.10.2011г между  Министерством  промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России),выступающим  от имени РФ и  АО «ХСЗ» (заказчик ,застройщик) заключен договор №  11709.1000400.09.014, предметом которого является взаимодействие  сторон в целях осуществления  работ  по объекту «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего  производства и модернизация спусковых устройств на грузопдъемность 2000т» на ОАО «ХСЗ» г.Хабаровск,  на которое в соответствие с договором от 23.0.2011г  № 01-13/480440/80 предоставлены бюджетные инвестиции, источником которых является  федеральный бюджет на 2011г. Выполнение  работ осуществляется  подрядным способом, для  чего заказчик (застройщик)  заключает  с  другими  организациями  договоры подряда, договоры  выполнения работ, оказания услуг и договоры поставки оборудования с использованием  конкурсных  (аукционных) процедур отбора и осуществляет контроль за ходом  их выполнения.

    Приложением  № 1  к договору  утвержден титульный список  вновь начинаемой стройки на 2011г, приложением № 2  - график  выполнения  работ (в том числе  до декабря 2011г необходимо  приобрести технологическое  оборудование и выполнить работы, оказать услуги  для реконструкции корпусообрабатывающего производства и модернизации спускопусковых устройств, выполнить  подрядные работы для модернизации  судоспусковых устройств).

   01.03.2012г  между Федеральным   агентством по правлению государственным имуществом  (Росимущество), Министерством  промышленности и торговли РФ (РФ) и АО «ХСЗ» (общество)  заключен  договор передачи  акций  в собственность РФ в счет бюджетных ассигнований № 01-13/90/088/80, по условиям  которого  общество  передает,  а РФ принимает  и оплачивает    1 700 000 штук  бездокументарных именных обыкновенных акций  общества. Общая сумма сделки составляет  170 000 000 рублей.

    В соответствии с п.3.1.1  договора РФ в лице Минпромторга РФ после  подтверждения Обществом объемов выполняемых работ  обязалось перечислить средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа на 2012г, Общество  обязалось  в течение  10 дней с момента  перечисления  денежных средств  акции в указанном   количестве.

  Датой передачи акций  считается дата  регистрации  реестродержателем перехода права собственности на акции в системе ведения реестра акционеров Общества (п.3.2.3 договора).

     26.03.2012г между  Министерством  промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России),выступающим  от имени РФ и  АО «ХСЗ» (заказчик ,застройщик) заключен договор №  12209.1400000.88.09.008, предметом которого является взаимодействие  сторон в целях осуществления  работ  по объекту «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего  производства и модернизация спусковых устройств на грузопдъемность 2000т» на ОАО «ХСЗ» г.Хабаровск,  на которое в соответствие с договором от 01.03.2012г  № 01-13/90/088/АО предоставлены бюджетные инвестиции, источником которых является  федеральный бюджет на 2011г. Выполнение  работ осуществляется  способами, предусмотренными  гражданским  законодательством.

         Приложением  № 1  к договору  утвержден титульный список переходящего строительства  на  2012г, приложением № 2  - график  выполнения  работ (в том числе  до декабря 2011г необходимо  приобрести технологическое  оборудование и выполнить  подрядные работы).

      21.06.2013г Федеральным   агентством по правлению государственным имуществом  (Росимущество), Министерством  промышленности и торговли РФ (РФ) и АО «ХСЗ» (общество)  заключен  договор передачи  акций  в собственность РФ в счет бюджетных ассигнований № 01-09/226 дсп/088/40, по условиям  которого РФ предоставляет  заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а РФ принимает и оплачивает 1 700 000  штук акций именных обыкновенных, бездокументарных  заказчика  (застройщика). Общая сумма сделки составляет  170 000 000 рублей.

     Использование  предоставленных бюджетных инвестиций  на цели, не соответствующие п.3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего  производства и модернизация спусковых устройств на грузопдъемность 2000т), не допускается.

    Приложением  № 1 к договору сторонами согласован  расчет показателей эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, показатели эффективности реализации заказчиком  ФЦП «Развитие  оборонно-промышленного комплекса РФ н 2011-2020гг», приложением  № 2  - титульный  список переходящей стройки на 2013г, приложением  № 3  - график  выполнения работ.

     27.06.2014г  между Федеральным   агентством по правлению государственным имуществом  (Росимущество), Министерством  промышленности и торговли РФ (РФ) и АО «ХСЗ» (общество)  заключен  договор передачи  акций  в собственность РФ в счет бюджетных ассигнований № 01-09/230 дсп/09/33, по условиям  которого РФ предоставляет  заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а РФ принимает и оплачивает 1 000 000  штук акций именных обыкновенных, бездокументарных  заказчика  (застройщика). Общая сумма сделки составляет  100 000 000 рублей.

      Использование  предоставленных бюджетных инвестиций  на цели, не соответствующие п.3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего  производства и модернизация спусковых устройств на грузопдъемность 2000т), не допускается.

      Приложением  № 1 к договору сторонами согласован  титульный  список переходящей стройки на 2014г, приложением  № 2  - график  выполнения работ, приложением № 3 – перечень закупаемого оборудования

       15.05.2015г  между Федеральным   агентством по правлению государственным имуществом  (Росимущество), Министерством  промышленности и торговли РФ (РФ) и АО «ХСЗ» (общество)  заключен  договор  об участии РФ в собственности субъекта инвестиций, по условиям  которого РФ предоставляет  заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а РФ принимает и оплачивает 1 900 000  штук акций именных обыкновенных, бездокументарных  заказчика  (застройщика). Общая сумма сделки составляет  190 000 000 рублей.

     Использование  предоставленных бюджетных инвестиций  на цели, не соответствующие п.3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего  производства и модернизация спусковых устройств на грузопдъемность 2000т), не допускается.

    Приложением  № 1 к договору сторонами согласован  титульный  список переходящей стройки на 2015г, приложением  № 2  - график  выполнения работ, приложением № 3 – перечень закупаемого оборудования.

     На основании заключенных договоров ответчику  в счет  приобретения акций  перечислено 749 100 000 рублей. ОАО «ФИО6 С.Т» уведомил о зачислении на эмиссионный счет РФ  акций ответчика на указанную сумму.

        На основании приказа от 19.01.2017 № 20 Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в период с 23.01.2017 по 11.04.2017 была проведена выездная проверка АО «Хабаровский судостроительный завод» на предмет проверки использования средств федерального бюджета на техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизацию спусковых устройств на грузоподъемность 2000т в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

     В ходе проверки УФК по Хабаровскому краю пришло к выводу об использовании Обществом поступивших бюджетных инвестиций за 2011- 2015 на цели, не предусмотренные договорами по взаимодействию АО «ХСЗ» и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  и договорами об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, что было зафиксировано в акте проверки от 14.04.2017.

    11.05.2017 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки УФК по Хабаровскому краю выдало АО «ХСЗ» предписание № 22-49- 09/5325, которым Обществу было предписано возвратить бюджетные инвестиции в сумме 696 159 726 руб. за 2011-2015, использованные не по целевому назначению в доход федерального бюджета в течение 30 календарных дней с даты получения предписания.

       В установленный срок  ответчик денежные средства  не возвратил, что явилось основанием   истцу  обратиться в суд с  настоящим иском.

      В силу части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа   государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

       УФК по Хабаровскому краю является органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем  вправе  заявить соответствующий  иск о взыскании убытков.

  Согласно статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Исследовав  обстоятельства настоящего спора,  изучив  в совокупности  представленные сторонами в обоснование  своих доводов и возражений  доказательства, суд не находит оснований  для  взыскания   с ответчика убытков.

Как следует из искового заявления, из представленных ответчику бюджетных ассигнований  в сумме 749 100 000 рублей – 696 159 726 рублей  были   использованы на иные виды хозяйственной деятельности, в том числе на выплату заработной платы 142 109 637, 35 рублей, на перечисление НДФЛ, страховых взносов на ОПС  в сумме 79 893 336, 40 рублей, на оплату  потребленной электрической энергии в сумме 49 394 669, 37 рублей. Списано со счета  ответчика  по инкассовым поручениям в сумме 199 622 558, 68 рублей, в остальной части оплата по иным договорам  поставки   и подряда. На предусмотренные договорами цели АО «ХСЗ»   использовано 52 940 274 рубля.

Из буквального толкования   условий  заключенных  в  2011, 2012, 2013, 2014, 2015  договоров следует, что целью выделения  бюджетных инвестиций  является техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2000т для строительства на АО «ХСЗ» судов доковой массой  свыше 1000, до 2000 тонн. Главной целью перевооружения и модернизации Федеральная целевая программа «Развитие  оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020гг» определяет  модернизацию судоспусковых устройств, что позволит  строить и ремонтировать новые типы судов, кроме этого техническое перевооружение  корпусообрабатывающего производства  увеличит производительность труда, объемы и качество  выполняемых  судостроительных и  судоремонтных работ. Что свидетельствует о  заинтересованности государства  в выполнении  данных работ в  дальнейшем именно  ответчиком.  В связи с чем, отнесение  денежных средств на выплату заработной платы, на   оплату   электроэнергии, с учетом цели строительства, сохранения  предприятия оборонно-промышленного комплекса не может быть расценено в качестве  нецелевого использования  денежных средств.

Кроме этого, в приложениях к  договорам  на участие РФ в   собственности субъекта  инвестиций стороны согласовали  титульные   списки переходящей  стройки с 2011 на 2012, с 2012 на 2013, с 2013 на 2014, с 2014 на 2015 годы,  в котором отражена стоимость  строительства по проекту, сумма освоения денежных средств, сумма  предусмотренных к освоению в спорный  период денежных средств. Данные   титульные списки  предусматривали выделение  денежных средств по программе «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизацию спусковых устройств на грузоподъемность 2000т» за период с  2011 по 2018г.

Вместе  с тем,  исходя  из представленного ответчиком в дело сообщения Департамента  судостроительной промышленности и морской техники  Минпромторга РФ от 14.03.2019 следует, что срок завершения инвестиционного проекта «Техническое  перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств  на 2000 тонн» перенесен на 2019г   Постановлением Правительства РФ от 08.02.2019 № 100-8. Заключенные ответчиком и РФ  договоры, а также    ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса  на 2011-2020гг» не устанавливают  сроки ввода в эксплуатацию объектов финансирования.

Изложенное, с учетом того, что АО «ХСЗ»  продолжает  выполнение  программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса»,  свидетельствует о том, что ответчик  не утратил  возможность  выполнить условия заключенных с РФ  договоров, либо решить вопрос о возврате  денежных средств после завершения   программы.

Далее,  как следует  из материалов дела, в период с   июня 2012г по сентябрь 2015 со счета АО «ХСЗ»  в принудительном  порядке  были списаны  денежные средства   ОПФР по Хабаровскому краю, ФСС РФ, а также судебными приставами  на основании судебных актов на сумму 235 972 239, 23 рублей. При этом, судами при рассмотрении жалобы АО «ХСЗ» (дело А73-7552/2012) на  указанные действия судебного пристава-исполнителя   указано, что  перечисление  государственным заказчиком  на расчетный счет ответчика бюджетных средств во исполнение  государственных контрактов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее  право судебного пристава-исполнителя  осуществлять в отношении должника  действия по взысканию задолженности  с его счета, открытого в коммерческом банке.  В данном случае, ответчик не мог избежать списания денежных средств, тем более, что дополнительных требований  к счету, не который были перечислены  бюджетные средства заявлено не  было.

       Изложенное  также  не позволяет суду прийти  к выводу о  наличии  вины  в причинении убытков РФ в данной  части.

     Судом также принято в внимание, что  за период с 2012г по настоящее  время  в Арбитражном суде  Хабаровского края   было возбуждено несколько дел о признании АО «ХСЗ» несостоятельным  (банкротом), в связи с принятием  ответчиком  мер  по погашению долга  ни по одному из дел процедуры банкротства  в отношении ответчика  введены не были.

       Из совокупности обстоятельств настоящего дела и представленных доказательств суд  не находит оснований для   удовлетворения иска и  взыскания  с ответчика суммы заявленных убытков   ввиду  отсутствия  доказательств как причинения убытков, так и наличия вины  в этом  ответчика.

    Исковые требования  удовлетворению не подлежат.

   Поскольку  истец освобожден от уплаты  государственной  пошлины  в силу п.1 п.11.1 части 1 статьи  333.37 НК РФ, государственная пошлина  распределению не подлежит.

    Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                Ж.А. Усенко