Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-2313/2017
23 июня 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2017, в полном объеме решение изготовлено 23.06.2017.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, с участием секретаря М.С. Степаньковой,
рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Херсонес» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>) об оспаривании постановления от 24.01.2017 № 10703000-499/2016 Хабаровской таможни о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от общества: ФИО1 по доверенности от 01.01.2017;
от административного органа: ФИО2 по доверенности от 16.01.2017 № 05-38/15; ФИО3 по доверенности от 19.06.2016 № 05-38/95.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Херсонес» (далее – ООО «Херсонес», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Хабаровской таможни от 24.01.2017 № 10703000-499/2016 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 51 000 рублей.
Представитель ООО «Херсонес» на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный орган полагает, что доводы заявителя не обоснованы.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
31.10.2015обществом с ограниченной ответственностью «Херсонес» с компанией Top Trade inc. limited (КНР, Гонконг) заключен контракт № RU/89443871/18035 на поставку в Российскую Федерацию товаров, ассортимент которых оговаривается в приложениях к нему.
31.10.2016года на склад временного хранения ООО «Мегаполис», расположенный по адресу: <...>, в адрес ООО «Херсонес» на автомобиле <***> (полуприцеп ХА3614) по транзитной декларации (товарной транспортной накладной) № 10703 020/291016/0000021/001, коммерческому инвойсу от 28.10.2016 № КН-ТТ-024 и упаковочному листу к нему, по контракту № RU/89443871/18036 от 09.03.2015 с дополнительным соглашением к нему б/н от 19.10.2016, поступили декоративные косметические средства для макияжа, косметические средства для волос, бытовая мебель, светильники общего назначения и другие товары.
31.10.2017года в Приамурский таможенный пост Хабаровской таможни, расположенный по адресу: <...> каб. 103, ООО «Херсонес» с использованием сети «Интернет» подана удостоверенная электронной цифровой подписью декларация на товары (далее - ДТ), поступившие в адрес Общества по вышеуказанным контракту, инвойсу и накладной. В соответствии с указанной декларацией ООО «Херсонес» помещало товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Декларация поступила в Приамурский таможенный пост Хабаровской таможни и была зарегистрирована 31.10.2016 с присвоением регистрационного номера № 10703070/311016/0009051.
В ДТ№ 10703070/311016/0009051 среди прочих заявлены следующие товары:
- товар № 25 «Мебель бытовая для сидения, с деревянным каркасом не вращающаяся, не трансформируемая в кровать: диваны, в разобранном виде для удобства транспортировки, всего 2 шт., в ассортименте: обитые текстильным материалом - 1 шт.; обитый искусственной кожей - 1 шт., изготовитель: Zhaoye Furniture Manufacture Co., ltd, Китай, товарный знак: отсутствует», код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - код ТНВЭД) 9401610000,
-товар № 26 «Мебель бытовая для сидения, не вращающаяся, не трансформируемая в кровать: стул, из искусственного камня, всего 1 шт., изготовитель: Zhaoye Furniture Manufacture Co., ltd, Китай, товарный знак: отсутствует» код по ТН ВЭД ЕАЭС: 9401800009,
-товар № 27 «Мебель бытовая деревянная типа спальной стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза 3.66 евро за 1 кг брутто-массы: кровати, в разобранном виде для удобства транспортировки, всего 3 шт., в ассортименте: размер спального места 2000x1800 мм., в комплекте с матрацем - 1 шт.; размер спального места 2000x1800 мм. - 1 шт.; размер спального места 2000x1500 мм. - 1 шт.», изготовитель Zhaoye Furniture Manufacture Co., ltd, Китай, код ТНВЭД ЕАЭС - 9403500009;
- товар № 28 «Мебель бытовая с деревянным каркасом для жилых комнат стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза 3.66 евро за 1 кг брутто-массы: стол с деревянной столешницей, всего 2 шт.», изготовитель Zhaoye Furniture Manufacture со., ltd, Китай, код ТНВЭД ЕАЭС 9403601009;
- товар № 29 «Мебель бытовая: полка из искусственного камня, с технологическими отверстиями и в комплекте с крепежами для фиксации полки на стене, всего 1 шт.», изготовитель Zhaoye Furniture Manufacture со., ltd, Китай, код ТНВЭД ЕАЭС 9403890000;
- товар № 31 «Светильники общего назначения, стационарные, подвесные и настенные, из комбинированных материалов, предназначенные для использования с лампами накаливания, в том числе в комплекте с крепежными элементами и лампами в количестве, необходимом для сборки, всего 10 шт., в ассортименте: люстры 5 шт.; бра 5 шт.», изготовитель Xing Yu Da Bang lighting (Zhongshan) со., ltd, Китай код ТНВЭД ЕАЭС 9405109109;
- товар № 32 «Светильники общего назначения, переносные, настольные, из комбинированных материалов, предназначенные для использования с лампами накаливания, всего 2 шт.», изготовитель Xing Yu Da Bang Lighting (Zhongshan) со., ltd, Китай код ТНВЭД ЕАЭС 9405209109.
В подтверждение сведений о соблюдении установленных таможенным законодательством Таможенного союза запретов и ограничений на ввоз товаров в графах 44 ДТ ООО «Херсонес» указаны номера сертификата соответствия и деклараций о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 32 (далее - TP ТС 025/2012):
-декларация о соответствии RU № ТС N RU Д-СКАУ04.В.38837 (в отношении товаров №№ 25,26),
-декларация о соответствии № RU № ТС N RU Д-СКАУ04.В.38843 (в отношении товара № 27),
-декларация о соответствии № ТС RU № ТС N RU Д-СКАЛ92.В.00369 (в отношении товара № 28),
-декларация о соответствии № ТС RU № ТС N RU Д-СКАЛ92.В.00370 (в отношении товара № 29),
- требованиями Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 16.08.2011 № 768, сертификат соответствия ТС RU С-СКМЛ66.В.02755 (товары № 31,32).
С 02.11.2016 по 03.11.2016 на складе временного хранения ООО «Мегаполис» Хабаровским таможенным постом в присутствии представителя ООО «Херсонес» по доверенности, менеджера ФИО4 проведен таможенный досмотр товаров, поступивших в адрес ООО «Херсонес» по товарной транспортной накладной № 10703020/291016/000021/001, упаковочному листу № КН-ТТ-024 от 28.10.2016 и заявленных в ДТ № 10703070/311016/0009051 под №№ 25-29, 31, 32.
В ходе таможенного досмотра было установлено, что в адрес ООО «Херсонес» поступили следующие товары:
-№ 25 диваны нераздвижные частично в разобранном виде, упакованы в полимерную пленку, картонную упаковку и обшиты полимерными мешками. Внутри дополнительно проложены поролоном. Всего 7 мест. Всего 2 дивана: -диван с тканевой обивкой и подушками, угловой, серого цвета, без маркировки, без торгового знака, состоит из двух частей, всего 2 места; - диван с обивкой из искусственной кожи, составной (1 основание и 4 приставных банкетки), бело-коричневого цвета. На основании каждого дивана вшит ярлык с маркировкой «Еоп Ноте», надписями восточными иероглифами и графическим знаком в виде букв «Еоп». Всего 5 мест;
-№ 26 стул белого цвета из искусственного камня в картонной коробке без маркировки, проложен пенопластовым уплотнителем. Всего 1 место - 1 шт.;
-№ 27 кровати в разобранном виде, упакованные в картонные коробки, картонные упаковки, тканевую упаковку, комбинированную (картон и полиэтилен) упаковку. На упаковках наклеен ярлык содержащий надписи «Zhaoye Furniture Manufacture co.ltd Dongrui Industrial Zone Dongcheng Road, Dongcheng Town, Zhongshan City, Guangdong Province, Сhina». Всего 10 мест - 3 кровати: - 2 кровати без маркировки, без торгового знака, состоящие из изголовья белого цвета с обивкой из искусственной кожи, боковин с аналогичной обивкой и деревянной обрешетки под матрас. Всего 6 мест. - 1 кровать с маркировкой «Еоп Ноmе», надписями восточными иероглифами и графическим знаком в виде букв «Еоп», состоящая из изголовья черно-белого цвета с обивкой из искусственной кожи, боковин с аналогичной обивкой, металлической решеткой под матрас и матраса размером 1800x2000x310 (согласно маркировке). На упаковке матраса имеются надписи «Еоп Home, the best buys for the best price» и графический знак в виде букв «Еоп», а также ярлык с информацией о модели «Se-cdl328a», надписью «Еоп Living)) и прочими, всего 4 места;
- № 28 столы деревянные черного цвета в картонных коробках с поролоновыми прокладками обернутые в полимерную пленку, на коробках маркировка отсутствует. Всего 2 места - 2 шт. - стол круглый на ножках - 1 шт.; стол прямоугольный на ножках с выдвижными ящиками - 1 шт.;
-№ 29 полка из искусственного камня белого цвета Г-образной формы в фанерном ящике с поролоновым уплотнителем и полиэтиленовой пленке. Без маркировки, без ТМ. Всего 1 место - 1 шт.;
-№ 31 светильники настенные и потолочные в картонных коробках, в полиэтиленовых упаковках, проложенных пенопластовым уплотнителем (частично). В некоторых коробках вложены инструкции с указанием модели и изображением внешнего вида изделия и детализацией комплектующих. Всего 9 мест, светильники настенные 5 шт.; светильники потолочные 5 шт.;
-№ 32 лампы настольные в 2 картонных коробках обшитых полимерным мешком и помещенных в деревянную обрешетку. В картонных коробках также имеются пенопластовые вкладыши. Всего 1 место - 2 шт.
Сведения о производителе, грузоотправителе, грузополучателе, реквизиты договоров, клейма, товарные знаки, знаки соответствия, идентификационные знаки, стандарты на упаковке товаров и товарах в ходе таможенного досмотра не обнаружены.
Результаты таможенного досмотра зафиксированы в акте таможенного досмотра № 10703050/031116/000250. К акту таможенного досмотра приложены фотографии с изображением досмотренных товаров, их упаковки, нанесенных на них сведений и изображений на иностранном языке (английский, иероглифы), а также технической документации сопровождающей отдельные товары (светильники).
На основании результатов таможенного досмотра, установив отсутствие на товарах и их упаковке единого знака обращения товара на рынке знака ЕАС и отсутствие маркировки, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» и 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» 01.11.2016 Приамурским таможенным постом (ЦЭД) Хабаровской таможни на основании п. 2 ст. 201 Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение об отказе в выпуске товара № 25-29, 31, 32 ДТ№ 10703 070/311016/0009051.
По мнению таможенного органа, ООО «Херсонес», указав в 44 графах ДТ № 10703070/311016/0009051 и описи документов декларации о соответствии № ТС N RU Д-СN.АУ04.В.38837, № ТС N RU Д-СN.АУ04.В.38843 № ТС N RU Д- СN.АЛ92.В.00369, ТС № RU Д-СN.АЛ92.В.00370, и сертификат соответствия ТС RU C-CN.MJI66.B.02755, фактически представило с декларацией на товары недействительные документы в подтверждение соблюдения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, так как ввезенные и задекларированные товары не соответствовали установленным TP ТС 004/2011 и TP ТС 025/2012 требованиям, в связи с отсутствием, на них и их упаковке маркировки на русском языке и знака ЕАС. Фактически декларации о соответствии и сертификат соответствия содержали недостоверные сведения о соответствии товаров № 25-29, 31, 32 ДТ№ 10703070/311016/0009051 установленным TP ТС 004/2011 и TP ТС 025/2012 требованиям и не могли быть отнесены к задекларированным товарам.
18.11.2016 в отношении ООО «Херсонес» по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10703000-499/2016.
Телефонограммой ООО «Херсонес» извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Телефонограмма получена 09.11.2016 бухгалтером ФИО5.
16.12.2016 Хабаровской таможней в отношение ООО «Херсонес» по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении № 10703000-499/2016.
Определением от 24.01.2017 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. На определении имеется штамп ООО «Херсонес» и отметка в принятии определения 23.01.2017.
24.01.2017 Хабаровской таможней по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 10703000-499/2016 вынесено постановление, которым ООО «Херсонес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 51 000 рублей.
Несогласие Общества с постановлением, явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств -членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктом 1 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор) до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора для целей применения международных договоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить причитающиеся платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с таможенным законодательством; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом.
Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза № 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии Таможенного союза от 24.04.2013 № 91 (далее - Перечень к TP ТС 004/2011).
В соответствии с пп. 16 п. 1 Перечня к TP ТС 004/2011 электрические аппараты и приборы бытового назначения, оборудование световое и источники света светильники общего назначения, классифицируемые кодом ТНВЭД ЕАЭС 9405109808 подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.
Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента таможенного союза № 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии Таможенного союза от 18.03.2014 № 44 (далее - Перечень к TP ТС 025/2012).
В соответствии с п. 2 Перечня к TP ТС 025/2012 мебель бытовая: диваны, стулья, кровати, столы, полки, классифицируемые кодами ТНВЭД ЕАЭС 9401610000, 9401800009, 9403500009, 9403601009, 9403890000 подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования.
Согласно п. 1 ст. 5 TP ТС 004/2011, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 16.08.2011 № 768, наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку.
Согласно п. 2 ст. 5 TP ТС 004/2011 если сведения, приведенные в п. 1 настоящей статьи, невозможно нанести на низковольтное оборудование, то они могут указываться только в прилагаемых к данному оборудованию эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку.
Как следует из п. 3 ст. 5 TP ТС 004/2011 маркировка низковольтного оборудования должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на низковольтное оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
В соответствие с п. 4 ст. 5 TP ТС 004/2011 эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в п. 1 настоящей статьи; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.
В соответствии с п. 5 ст. 5 TP ТС 004/2011 эксплуатационные документы выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза. Эксплуатационные документы выполняются на бумажных носителях. К ним может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях. Эксплуатационные документы, входящие в комплект низковольтного оборудования не бытового назначения, могут быть выполнены только на электронных носителях.
В соответствии с п. 7 ст. 5 TP ТС 025/2011 информация для потребителя предоставляется в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке в случае, если мебель поставляется в разобранном виде.
Как следует из пункта 7.1 ст. 5 TP ТС 025/2011 каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, - на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита. Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде. Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку. Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом.
Согласно п. 7.2 ст. 5 TP ТС 025/2011 маркировка должна быть четкой и содержать:
наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
-товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
-наименование страны изготовителя;
-наименование и местонахождение изготовителя;
- наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
-дату изготовления;
-гарантийный срок;
-срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык Должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке;
В соответствии с п. 1 ст. 7 TP ТС 025/2012 мебельная продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия согласно ст. 6 настоящего технического регламента, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 7 TP ТС 025/2012 установлено, что маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском мебельной продукции в обращение на рынке.
Из п. 3 ст. 7 TP ТС 025/2012 следует, что единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на маркировочный ярлык (этикетку), размещенный на несъемной части каждого изделия мебели. Не допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза на поверхность выдвижных ящиков, переставных полок и других деталей, в том числе комплектующих изделий, которые могут быть заменены. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится также на прилагаемых к мебельной продукции сопроводительных документах, товарно-транспортных накладных. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое изображение в течение всего срока службы мебели.
При этом, как определено п. 4 ст. 7 TP ТС 025/2012 для изделий мебели сборно-разборной или универсально-сборной конструкции, поставляемых в разобранном виде, допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза только на их упаковку и на прилагаемые к ним сопроводительные документы.
Согласно ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются, поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, является декларант либо таможенный представитель, то есть лицо, непосредственно совершившее действия, связанные с декларированием товаров и представлением в таможенный орган документов. В рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения является декларант ООО «Херсонес», поскольку именно данным Обществом, была заполнена и подана в таможенный орган декларация о товарах, а также представлены в Приамурский пост в подтверждение соблюдения установленных запретов и ограничений декларации и сертификат соответствия.
Таким образом, ООО «Херсонес», указав в 44 графах ДТ № 10703070/311016/0009051 и описи документов декларации о соответствии № ТС N RU Д-СN.АУ04.В.38837, № ТС N RU Д-СN.АУ04.В.38843 № ТС N RU Д- СN.АЛ92.В.00369, ТС № RU Д-СN.АЛ92.В.00370, и сертификат соответствия ТС RU C-CN.MJI66.B.02755, фактически представило с декларацией на товары недействительные документы в подтверждение соблюдения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, так как ввезенные и задекларированные товары не соответствовали установленным TP ТС 004/2011 и TP ТС 025/2012 требованиям, в связи с отсутствием, на них и их упаковке маркировки на русском языке и знака ЕАС. Фактически декларации о соответствии и сертификат соответствия содержали недостоверные сведения о соответствии товаров № 25-29,31,32 ДТ № 10703070/311016/0009051 установленным TP ТС 004/2011 и TP ТС 025/2012 требованиям и не могли быть отнесены к задекларированным товарам.
С учетом изложенного, следует признать подтвержденным материалами дела наличие в действиях ООО «Херсонес» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Таможенного кодекса Таможенного союза, TP ТС 004/2011 и TP ТС 025/2012, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о доказанности наличия в рассматриваемых действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Довод заявителя о возможности маркировки продукции после проведения таможенного контроля судом не принимается.
По мнению заявителя, Техническими регламентами не предусмотрен конкретный момент нанесения маркировки, в том числе до завершения процедуры таможенного декларирования, маркировка могла быть нанесена собственником товара до момента передачи товара потребителю.
Вместе с тем, подпунктом 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно п.7 ст. 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Отсутствие на товаре маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС является нарушением положений Технического регламента в части несоблюдения ограничений, установленных правом ЕАЭС в области несоблюдения ограничений, установленных в области технического регулирования, и, как следствие, является основанием для отказа в выпуске товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с п.1 ст. 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2016 по делу № 307-КГ16-4198, Технические регламенты имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза и принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, устанавливая минимально необходимые требования безопасности. Техническим регламентом Таможенного союза устанавливаются требования к маркировке продукции - информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений, наносимой на потребительскую тару, этикетку, ярлык.
Как следует из статьи 3 TP ТС 025/2014 под выпуском продукции в обращение понимается - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, продукция отправляемая со склада иностранного изготовителя на экспорт в страны участницы Таможенного союза для реализации товаров на таможенной территории Таможенного союза для целей TP ТС 025/2014 в силу положений его ст. 3 рассматривается как выпускаемая в обращение.
Как следует из пункта 2 протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза приложение № 9 к договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) под выпуском продукции в обращение понимается - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Таким образом, маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (знак - ЕАС) на мебельную продукцию должна быть нанесена до ее ввоза с целью распространения на территории Таможенного союза.
Под ввозом товаров в силу пп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Таким образом, факт подачи и регистрации декларации на товары для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подразумевающей пользование ввезенным товарам без каких-либо ограничений, является фактом совершения действий по ввозу товара на таможенную территорию. При таких обстоятельствах, маркировка должна быть на нанесена на товар до подачи декларации на товары.
Аналогичные положения подлежать применению относительно положений технического регламента «ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №768.
Пунктом 1 ст. 3 TP ТС 004/2011 определено, что низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза.
Согласно пункту 1 ст. 7 TP ТС 004/2011 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Из пунктов 5.3.2 и 5.4.1 следует при сертификации по схемам 1с; Зс, 4с (серийный выпуск, партия продукции, единичное изделие):
1. Пункт 5.3.2: орган по сертификации (оценке (подтверждению)
соответствия): проводит идентификацию низковольтного оборудования
путем установления тождественности его характеристик признакам,
установленным в статье 1 настоящего технического регламента Таможенного
союза, положениям, установленным статьей 5 настоящего технического
регламента Таможенного союза (сведения о маркировке), и документам,
перечисленным в подпункте 5.1 пункта 5 настоящей статьи;
2. Пункт: 5.4.1 изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо),
импортер наносит единый знак обращения продукции на рынке государств -
членов Таможенного союза;
В силу пункта 2 ст. 8 TP ТС 004/2011 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском низковольтного оборудования в обращение на рынке.
Таким образом, маркировка товаров, включающая сведения об его основных параметрах и характеристиках, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование, а также содержаться в прилагаемой эксплуатационной документации, до выдачи сертификата соответствия, поскольку органу по сертификации необходимо провести идентификацию товаров, проверить наличие маркировки. А одним из заключительных этапов сертификации, является нанесение знака ЕАС изготовителем, либо уполномоченным импортёром, до выпуска в обращение, т.е. до фактического ввоза на таможенную территорию и декларирования в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Поскольку оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение и, установив отсутствие, на товаре и их упаковке маркировки на русском языке и знака ЕАС., таможенный орган правомерно привлек общество к административной ответственности.
Так же не принимается довод общества об отсутствии в действиях общества запретов и ограничений.
В пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» указано, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Таким образом, в силу положений части 3 статьи 16.2 КоАП РФ при квалификации действий лица по названной норме права необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться при представлении недействительных документов.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе, в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
При отражении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, таможенный орган должен выяснить, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару.
В силу статьи 8 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 025/2012) «О безопасности мебельной продукции», государства - члены Таможенного союза обязаны предпринять все меры для ограничения и запрета выпуска в обращение мебельной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также изъятия с рынка мебельной продукции, не соответствующей требованиям безопасности настоящего технического регламента либо поступающей или находящейся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия и (или) без маркировки единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза.
В связи с чем постановление таможенного органа судом признается законным и обоснованным.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации совершенного ООО «Херсонес» правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении ООО «Херсонес»к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области таможенного оформления.
Пренебрежительное отношение общества к соблюдению правил и норм, установленных в сфере таможенного дела, создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного таможенного контроля.
Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, не установлено, такие обстоятельства заявителем, в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, не подтверждены.
Таким образом, принимая во внимание наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей), степень общественной опасности совершенного правонарушения с учетом объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует признать, что факт неоднократного привлечения ООО «Херсонес» к административной ответственности исключает замену административного штрафа предупреждением.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Таким образом, у суда первой инстанции не имеется основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ООО «Херсонес» о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 24.01.2017 № 10703000-499/2016, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников