Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-24280/2019
25 мая 2020 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 18 мая 2020 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи К.А. Архиповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Евдокимовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680030, <...>)
к Правительству Хабаровского края (адрес: 680000, <...>),
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>),
к Краевому государственному казенному учреждению «Краевой имущественный комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>),
к Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровский аграрий» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680014, <...>, литер А, пом. 9; 680032, <...>)
о признании недействительным аукциона, проведенного Краевым государственным казенным учреждением «Краевой имущественный комплекс» по продаже акций акционерного общества «Хорское» (извещение № 300617/0024667/01),
о признании недействительным договора купли-продажи акций от 31.07.2017 № 1232, заключенного между Краевым государственным казенным учреждением «Фонд имущества Хабаровского края» и Обществом с ограниченной ответственностью «Хабаровский аграрий»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>), Общество с ограниченной ответственностью «Хорская буренка» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 682928, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>), Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680000, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
от Хабаровского УФАС России – ФИО1 по доверенности от 14.01.2020 № 8/141, диплом ВСГ 1825675; ФИО2 по доверенности от 09.08.2019 № 5/7527, диплом ИВС 0430362 (после перерыва);
от Правительства Хабаровского края – ФИО3 по доверенности от 31.12.2019 № 12.3.16-27309, диплом 102724 1184611;
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края – ФИО4 по доверенности от 05.03.2020 № 1-22-1506, диплом БВС 0276339;
от КГКУ «Краевой имущественный комплекс» - ФИО5 по доверенности от 24.03.2020 № 4, диплом ВСГ 0777624;
от ООО «Хабаровский аграрий» - ФИО6 по доверенности от 17.02.2020; диплом ОКА № 26380;
от УФСБ России по Хабаровскому краю - ФИО7 по доверенности от 01.03.2019, диплом ВСВ 0071890 (до перерыва);
от ООО «Хорская буренка» - ФИО8 по доверенности от 31.10.2019, диплом ИВС 0369616 (до перерыва);
от Минсельхоз края – ФИО9 по доверенности от 12.09.2019 № 5-9-5462, диплом БВС 0951368,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – истец, Хабаровское УФАС России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (далее – Министерство), к Краевому государственному казенному учреждению «Краевой имущественный комплекс» (далее – Учреждение, КГКУ «Краевой имущественный комплекс»), к Обществу с ограниченной ответственностью «Хабаровский аграрий» (далее – ООО «Хабаровский аграрий»), согласно которому просит:
- признать недействительным аукцион, проведенный КГКУ «Краевой имущественный комплекс» по продаже акций АО «Хорское» (извещение № 300617/0024667/01),
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи акций от 31.07.2017 № 1232, заключенный Краевым государственным казенным учреждением «Фонд имущества Хабаровского края» с победителем аукциона – ООО «Хабаровский аграрий».
Определением суда от 24.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – УФСБ России по Хабаровскому краю) и Общество с ограниченной ответственностью «Хорская буренка» (далее – ООО «Хорская буренка»).
Определением суда от 27.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (далее - Минсельхоз края).
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 12.05.2020 по 18.05.2020.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по иску.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении оспариваемого аукциона и заключении по его результатам договора купли-продажи не были соблюдены требования действующего законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества.
Так, избранный Правительством Хабаровского края, подведомственными Министерством и Учреждением способ отчуждения акций, движимого и недвижимого имущества АО «Хорское» не соответствует положениям пунктов 2, 3 части 1 статьи 13Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), в соответствии с которыми продажа акций акционерных обществ осуществляется на специализированном аукционе.
Кроме того, истец считает, что исходя из предмета продажи, а именно продажи акций, проведение аукциона должно было осуществляться в соответствии с Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (далее – Положение об организации продажи акций на специализированном аукционе), тогда как следует из извещения об аукционе, торги проведены в соответствии с Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 (далее - Положение об организации и проведении продажи в электронной форме).
При этом, в нарушение пункта 14 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, извещение, аукционная документация не содержат реквизиты счета продавца (собственника имущества) для перечисления задатка; а установленное в извещении, в аукционной документации требование о внесении задатка единым платежом на расчетный счет претендента, открытый при регистрации на ЭТП, который блокируется при учете денежных средствах на лицевом счете претендента в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, противоречит требованиям пункта 18 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, а также требованиям Закона о приватизации, таким образом, денежные средства в оплату задатка претендентами на счет продавца не перечислялись, что свидетельствует о незаключенности договора о задатке.В данной связи признание ФИО10 и ООО «Хабаровский аграрий» участниками аукциона и допуск их к участию в аукционе противоречит требованиям законодательства о приватизации. Также, в нарушение пункта 34 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, аукцион проведен в срок менее 3 дней со дня определения участников аукциона.
Указанные нарушения, по мнению истца, являются существенными,направленными на создание преимущественных условий участия в торгах конкретным хозяйствующим субъектам.
Кроме того, истец полагает, что неуказание в прогнозном плане приватизации, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 22.07.2016 №246-пр, в распоряжении Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края от 30.06.2017 №1766 перечня имущества (поголовье крупного рогатого скота, земельные участки, в том числе находящиеся у акционерного общества в аренде, здания и прочее недвижимое имущество, движимое имущество и т.д.),планируемого к приватизации путем продажи акций,свидетельствует о несоблюдении требований Закона о приватизации в части информационного обеспечения.
Также истец считает, что начальная цена акций в сумме 190 000 000 руб. несопоставима с рыночной стоимостью имущества АО «Хорское» в размере 585 426 375 руб., указанной в отчете оценщика, с уставным капиталом общества в размере 388 611 000 руб.
Относительно заявления ООО «Хабаровский аграрий» о применении последствий пропуска срока исковой давности, истец указал, что срок исковой давности не пропущен, поскольку в данном случае срок исковой давности исчисляется в соответствии со статьей 41.1Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и составляет три года.
Представитель Правительства Хабаровского края в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований к надлежащим ответчикам, в случае, если судом будут установлены нарушения при проведении торгов, при этом полагает, что Правительство Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу, одновременно представил отзыв.
Представитель КГКУ «Краевой имущественный комплекс» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, в случае, если судом будут установлены нарушения при проведении торгов, представил отзыв.
Представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований при наличии законных оснований, представил отзыв.
Представитель ООО «Хабаровский аграрий» в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований Хабаровского УФАС России по основаниям, изложенным в отзыве, заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности, который, по мнению представителя, в соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ составляет один год, и начал течь в 2017, когда истец узнал о проведении настоящих торгов.
Представитель Минсельхоз края в судебном заседании исковые требования Хабаровского УФАС России поддержал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель УФСБ России по Хабаровскому краю в судебном заседании до перерыва, исковые требования Хабаровского УФАС России поддержал, по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
Представитель ООО «Хорская буренка» в судебном заседании до перерыва, возражал относительно удовлетворения исковых требований Хабаровского УФАС России по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.07.2016 № 246-пр «О прогнозном плане приватизации краевого государственного имущества на 2017 год» в прогнозный план приватизации включены акции АО «Хорское», (682928, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>) в количестве 100 %, с предполагаемым сроком реализации 2 квартал 2017 (пункт 2 раздела 2 Постановления).
Распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопредшественник Министерства имущественных отношений Хабаровского края) от 30.06.2017 № 1766 «Об условиях приватизации акций АО «Хорское» в количестве 3 886 110 штук, являющихся государственной собственностью Хабаровского края» утверждено:
- приватизировать являющийся государственной собственностью Хабаровского края пакет акций в размере 100% уставного капитала АО «Хорское» в количестве 3 886 110 штукобыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая, путем продажи на аукционе в электронной форме с открытой формой подачи предложений по цене;
- установить начальную цену имущества в размере 190 000 000 руб., определенную в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
30.06.2017 КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края»(на основанииПостановления Правительства Хабаровского края от 06.09.2019 № 352-пр «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края» КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» переименовано в КГКУ «Краевой имущественный комплекс») во исполнение распоряжения Министерства от 30.06.2017 № 1766 размещена информация о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru (извещение № 300617/0024667/01), на сайте определенном Правительством Хабаровского края www.khabkrai.ru, на сайте продавца www.fondim27.ru и на электронной торговой площадке «Приватизация и аренда имущества» АО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru (извещение № 178fz30061700001).
Согласно извещению:
Проведение аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с Регламентом размещения процедур по продаже и аренде государственного и муниципального имущества с использованием электронной торговой площадки «Приватизация имущества» АО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru.
Аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, Законом Хабаровского края от 23.04.2003 № 115 «О приватизации краевого государственного имущества», Постановлением Правительства России от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».
Продавец - КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края». Информация о продавце: 680000, <...>, телефон <***>. E-mail: info@fondim27.ru.
Дата, время и место проведения аукциона: 27.07.2017 в 10:00. Дата и время начала приема заявок: 30.06.2017 в 09:00. Дата и время окончания приема заявок: 24.07.2017 в 18:00. Дата и время определения участников аукциона: 25.07.2017 в 16:00. Дата и место подведения итогов аукциона: 27.07.2017 на электронной торговой площадке «Приватизация имущества» АО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru.
Характеристика имущества: обыкновенные именные бездокументарные акции АО «Хорское» в размере 100 % уставного капитала, являющиеся собственностью Хабаровского края.
Адрес (местонахождение) АО «Хорское»: 682928, Россия, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>.
Начальная цена продажи: 190 000 000 руб., определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сумма задатка для участия в аукционе: 38 000 000 руб. Шаг аукциона: 1 900 000 руб. Средства платежа: денежные средства в валюте РФ (рубли).
Задаток для участия в аукционе служит обеспечением исполнения обязательства победителя аукциона по заключению договора купли-продажи и оплате приобретенных на торгах акций, вносится единым платежом на расчетный счет претендента, открытый при регистрации на электронной торговой площадке в соответствии с требованиями и порядком, установленными Регламентом электронной площадки.
Оператор ЭТП обеспечивает блокирование и учет денежных средств на лицевом счете претендента в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Победителем продажи признается участник продажи, предложивший в ходе торгов наиболее высокую цену за выставленное на аукцион имущество.
Результаты аукциона оформляются протоколом об итогах аукциона. Задаток покупателя засчитывается в счет оплаты акций.
21.07.2017 на электронную торговую площадку поступили заявки от ФИО10 и ООО «Хабаровский аграрий», которые протоколом от 25.07.2017 допущены к участию в аукционе.
По результатам аукциона его победителем признано ООО «Хабаровский аграрий», предложившее наибольшую цену лота в размере 195 700 000 руб.
31.07.2017 по результатам электронного аукциона, между КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» и ООО «Хабаровский аграрий» заключен договор № 1232 купли-продажи бездокументарных акций АО «Хорское» в размере 100% уставного капитала, являющиеся государственной собственностью Хабаровского края, с ценой продажи 195 700 000 руб.
Платежным поручением от 03.08.2017 № 1089 в счет оплаты по договору купли-продажи от АО «ЕЭТП» поступили денежные средства в размере 38 000 000 руб., перечисленные ООО «Хабаровский аграрий» в счет задатка на электронную площадку.
Платежным поручением от 23.08.2017 № 3 в счет оплаты по договору купли-продажи поступили денежные средства в размере 157 700 000 руб.
Распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 31.07.2017 № 2594, пакет акций АО «Хорское» исключен из Реестра краевого государственного имущества.
Полагая, чтопри продаже краевого государственного имущества допущены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, соответственно, нарушены публичные интересы Российской Федерации в сфере обеспечения конкуренции при приватизации краевого государственного имущества, Хабаровское УФАС России обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Право антимонопольного органа на обращениев арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками о признании торгов недействительными, предусмотрено частью 4 статьи 17 и подпунктом «з» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Отношения, связанные с передачей имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, регулируются законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК РФ, пункт 1 статьи 3 Закона о приватизации).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона о приватизации, приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен статьей 13 Закона о приватизации.
Согласно пункту 1 названной статьи, приватизация государственного и муниципального имущества производится следующими способами: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Анализирую данную норму права, суд приходит к выводу о том, что выбор способа приватизации ставится в зависимость только от вида государственного или муниципального имущества, то есть законодатель разделил виды приватизируемого имущества на имущество и акции и соответственно предусмотрел различные способы при продаже этих видов имущества. Указанные различия и порядок продажи являются существенными.
Согласно пункту 1 статьи 32.1 Закона о приватизации,продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, продажа акций АО «Хорское» в данном случае должна была осуществляться на специализированном аукционе, который может проводиться в том числе, в электронной форме, в соответствии с требованиями Закона о приватизации, с учетом статьи 19Закона о приватизации, Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 с учетом раздела III «Проведение продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе» (в подлежащей применению редакции), а также в соответствии с требованиями Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 в части определения единой цены продажи акций на специализированном аукционе, победителей, а также утверждения протокола об итогах специализированного аукциона (пункты 1, 62 указанного Положения в редакции, действующей на момент проведения аукциона).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о приватизации, пунктом 50 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию.
Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион. Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи (пункт 19 Положения об организации продажи акций на специализированном аукционе).
Согласно пункту 54 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, в заявке указывается сумма денежных средств, направляемая претендентом в оплату акций, выставленных на специализированный аукцион.
Сумма денежных средств, указанная в заявке, перечисляется на один из указанных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона счетов продавца после регистрации заявки на электронной площадке, но не позднее дня окончания приема заявок. В платежном документе на перечисление денежных средств в обязательном порядке указывается номер заявки (пункт 55 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме).
В соответствии с пунктами 58, 60 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме, на основании протокола об итогах приема заявок и выписок со счетов продавец принимает решение о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в специализированном аукционе.Претендент приобретает статус участника со времени подписания продавцом протокола об определении участников.
Пунктом 17 Положения об организации продажи акций на специализированном аукционе предусмотрено, что после определения участников специализированного аукциона продавец определяет единую цену продажи. При определении единой цены продажи все расчеты выполняются с точностью до 1 копейки.
Специализированный аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона (абзац 4 пункта 3 статьи 19Закона о приватизации).
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, отчуждение акций АО «Хорское» было осуществлено способом приватизации – путем проведения аукциона, не предусмотренным специальным законом; без перечисления претендентами денежных средств, направляемых последними в оплату акций на счет продавца;без определения единой цены за одну акцию;в срок, ранеечем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона, в нарушение требований статьи 19 Закона о приватизации,пунктов 17, 19Положения об организации продажи акций на специализированном аукционе, пунктов 50, 55, 58 Положения об организации и проведении продажи в электронной форме.
При таких обстоятельствах, судом отклоняются доводы ответчиков о возможности проведения торгов по продаже акций акционерного общества любым из способов, перечисленных в статье 13 Закона о приватизации, как несостоятельные.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», при разрешении споров, связанных с признанием сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются такие нарушения порядка проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
При таких обстоятельствах, суд признает вышеупомянутые нарушения существенными и повлиявшими на результаты торгов.
В силу пункта 1 статьи 449 и статьи 168 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, а также принимая во внимание имевшее место нарушение требований Закона о приватизации, выразившееся в неверном определении способа приватизации акций АО «Хорское», что привело к ограничению доступа к участию в торгах иных претендентов, заинтересованных в приобретении предмета торгов и способных повлиять на конкурентное ценообразование продажной стоимости реализуемого на торгах имущества, тем самым в силу требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушены принципы конкурентности торгов, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о признании недействительными аукциона и заключенного по его результатам договора купли-продажи акций от 31.07.2017 № 1232.
Ссылки истца на то, что начальная цена акций в сумме 190 000 000 руб. несопоставима с рыночной стоимостью имущества АО «Хорское» в размере 585 426 375 руб., указанной в отчете оценщика, с уставным капиталом общества в размере 388 611 000 руб., при фактически установленных обстоятельствах, приведших к недействительности аукциона и заключенного по его результатам договора, не влияют на разрешение настоящего спора.
Вместе с тем, ссылки истца на то, что неуказание в прогнозном плане приватизации, а также в распоряжении об условиях приватизации перечня имущества (поголовье крупного рогатого скота, земельные участки, в том числе находящиеся у акционерного общества в аренде, здания и прочее недвижимое имущество, движимое имущество и т.д.),планируемого к приватизации путем продажи акций,свидетельствует о несоблюдении требований Закона о приватизации в части информационного обеспечения, суд отклоняет, как несостоятельные.
Так, пунктом 1 статьи 10 Закона о приватизации установлено, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На территории Хабаровского края издан Закон Хабаровского края от 23.04.2003 № 115 «О приватизации краевого государственного имущества» (далее - Закон № 115).
Согласно статье 8 Закона № 115, приватизация краевого государственного имущества осуществляется в соответствии с прогнозным планом приватизации краевого государственного имущества.
Прогнозный план приватизации краевого государственного имущества содержит перечень краевых государственных унитарных предприятий, а также находящихся в краевой государственной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного краевого государственного имущества, которое планируется приватизировать в очередном финансовом году. В прогнозном плане указываются характеристика краевого государственного имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
В соответствии сЗаконом № 115, Правительством Хабаровского края Постановлением от 20.07.2010 № 178-пр утвержден Порядок разработки прогнозного плана приватизации краевого государственного имущества на очередной финансовый год (далее – Порядок), пункт 6 которого содержит аналогичный требования к прогнозному плану.
Кроме того, пунктом 7 Порядка установлено, чтопри включении краевого государственного имущества в соответствующие перечни указываются: для акций акционерного общества, находящихся в краевой собственности:
наименование и местонахождение акционерного общества;
количество акций, подлежащих приватизации, с указанием доли этих акций в общем количестве акций акционерного общества (при доле акций менее 0,01 процента - не указывается).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 115, в решении об условиях приватизации краевого государственного имущества должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; начальная цена имущества; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 14 Закона о приватизации.
Таким образом, вышеуказанные нормы права не содержат обязанность указывать, как в прогнозном плане приватизации, так и в решении об условиях приватизации акций, информацию о движимом и недвижимом имуществе общества.
Перечень видов основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется акционерным обществом, площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества; численность работников хозяйственного общества; площадь объектов недвижимого имущества хозяйственного общества и их перечень, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о приватизации указываются в информационном сообщении о продаже имущества.
Нарушений требований пункта 2 статьи 32 Закона о приватизации при подписании договора купли-продажи от 31.07.2017 № 1232, на которые истец ссылается в обоснование исковых требований, судом также не установлено.
Разрешая заявленное ООО «Хабаровский аграрий» ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными в течение одного года со дня проведения торгов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 44 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права(пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены в статье 44 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Хабаровского УФАС России в суд с настоящим исковым заявлением явилось сообщение УФСБ по Хабаровскому краю от 26.08.2019 № 80/Э/1-3762 с приложением соответствующих материалов о возможном нарушении организаторами торгов законодательства о защите конкуренции при приватизации государственного имущества.
Таким образом, Хабаровское УФАС России о нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных при проведении торгов, узнало по результатам рассмотрения материалов УФСБ по Хабаровскому краю – в конце 2019, поэтому именно с этого момента следует исчислять годичный срок исковой давности.
Настоящее исковое заявление подано истцом в арбитражный суд нарочно 12.12.2019, что подтверждается штампом суда на заявлении.
Следовательно, установленный законом срок для обращения с настоящим иском в суд, Хабаровским УФАС России не пропущен, в связи с чем, оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности, по заявлению ООО «Хабаровский аграрий», у суда не имеется.
Доводы ООО «Хабаровский аграрий» и ООО «Хорская буренка» о том, что о проведении торгов истец узнал в 2017 из заявленийАО «Лермонтовское» иООО «Группа компаний «Русагро» несостоятельны, по следующим основаниям.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Особенности порядка рассмотрения антимонопольным органом жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Законом о приватизации определены в части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502, полномочия органа публичной власти, не могут следовать из одного лишь факта отнесенияопределенной сферы оборота к ведению (контролю) ФАС, а требуют своего непосредственного закрепления в законе (принимаемых в соответствии с законом правовых актах) и должны осуществляться в надлежащих административных процедурах.
Согласно уведомлению Хабаровского УФАС России от 11.08.2017, обращение АО «Лермонтовское» было возвращено на основании пункта 1 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием в жалобе необходимых сведений, установленных данной статьей, без которых антимонопольный орган не принимает жалобу к рассмотрению.
Таким образом, в рамках установленной Законом о защите конкуренции административной процедуры рассмотрения жалоб, антимонопольный орган вправе проверять обоснованность указанных заявителем нарушений законодательства только при принятии жалобы к рассмотрению.
В связи с чем, доводы ООО «Хабаровский аграрий», ООО «Хорская буренка» о том, что Хабаровский УФАС России, как орган государственной власти, наделенный публичными полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции, независимо от возвращения жалобы АО «Лермонтовское», должен был ее рассмотреть по существу, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права.
Ходатайство ООО «Группа компаний «Русагро» от 13.07.2017 № 106515/17, поданное в ФАС России о приобретении 100% голосующих акций АО «Хорское», на которое ООО «Хабаровский аграрий» также ссылается в обоснование заявленного ходатайства, на основании части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, не является основанием для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов.
В рассматриваемом случае предметом государственного контроля, осуществляемого антимонопольным органом, является контроль за экономической концентрацией (глава 7 Закона о защите конкуренции). В порядке статьи 28 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган дает предварительное согласие на приобретение акций акционерного общества лицу, являющимся объектом экономической концентрации, и не полномочен осуществлять административную процедуру рассмотрения жалоб, установленную статьей 18.1Закона о защите конкуренции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 70 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными по общему правилу являются организатор торгов и лицо, выигравшее публичные торги.
Принимая во внимание, что ни Правительство Хабаровского края, ни Министерство имущественных отношений Хабаровского края, не являлись стороной сделки, суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по рассматриваемому требованию Хабаровского УФАС России являются КГКУ «Краевой имущественный комплекс» и ООО «Хабаровский аграрий».
То обстоятельство, что на торгах продавалось имущество, принадлежащее на праве собственности Хабаровскому краю, не делает последних стороной по сделке (пункт 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101).
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Хабаровского УФАС России к Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края следует отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами по правилам статьи 110 АПК РФ.
Государственная пошлина за обращение с настоящими требованиями составляет 6000 руб., с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб., при этом судом учитывается, что согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации КГКУ «Краевой имущественный комплекс» от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю удовлетворить частично.
Признать недействительным аукцион, проведенный Краевым государственным казенным учреждением «Краевой имущественный комплекс» по продаже акций акционерного общества «Хорское» (извещение № 300617/0024667/01).
Признать недействительным договор купли-продажи акций от 31.07.2017 № 1232, заключенный между Краевым государственным казенным учреждением «Фонд имущества Хабаровского края» и Обществом с ограниченной ответственностью «Хабаровский аграрий».
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю к Правительству Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Хабаровский аграрий» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья К.А. Архипова