Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-24419/2019
30 марта 2020 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 13.03.2020
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Паниной А. А.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Николаевой И. А.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление инвестиционных программ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>)
к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>)
об обязании произвести перерасчет
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности от 10.12.2019,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.11.2019 № 5/08-37, ФИО3 по доверенности от 29.11.2019 № 9/08-37,
Общество с ограниченной ответственностью «Управление инвестиционных программ» (далее - ООО «УИП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент) о признании права на оплату арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.11.2019 № 326 и расчета не более суммы земельного налога согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.7 ЗК РФ и статьи 394 НК РФ.
Истец в судебном заседании неоднократно уточнял требования, согласно последним уточнениям просит обязать Департамент произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.11.2019 № 326 из расчета савки не более 0,3 процента согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации с даты заключения договора и применять указанную ставку в расчетах с истцом до её изменения в силу закона.
Уточнения судом приняты на основании статьи 49 АПК РФ.
Уточненные требования истец поддержал. Иск мотивирован тем, что арендная плата по договору аренды земельного участка от 15.11.2019 № 326 должна быть рассчитана исходя из земельного налога по ставке 0,3% в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 ЗК РФ и пунктом 1 статьи 394 НК РФ, так как участок предоставлен в аренду лицу, заключившему договор о развитии застроенной территории, а решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571 ставка земельного налога с учетом изменений с 01.01.2019 в отношении земельных участков, предназначенных под многоэтажную жилую застройку на территории городского округа «Город Хабаровск», не определена.
Ответчик с иском не согласен по основаниям доводов письменного отзыва. В возражениях указал, что размер арендной платы в данном случае определен ответчиком в соответствии с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса РФ и решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571, в соответствии с которым в отношении спорного земельного участка пониженная налоговая ставка не установлена, соответственно, при расчета арендной платы подлежит применению ставка в размере 1,5 % как в отношении прочих земельный участков. Сослался на подписание сторонами договора, что, по мнению ответчика, свидетельствует о принятии его условий истцом. В отношении уточненных требований поддержал ранее изложенные возражения. Дополнительно пояснил, что заявленная формулировка является не исполнимой, поскольку ставка, определенная как не более 0,3%, не является конкретной.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 24.07.2015 между Администрацией города Хабаровска и ООО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска» заключен договор № 4/2015 о развитии застроенной территории, предметом которого является деятельность сторон по развитию застроенной территории в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) и сего части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей, обозначенной на схеме границ элемента планировочной структуры, расположенного в границах ул. Оборонной – ул. Краснореченской в Индустриальном районе г. Хабаровска (часть элемента планировочной структуры), площадью 50 264,46 кв. м.
Основанием для заключения договора явилось постановление Мэра г. Хабаровска от 19.02.2007 № 214 «О развитии застроенных территорий» (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1. договора ООО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска» обязалось подготовить проект планировки застроенной территории, создать (приобрести) и передать в государственную (муниципальную) собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из ветхого жилья, осуществить на застроенной территории строительство в соответствии с проектом планировки территории.
Администрация в силу пункта 2.3. договора обязалась утвердить проект планировки территории, предоставить ООО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска» без проведения торгов для строительства в границах застроенной территории земельные участки в собственность или аренду.
На основании договора уступки прав и перевода обязанностей № 530/2016 от 07.10.2016 права и обязанности ООО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска» по договору от 24.07.2015 № 4/2015 о развитии застроенной территории переданы ООО «УИП». Дополнительным соглашением № 1 от 07.10.2016 в договор от 24.07.2015 № 4/2015 внесены соответствующие изменения.
На основании распоряжения Администрации г. Хабаровска от 03.10.2019 № 1088-к во исполнение условий договора о развитии застроенной территории 24.10.2019 Департамент направил в ООО «УИП» проект договора аренды земельного участка № 326, по условиям которого истцу в арендупредоставляется земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050310:527 площадью 10 470 кв. м, расположенный по адресу: Хабаровск, район Индустриальный, в границах ул. Оборонной – ул. Краснореченской, для многоэтажной жилой застройки.
Размер арендной платы в соответствии с пунктом 2.1. договора определен в порядке, установленном действующим законодательством, размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 784 538 руб. 56 коп. в год.
Письмом от 24.10.2019 № 626-1 арендатор направил в Департамент протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка, в котором указал на необходимость в силу положений пункта 3 статьи 394 Налогового кодекса РФ, учитывая предоставление земельного участка для целей жилищного строительства, расчета размера арендной платы исходя из ставки 0,3 %.
Письмом от 06.11.2019 № 13-06/13069 протокол разногласий отклонил со ссылкой на то, что решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571, устанавливающим систему местных налогов, взимаемых в местный бюджет, пониженная налоговая ставка в отношении земельных участков с видом использования «Многоэтажная жилая застройка» не установлена.
Арендатор с сопроводительным письмом от 12.11.2019 № 659-1 направил в адрес арендодателя подписанный им договор аренды земельного участка № 326 от 15.11.2019 с указанием своего несогласия с размером арендной платы и необходимостью заключения договора без предъявления иска об урегулировании разногласий ввиду того, что затягивание предоставления земельного участка поставит под угрозу строительство объекта в составе ЖК «Петроглиф Парк».
Ссылаясь на необходимость расчета размера арендной платы по спорному договору аренды исходя из установленной в пункте 3 статьи 394 Налогового кодекса РФ ставки, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьёй 11consultantplus://offline/ref=96D648187E2030C08E7EB023074585FB79875AF4E2406ACBEEE985E6A803B29A6CB12ED820B81A620F19G ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными нормами названного Кодекса и других федеральных законов.
Формулирование оснований и предмета иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов либо нескольких из них.
При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению его нарушенных прав или оспариваемых интересов.
Требования об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору соответствует вышеуказанным нормам.
В силу статей 606, 611, 614 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Договор аренды земельного участка № 326 от 15.11.2019 № 52 заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы. При этом земельный участок, предоставленный истцу по указанному договору аренды, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела и условий договора аренды № 326 от 15.11.2019 следует, что земельный участок предоставлен арендатору с целью использования для многоэтажной жилой застройки во исполнение обязательств, установленных договором о развитии застроенной территории от 24.07.2015 № 4/2015, без торгов, что соответствует положениям статей 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанной нормы размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в том числе в случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу.
Следовательно, в данном случае арендная плата за предоставленный истцу земельный участок должна определяться в размере не выше земельного налога.
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этой же нормой регламентировано, что налоговая ставка не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571 «Об утверждении положения о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Решение № 571) установлены ставки земельного налога, применяемые на территории городского округа.
В соответствии с положениями статьи 2 Решения № 571 в редакции, действовавшей до 01.01.2019, в отношении земельных участков, предназначенных для среднеэтажной и многоэтажной застройки, применялась ставка земельного налога в размере 0,1 процента. Согласно изменениям, внесенным в Решение № 571 Решением Хабаровской городской Думы от 23.10.2018 № 927, с 01.01.2019 вышеуказанный пункт исключен, ставка земельного налога в отношении земельных участков под многоэтажную застройку не определена.
Пунктом 3 статьи 394 Налогового кодекса РФ предписано, что в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Из изложенного следует, что поскольку Решением № 571 не определена ставка земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных под многоэтажную застройку, при определении размера арендной платы по договору аренды № 326 от 15.11.2019 следует исходить из налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, что составляет 0,3 %.
Таким образом, суд счел требования истца об обязании произвести перерасчет размера арендной платы с даты заключения договора из расчета ставки 0,3 процента согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации правомерными, а возражения ответчика необоснованными.
При этом суд счел обоснованными возражения ответчика о том, что указание на проведение перерасчета по ставке не более 0,3 % является не конкретным, что повлечет неопределенность при исполнении судебного акта. Применение определенного судом порядка перерасчета арендной платы подлежит исполнению до её изменения в силу закона ввиду того, что в данном случае, как указано выше, размер арендной платы является регулируемым, поэтому отдельного указания на это в решении не требуется. В этой связи формулировка исковых требований судом частично изменена, что не влияет на существо заявленного иска.
Расходы истца по оплате государственной пошлины возлагаются на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.11.2019 № 326 из расчета ставки 0,3 процента согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации с даты заключения договора.
Взыскать сДепартамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управление инвестиционных программ» 6 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.А. Панина