ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2457/13 от 27.05.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-2457/2013

03 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2013 г.

Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Збарацкой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.О. Кочергиной

рассмотрев в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

о взыскании 21 819 810 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, директора (до перерыва), ФИО2, действующей по доверенности от 15.12.2012 б/н (до перерыва), ФИО3, действующего по доверенности от 15.12.2012 б/н,

от ответчика – ФИО4, действующего по доверенности от 08.12.2010 № 12352-16, ФИО5, действующего по доверенности от 16.04.2013 № 4136-16.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» обратилось в арбитражный суд с иском к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании неосновательного обогащения в размере 21 819 810 руб.

В порядке статьи 49 АПК РФ в судебном заседании 17.04.2013 судом принято уменьшение размера исковых требований до 21 321 547 руб.

Истец, как следует из искового заявления и объяснений представителей в судебном заседании в судебном заседании, просил удовлетворить исковые требования, в качестве обстоятельств, на которых основаны исковые требования, указал на наличие между сторонами обязательственных отношений, возникших из государственного контракта от 02.07.2009 № 56 на строительство жилого дома в г.Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра, передачу ответчику проекта и рабочей документации на строительство жилого дома, в состав которого входил сводный сметный расчет № 2/2010, в соответствии с которым стоимость строительства составила 375 532 920 руб. Общество с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» указало, что выполнило дополнительные работы, отсутствующие в техническом задании, на сумму 21 321 547 руб., которые были приняты ответчиком.

Ответчик, как следует из отзыва на исковое заявление и объяснений представителя в судебном заседании, исковые требования не признал, указал, что выполнение работ на сумму 21 321 547 руб. ответчиком не согласовывалось, акты о приемке выполненных работ не подписывались, сторонами не согласовывалось увеличение установленной в контракте цены работ. В соответствии с пунктом 8 технического задания на строительство жилого дома в г. Хабаровске разработка проектной и рабочей документации в объеме, необходимом для производства строительно-монтажных работ является обязанностью подрядчика. Стоимость проектной и рабочей документации входит в стоимость контракта на строительство. Сводный сметный расчет № 2/2010 Дальневосточным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не утверждался.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ 13 мая 2013г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 20 мая 2013г. 15 часов 00 минут и до 27 мая 2013г. 14 часов 00 минут.

Обществом с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» заявлено ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы для установления факта выполнения подрядчиком дополнительных работ либо согласованных с заказчиком отступлений от условий контракта, влекущих увеличение объемов стоимости работ, установления их объема и стоимости; установления факта выполнения строительных работ, являющихся предметом иска, и определения фактической стоимости выполненных на объекте дополнительных работ. Истец просил поручить производство экспертизы Автономной некоммерческой организации «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы».

Судом отказано в удовлетворении ходатайства истца о назначении экспертизы в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.82 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

02.07.2009 в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.06.2009 между Дальневосточным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» (далее – подрядчик) заключен государственный контракт № 56 на строительство жилого дома в г.Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству жилого дома в г.Хабаровске (далее – объект) для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России в соответствии с условиями настоящего контракта, техническим заданием и проектной документацией, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта. Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с пунктом 8 технического задания на строительство жилого дома в г. Хабаровске подрядчик обязан разработать проектную и рабочую документацию в объеме, необходимом для производства строительно-монтажных работ, согласовать ее с заказчиком, в случае необходимости корректировки проектных работ – произвести их за свой счет. Стоимость проектной и рабочей документации входит в стоимость контракта на строительство 120-ти квартирного пятиэтажного дома.

Пунктом 2.1 государственного контракта предусмотрена цена в размере 302 032 400 руб. с учетом всех налогов, сборов, затрат и расходов подрядчика, связанных с исполнением обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе НДС, расходов по приобретению, доставке, монтажу оборудования, строительных материалов, изделий, конструкций, пусконаладочные работы.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (пункт 2.2. государственного контракта).

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12 2011 по делу № А73-9831/2011 установлено, что в рамках государственного контракта от 02.07.2009 сторонами согласовано выполнение работ на общую сумму 302 032 400 руб. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.02.2013 по делу № А73-14748/2012 также установлено, что цена государственного контракта составила 302 032 400 руб. с учетом налогов, сборов, затрат и расходов подрядчика, связанных с исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

В силу п. 2.3. государственного контракта по факту выполненных видов работ стороны оформляют акт о приемке работ по форме КС-2 в течение трех дней с момента выполнения работ.

В соответствии с п.3.1 государственного контракта установлены календарные сроки выполнения работ: начало – с момента заключения настоящего контракта, окончание – 25.11.2010.

10.07.2009 заказчик направил в адрес КГУП «Хабаровскгражданпроект» письмо № 9-1 с заданием на проектирование объекта «Жилой дом в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России по ул. Волочаевской, 5» для заключения договора с ООО «Стройстандарт».

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.07.2012 по делу № А73-3062/2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.04.2013, имеющими преюдициальное значение в силу ст. 69 АПК РФ установлено, что, что 14.07.2009 между ООО «Стройстандарт» (инвестор), Дальневосточным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (заказчик) и КГУП «Хабаровскгражданпроект» (подрядчик) заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии с пунктом 1.1. которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя разработку проектной и рабочей документации на строительство жилого дома в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России по ул. Волочаевская, 5.

В силу п. 2.1 договора за выполненную проектную документацию согласно настоящему договору инвестор оплачивает подрядчику платежным поручением сумму в соответствии с договором 7 990 509 руб. 24 коп.

Материалами дела подтверждается, что подрядчик выполнил проектные работы, а инвестор оплатил их в полном объеме.

В соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства, утвержденному начальником Дальневосточного регионального центра МЧС России ФИО6, общая сметная стоимость составляет 304 727 580 руб.

В материалы дела представлен сводный сметный расчет стоимости строительства жилого дома в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного Регионального центра МЧС России по ул. Волочаевской, 5, утвержденный 30.03.2010 заказчиком Дальневосточным региональным центром МЧС России в лице ФИО7, в соответствии с которым общая сметная стоимость работ составляет 375 532 920 руб.

В соответствии с приказом Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22.01.2010 № 26 «О возложении обязанностей по осуществлению надзора при строительстве жилого дома в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России» обязанности по осуществлению надзора (контроля) за производством строительно-монтажных работ, приемку выполненных строительно-монтажных работ, подписание актов на скрытые работы, проверке ведения документации объекта возложены на начальника отдела капитального строительства управления (развития инфраструктуры) майора внутренней службы ФИО8. Для оказания помощи в осуществлении надзорных (контрольных) мероприятий выделен главный специалист отдела (гражданской защиты) управления (предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты) капитан внутренней службы ФИО5.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложен на начальника управления (развития инфраструктуры) подполковника внутренней службы ФИО7.

Как следует из искового заявления, в ходе выполнения строительных работ подрядчиком были обнаружены дополнительные работы, отсутствующие в техническом задании, без выполнения которых невозможно продолжать работы, непредусмотренные государственным контрактом. В состав дополнительных работ вошли: наружное освещение, установка диспетчерского пункта, пусконаладочные работы системы телемеханики в ТП, приобретение и монтаж исполнительного пункта «Горсвет», проведение приемо-сдаточных испытаний и измерений в электроустановках до 1000В, сети диспетчеризации, монтаж и пусконаладочные работы комплекса АИИСКУЭ, пусконаладочные работа систем вентиляции, демонтаж и перебазировка кранов с объекта, общестроительные работы блок-секции № 1, общестроительные работы блок-секции № 1, внутренняя канализация, отопление, стяжка по балконам, амортизация опалубки блок-секция № 2.

В судебном заседании представитель истца уточнил, что в соответствии с приложением № 6 (перечень документов) в п.п. 1-16 указаны виды работ на сумму 17 287 011 руб, которые вошли в проектно-сметную (техническую) документацию, работы предусмотрены договором и не являются дополнительными, в п.17 указаны работ, которые истец квалифицирует как дополнительные работы на сумму 4 034 536 руб., всего на сумму 21 321 547 руб., также представитель истца объяснил, что заказчик (ответчик) поручил выполнить подрядчику (истцу) работы от проекта до ввода объекта в эксплуатацию.

Заказчиком принят предъявленный подрядчиком к приемке жилой дом в городе Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России по ул.Волочаевской, 5, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 25.06.2011 б/н.

В соответствии с заключением Инспекции государственного строительного надзора правительства Хабаровского края о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета энергетических ресурсов от 29.09.2011 № 2139-11 объект капитального строительства «Жилой дом в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного регионального центра МЧС России», расположенный по ул. Волочаевской. 5 г. Хабаровска соответствует требованиям утвержденной проектной документации. строительных норм и правил, государственных стандартов, иных нормативных актов, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

30.09.2011 истец направил ответчику письмо № 734, в котором указал, что вынужден был обратиться напрямую в проектную организацию КГУП «Хабаровскгражданпроект», которым были выданы локальные сметные расчеты на эксплуатацию вертикального транспорта и амортизацию опалубки заказчика были направлены локальные сметы на амортизацию опалубки на сумму 4 034 536 руб. и эксплуатацию грузопассажирских подъемников для их согласования.

28.10.2011 Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в письме № 296/10-1-5 сообщил о согласовании локальных смет на эксплуатацию вертикального транспорта и амортизацию опалубки со своей стороны.

16.05.2012 общество с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» направило в Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмо № 105 о направлении на подпись актов выполненных работ по форме КС-2 на сумму 21 321 547 руб.

В подтверждение выполненных работ по наружному освещению истец представил акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 1 на сумму 533 869 руб., акт приемки работ по устройству наружного освещения от 25.05.2011, справку МУП г. Хабаровска «Горсвет» от 12.08.2011 № 1189 о выполнении наружного освещения в полном объеме, технические условия на организацию учета электроэнергии для расчетов по одноставочному тарифу от 30.09.2009 № 910, договор от 02.02.2010 № 1/4 по разработке рабочего проекта наружного освещения объекта с протоколом разногласий, сметы №№ 1, 2 на разработку рабочего проекта наружного освещения объекта.

Выполнение работ по установке диспетчерского пункта общество с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» подтверждает актом о приемке выполненных работ за май 2010 года от 27.05.2010 № 2 на сумму 283 637 руб., подписанным главным специалистом Отдела капитального строительства Управления развития инфраструктуры ДВРЦ МЧС ФИО5, техническими условиями № 1356-Юв-СДВ-11, актом о выполнении ТУ заявителем № 1356-Юв-СДВ-11 и счетом от 31.08.2009 № МВС0000278.

Факт выполнения пусконаладочных работ системы телемеханики в ТП за май 2012 года истец подтверждает актом о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 3 на сумму 141 377 руб., техническими условиями № 1356-Юв-СДВ-11, актом о выполнении ТУ заявителем № 1356-Юв-СДВ-11, договором субподряда от 24.05.2010 б/н по выполнению комплекса работ по монтажу и наладке системы телемеханики на строительном объекте, соглашением от 20.11.2010 о замене стороны в договоре от 24.05.2010 б/н, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 27.12.2010 и актом о приемке выполненных работ за декабрь 2010 года от 27.12.2010 на сумму 117 374 руб. 60 коп.

В подтверждение выполненных работ по приобретению и монтажу исполнительного пункта «Горсвет» подрядчик представил акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 4 на сумму 157 214 руб., договор от 14.09.2010 б/н на выполнение работ по монтажу наружного освещения объекта, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2010, акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2010 года от 30.09.2010 на сумму 169 317 руб. и технические условия от 02.10.2009 № 1139 на наружное освещение объекта.

Выполнение работ по проведению приемо-сдаточных испытаний и измерений в электроустановках до 1000В ООО «Стройстандарт» представило акт о приемке выполненных работ за май 2011 года от 30.05.2011 № 5 на сумму 409 102 руб., акт осмотра электроустановки от 22.06.2011 № 63, разрешение от 22.06.2011 № 63 на допуск в эксплуатацию электроустановки, технические условия № 1356-Юв-СДВ-11 и акт о выполнении ТУ заявителем № 1356-Юв-СДВ-11.

В качестве доказательств, подтверждающих выполнение работ по монтажу и пусконаладочным работам АИИС КУЭ истцом представлены акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 7 на сумму 880 005 руб., подписанный со стороны подрядчика, договор субподряда от 23.08.2011 № 24/11-Э, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 09.09.2011 № 17/09-11, акты о приемке выполненных работ от 09.09.2011 № 15/09-11 на сумму 381 522 руб. 10 коп., от 09.09.2011 № 16/09-11 на сумму 118 477 руб. 90 коп. и акт приемки от 14.05.2012 в промышленную эксплуатацию АИИС КУЭ ОАО «Энергомера».

В подтверждение выполнения пусконаладочных работ систем вентиляции истец представил акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 8 на сумму 117 725 руб. 06 коп., договор субподряда от 28.10.2010 № 21/10-2010, дополнительное соглашение к нему от 30.06.2011, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 28.10.2011, акт о приемке выполненных работ за август 2011 года от 28.10.2011 и акт на испытание, регулировку и комплексное опробирование систем вентиляции с протоколом приемосдаточных аэродинамических испытаний от 01.08.2011.

Подрядчиком представлены акты о приемке выполненных работ за май 2012 года от 29.04.2011 № 9 на сумму 221 650 руб., за январь 2010 года от 29.05.2011 б/н на сумму 282 394 руб., за май 2011 года от 21.05.2012 № 10 на сумму 3 616 396 руб., за май 2012 года от 21.05.2012 № 11 на сумму 7 026 854 руб.

В качестве доказательств выполнения работ системы канализации обществом с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» представлены акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 12 на сумму 197 598 руб., акт приемки системы и выпусков внутренней канализации от 17.05.2011, акт испытания систем внутренней канализации и водостоков от 17.05.2011.

В подтверждение выполнения работ сети диспетчеризации лифтов истец представил акт о приемке выполненных работ за май 2012 года от 21.05.2012 № 6 на сумму 385 261 руб., контракт от 25.03.2010 № В7NF0690/0693 на поставку и монтаж лифтового оборудования, заключенный между ООО «ОТИС Лифт» и ООО «Стройстандарт», технические условия на диспетчеризацию лифтов проектируемого объекта от 03.08.2009 № 110, справку ООО «ОТИС Лифт» от 28.09.2011 № 246 о выполнении технических условий от 03.08.2009 № 110.

Подрядчиком в подтверждение выполнения работ по отоплению представлен акт о приемке выполненных работ от 21.05.2012 № 13 на сумму 2 551 444 руб., акт приемки системы отопления от 03.03.2011.

Истцом также представлены акты о приемке выполненных работ от 21.05.2012 № 14 на сумму 482 485 руб. и от 21.05.2012 № 15 на сумму 4 034 535 руб. 60 коп.

Представитель ответчика в судебном заседании объяснил, что перечень видов работ, указанных в приложении № 6 к перечню документов, представленном истцом в п.п. 1-16 является предметом государственного контракта от 02.07.2009 № 56, входит в проектно-сметную документацию, выполнен истцом, принят и оплачен ответчиком, поскольку цена в государственном контракте являлась твердой, договор прекратился в связи с его исполнением сторонами. Работы по амортизации металлической опалубки, указанные истцом в п.17 приложения № 6 в технической документации отсутствуют, истцом не согласовывались с ответчиком в соответствии со статьей 743 ГК РФ, как дополнительные, истцом указанные работы не выполнялись, их результат отсутствует.

Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. При этом указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

В силу п. 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

В пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» разъясняется, что подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.

Из анализа статьи 743 ГК РФ следует, что дополнительные работы - это работы, которые являются дополнительными по отношению к работам, названным в контракте от 02.07.2009 № 56, не имеющие статуса самостоятельного строительного объекта, без выполнения, которых согласованный в контракте сторонами результат работ окажется недостижимым.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата выполняемых работ осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.

В силу статьи 767 ГК РФ, изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, допускаются по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что соглашение о выполнении дополнительных работ сторонами не заключалось, уведомление заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и согласие заказчика на оплату указанных работ отсутствуют, подрядчиком не представлены доказательства немедленных действий в интересах заказчика, в связи с чем превышение подрядчиком объемов работ, установленных проектной документацией без предварительного согласования с заказчиком оплачивается подрядчиком за свой счет.

Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Государственный контракт заключен подрядчиком по результатам аукциона, с аукционной документацией он был ознакомлен, располагал документами о перечне работ, которые необходимо выполнить в соответствии с техническим заданием и в отношении цены контракта.

Статьей 408 ГК РФ установлено, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу № А73-9831/2011 установлено, что в рамках государственного контракта от 02.07.2009 № 56 сторонами согласовано выполнение работ на общую сумму 302 032 400 руб. Факт выполнения ООО «Стройстандарт» работ по государственному контракту на указанную сумму, их принятие и оплата ДВРЦ по делам ГОЧС подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Государственный контракт от 02.07.2009 № 56 прекращен надлежащим исполнением 25.06.2011.

Пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 14 раздела 5 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2004 № 458, в редакции, действовавшей по состоянию на 30.03.2010, начальник регионального центра МЧС России является распорядителем финансовых средств, обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сводный сметный расчет стоимости строительства жилого дома в г. Хабаровске для нужд Дальневосточного Регионального центра МЧС России по ул. Волочаевской, 5, подписанный 30.03.2010 ФИО7, судом не принимается в качестве доказательства, подтверждающего согласование увеличения цены контракта от 02.07.2009 № 56, поскольку подписан неуполномоченным лицом.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Требование истца о взыскании стоимости работ, перечисленных в п.п. 1-16 приложения № 6 к перечню документов на сумму 17 287 011 руб., как неосновательное обогащение не подлежит удовлетворению, поскольку цена контракта являлась твердой ценой.

Требование истца о взыскании стоимости дополнительных работ перечисленных в п. 17 приложения № 6 к перечню документов на сумму 4 034 536 руб., как неосновательное обогащение не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение порядка согласования ответчиком производства истцом дополнительных работ.

Исковое требование о взыскании неосновательного обогащения в размере 21 321 547 руб. не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины распределяются между сторонами в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ее оплаты при подаче иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении иска отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стройстандарт» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 491 руб. 32 коп., перечисленную платежным поручением от 06.03.2013 № 116.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Л.А. Збарацкая