ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2462/08 от 04.05.2008 АС Хабаровского края


 Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-2462/2008-91АП

04 мая 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

об оспаривании постановления ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края от 04.03.3008 №06-03/2305

при участии в судебном заседании представителей:

от предпринимателя – ФИО2, доверенность 27 АА 283275 от 25.08.2006;

от налогового органа – ФИО3, начальник юридического отдела, по доверенности от 28.12.2007 № 03-20/910/9234.

Сущность дела:Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края от 04.03.2008 № 06-03/2305, которым она привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, пояснил, что  предприниматель привлечена к административной ответственности необоснованно, полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку при оказании населению ритуальных услуг предприниматель использует бланки строгой отчетности установленной формы.

Представитель налогового органа с доводами заявителя не согласилась. Полагает, что, событие и состав административного правонарушения доказаны материалами административного производства. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 24.04.2008 по 04.05.2008.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель, заявитель) зарегистрирована 14.01.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края (далее - инспекция, ИФНС) в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304272201400042.

27 февраля 2008 г. в 12 час. 00 мин. на основании поручения № 12 от 27.02.2008 государственным налоговым инспектором ИФНС России по Верхнебуреинскому району Хабаровского края ФИО4 совместно с ведущим специалистом сектора потребительского рынка Администрации Верхнебуреинского муниципального района ФИО5 в салоне-магазине «Ритуальные услуги», расположенном по адресу: <...>, принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1, проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением.

В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за приобретенные проверяющими искусственные цветы в количестве 2 штук по цене 20 руб. за одну штуку, общей стоимостью 40 руб. контрольно-кассовая техника не применялась, бланки строгой отчетности не выдавались.

По результатам проверки составлен акт от 27.02.2008 № 001381, а также акт проверки наличных денежных средств (формы КМ-9), которым зафиксированы излишки денежных средств в кассе в сумме 40 рублей.

Проверка проводилась в присутствии заведующей салона-магазина «Ритуальные услуги» ФИО6, которая подписала акты без возражений и замечаний.

28 февраля 2008 в отношении ИП ФИО1 в ее присутствии государственным налоговым инспектором ИФНС России по Верхнебуреинскому району ФИО4 составлен протокол № 06/3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

04 марта 2008 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление №06-03/2305, которым предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 3000 руб.

Несогласие предпринимателя с указанным постановлением послужило основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон,   исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Статьей 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктами 2 и 3 вышеуказанного Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Индивидуальное обращение не предусмотрено.

Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с наличными денежными средствами, и приравниваются к кассовому чеку.

В Письмах от 20.04.1995 № 16-00-30-33 и от 11.04.1997 № 16-00-27-15 Минфин России утвердил формы бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание населению бытовых услуг, в том числе ритуальных услуг.

Порядок использования данных форм бланков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности, применяемых при оказании бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, разработанными АО "РОСБЫТСОЮЗ" в соответствии с "Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1025.

Для определения видов услуг, оказываемых населению, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

В зависимости от кода ОКУН оказываемой услуги определяется вид бланка строгой отчетности.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения.

Организацией или предпринимателем, оказывающим ритуальные услуги, при оформлении заказа   должны применяться следующие формы бланков строгой отчетности:

- БО-1, БО-3 - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - для единичных (некомплексных) ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);

- БО-13 (01) - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т.п.), а также при оказании иных услуг;

- БО-13 (02) - "Наряд-заказ", "Копия наряда-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции" - для комплексных   ритуальных услуг (организации похорон, кремации).

Следовательно, организация, занимающаяся оказанием ритуальных услуг, в подтверждение оплаты своих услуг обязана выдать соответствующий бланк строгой отчетности, утвержденный Минфином России, или кассовый чек.

Судом по материалам дела установлено и не оспаривается заявителем, что товары, выставленные в магазине на видное место, в том числе, искусственные цветы, мужские костюмы, рубашки, халаты, туфли и др., предназначены для продажи, в связи с чем на каждый товар имеется ценник, что подтверждает факт реализации товаров.

Реализация товаров, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению относится к услугам розничной торговли (код 121100), для которых бланки строгой отчетности не предусмотрены. Кроме того, сама форма указанного бланка не содержит раздела для указания товаров, находящихся в продаже.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).

Продажа товаров осуществляется на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 492 Гражданского кодекса РФ), и, таким образом, ее нельзя отождествлять с оказанием услуг (ст. 779 ГК РФ).

Из совокупности приведенных норм следует, что применение бланков строгой отчетности при осуществлении розничной торговли за наличный расчет и (или) с использованием платежных карт не допускается.

Между тем обязанность применения при реализации спорного товара ККТ следует из требований статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163.

Анализ вышеуказанных нормоположений с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае от имени предпринимателя осуществлялась розничная продажа товаров, а не оформление заказа на оказание ритуальной услуги, в связи с чем у предпринимателя возникла обязанность при осуществления наличных денежных расчетов с покупателем применить контрольно-кассовую технику.

Довод представителя заявителя о продаже товаров (в том числе искусственных цветов) собственного изготовления ничем документально не подтверждается, в связи с чем отклоняется судом, как необоснованный.

Также судом отклоняется как несостоятельный довод представителя заявителя о применении при продаже цветов бланка строгой отчетности формы БО-13(02). Во-первых, данная форма бланка применяется только при оказании комплексной ритуальной услуги, а во-вторых, представленный в материалы дела бланк серии ХА № 014579 (форма БО-13(02)) не может с достоверностью свидетельствовать о его выдаче покупателю, поскольку оформлен ненадлежащим образом, без заполнения необходимых сведений о заказчике, в одностороннем порядке, о чем свидетельствует отсутствие подписей заказчиков. Кроме того, факт выдачи данного бланка строгой отчетности оспаривается представителем налогового органа, которая в опровержение данного довода пояснила, что факт неприменения предпринимателем в момент проверки ККТ и бланка строгой отчетности установлен и зафиксирован протоколом об административном правонарушении от 28.02.2008 № 06/3, при составлении которого присутствовала предприниматель ФИО1 и никаких замечаний или возражений по содержанию протокола не представила. В то же время, факт наличия либо отсутствия бланка строгой отчетности в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, в данном случае имела место розничная продажа товаров, что предполагает применение при осуществлении наличных денежных расчетов исключительно контрольно-кассовой техники.

Обстоятельства правонарушения и вина предпринимателя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.02.2008 № 06/3, актом проверки от 27.02.2008 № 001381, пояснениями участников процесса.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий осуществления наличных денежных расчетов, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края от 04.03.2008 № 06-03/2305 незаконным и его отмены, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Верхнебуреинскому району Хабаровского края от 04.03.2008 № 06-03/2305 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5. КоАП РФ отказать.

Возвратить ИП ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей, уплаченную по квитанции от 26.03.2008.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак