Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-25433/2019
07 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Хабаровский аэропорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680031, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 22.11.2019 № 19 о наложении штрафа по делу № 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении.
В судебное заседание явились представители:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 24.04.2019 № 29;
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 15.11.2019 № 3/11736; ФИО3 по доверенности от 10.09.2019 № 3/8983.
Сущность дела: Акционерное общество «Хабаровский аэропорт» (далее – АО «Хабаровский аэропорт», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 22.11.2019 № 19 о наложении штрафа по делу № 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении изменить в части назначенного административного наказания.
В предварительном судебном заседании представитель АО «Хабаровский аэропорт» на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении, полагает, что антимонопольным органом неверно произведен расчёт суммы административного штрафа, в частности, неверно определена сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, а также не учтено смягчающее ответственность обстоятельство - добровольное исполнение обществом до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения.
Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве, полагают, что оснований для изменения оспариваемого постановления не имеется.
С согласия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, настаивали на своих требованиях и возражениях.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В Хабаровское УФАС России обратилось АО «Авиакомпания «Аврора» (далее – авиакомпания) с жалобой на бездействие АО «Хабаровский аэропорт» по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции.
В жалобе авиакомпания указала, что предоставляет услугу регистрации на рейс через WEB-сайт, киоск самостоятельной регистрации, с использованием мобильного приложения. При этом регистрация пассажиров включена в тариф за обслуживание пассажиров, который авиакомпания полностью оплачивает АО «Хабаровский аэропорт». По результатам проведенного статистического анализа количества пассажиров, которые воспользовались услугой с декабря 2014 года по февраль 2016 года, авиакомпанией установлено, что доля самостоятельно зарегистрировавшихся составляет 30% от общего числа пассажиров.
В этой связи 17.03.2016 авиакомпания обратилась в АО «Хабаровский аэропорт» с письмом № 01-02-01/520, в котором предложила в целях обеспечения доступных и регулярных авиаперевозок в интересах населения, бизнеса и государства на территории Дальневосточного Федерального округа и снижения себестоимости авиаперевозок рассчитать, утвердить и зарегистрировать:
1. тариф за обслуживание пассажиров ВВЛ/МВЛ, самостоятельно зарегистрировавшихся через WEB-сайт, киоск самостоятельной регистрации или мобильное приложение, без багажа, за исключением следующих операций: регистрация пассажиров; взвешивание, оформление и сортировка багажа; хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; укладка багажа на транспортные средства; погрузка, швартовка, разгрузка и транспортировка багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдача багажа;
2. тариф за обслуживание пассажиров ВВЛ/МВЛ, самостоятельно зарегистрировавшихся через WEB-сайт, киоск самостоятельной регистрации или мобильное приложение, с багажом, за исключением следующей операции: регистрация пассажиров.
Письмом от 11.04.2016 № 6-1266 АО «Хабаровский аэропорт» сообщило, что в настоящее время занимается детальным изучением данного вопроса, проводит отраслевой анализ и дальнейшую актуализацию полученных данных в связи с практикой АО «Хабаровский аэропорт», в частности, мониторинг информационной базы НЛО «Транспортная Клиринговая Палата» на предмет наличия аэропортов РФ, регистрирующих в данной информационной базе тарифы за обслуживание пассажиров без учета тех или иных операций. После чего будет проведен развернутый анализ указанной статистической информации, разработана методика (тарифная карта) расчета стоимости тарифов по обслуживанию пассажиров, с учетом включения/исключения тех или иных операций из общего технологического и операционного цикла «обслуживание пассажиров» и «обработка багажа», что необходимо для актуального ценообразования каждой операции процесса, и составления тарифной карты услуги, которая в дальнейшем используется для обоснования правомерности регламента расчета стоимостной основы тарифообразования, при проверках государственных регулирующих и надзорных органов субъектов естественных монополий.
Письмом от 19.07.2017 № 01-02-01/1418 АО «Авиакомпания «Аврора» повторно обратилось в адрес АО «Хабаровский аэропорт» с просьбой утверждения дополнительных тарифов за обслуживание пассажиров с исключением услуг (операций), объективная необходимость в которых у Авиакомпании отсутствует, а именно:
1. тариф за обслуживание убывающих пассажиров ВВЛ, следующих без багажа, самостоятельно зарегистрировавшихся через WEB-сайт Авиакомпании с исключением операций по регистрации; взвешиванию, оформлению и сортировке багажа; хранению невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; укладке багажа на транспортные средства; погрузке, швартовке, разгрузке и транспортировке багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдаче багажа;
2. тариф за обслуживание пассажиров ВВЛ с багажом, самостоятельно зарегистрировавшихся через WF-B-сайт Авиакомпании с исключением операции по регистрации пассажиров.
29.08.2017 АО «Хабаровский аэропорт» направило в адрес АО «Авиакомпания «Аврора» письмо № 6-2684, в котором пояснило особенности утверждения дополнительных тарифов за обслуживание пассажиров и проинформировало о нецелесообразности проведения процедуры установления дополнительных тарифов за обслуживание пассажиров в аэропорту «Хабаровск (Новый)».
Приказом от 16.01.2018 № 25 Хабаровское УФАС России возбудило дело № 3-1/356 по признакам нарушения АО «Хабаровский аэропорт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 06.12.2018 № 10, которым установлено доминирующее положение АО «Хабаровский аэропорт» на товарном рынке услуг обслуживания пассажиров в аэропорту «Хабаровск (Новый)» (субъект естественной монополии), а также оно признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров).
Предписанием от 06.12.2018 № 6 АО «Хабаровский аэропорт» указано в срок до 05.03.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающему только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, АО «Хабаровский аэропорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.04.2019 по делу № А73-3420/2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019, в удовлетворении заявленных требования АО «Хабаровский аэропорт» отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях АО «Хабаровский аэропорт» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при злоупотреблении своим доминирующим положением.
Постановлением кассационной инстанции от 30.10.2019 № Ф03-4567/2019 вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В соответствие со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, установленные вступившим в силу решением Комиссии Хабаровского УФАС России № 10 от 06.12.2018 по делу №3-1/356, легли в основу оспариваемого постановления № 19 от 22.11.2019 о наложении штрафа по делу № 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении, которым АО «Хабаровский аэропорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 4 541 468,86 рублей.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт злоупотребления Обществом доминирующим положением, выразившегося в бездействии АО «Хабаровский аэропорт» по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (в части тарифа за обслуживание пассажиров), что могло привести к ущемлению интересов АО «Авиакомпания «Аврора» в сфере предпринимательской деятельности, а также к ограничению конкуренции (рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).
Таким образом, факт совершения АО «Хабаровский аэропорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является доказанным.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению действующего антимонопольного законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему правонарушении. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению заявителем возложенных на него действующим законодательством обязанностей.
Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Исследовав вопрос назначения наказания, суд установил, что расчёт суммы административного штрафа произведён антимонопольным органом в соответствии с положениями части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также с использованием алгоритма, указанного в Примечании 4 к статье 14.31 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ расчёт суммы штрафа производится от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Решением Хабаровского УФАС России от 06.12.2018 № 10 установлено доминирующее положение АО «Хабаровский аэропорт» на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров на территории аэропорта «Хабаровск (Новый)».
Данная позиция подтверждена Арбитражным судом Хабаровского края, Шестым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Дальневосточного округа при рассмотрении дела № А73-3420/2019.
Следовательно, расчет штрафа производится от суммы выручки АО «Хабаровский аэропорт» от реализации товара (работы, услуги) на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров.
Определением от 22.08.2019 административным органом у общества запрошена информация о совокупном размере суммы выручки за 2017 год, ее расшифровка по всем видам деятельности с обязательным указанием суммы выручки от оказания услуг по обслуживанию пассажиров. Письмом от 19.09.2019 №3.1-2892 АО «Хабаровский аэропорт» представило информацию о сумме выручки от услуги «Обслуживание пассажиров» - 346 016 674,52 рублей.
Исходя из представленной информации, в размер данной выручки входит: коммерческое обслуживание 156 463 851,30 руб.; пользование аэровокзалом - 189 552 823,22 рублей, следовательно, именно из данных показателей (156 463 851,30 + 189 552 823,22) складывается сумма выручки на рынке по обслуживанию пассажиров за 2017, необходимая для расчета оспариваемого заявителем штрафа.
Кроме того, в соответствии с примечанием 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения антимонопольным органом дела № 027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении в отношении АО «Хабаровский аэропорт» от Общества поступило ходатайство о принятии во внимание смягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Хабаровским УФАС России данное ходатайство удовлетворено, сумма административного штрафа снижена на 1/8.
Таким образом, размер административного штрафа по делу №027/04/14.31-641/2019 об административном правонарушении в отношении АО «Хабаровский аэропорт» рассчитан с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также, исходя из суммы выручки, представленной Обществом на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров.
Суд полагает обоснованным вывод антимонопольного органа об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для снижения административного штрафа на основании пункта 7 статьи 4.2. КоАП РФ - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Судом по материалам дела установлено, что предписанием Хабаровского УФАС России №6 от 06.12.2018 обществу предписывалось прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное в решении Комиссии Хабаровского УФАС России по делу № 3-1/356 о нарушении антимонопольного законодательства № 10 от 06.12.2018, в срок до 05.03.2019 и в срок до 15.03.2019сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Не согласившись с данным предписанием антимонопольного органа, АО «Хабаровский аэропорт» обжаловало его в судебном порядке.
В этой связи срок исполнения предписания № 6 от 06.12.2018 (с учетом приостановления на период обжалования) продлевался до 11.07.2019г.
Вместе с тем, в целях исполнения предписания № 6 от 06.12.2018, срок исполнения которого истек 11.07.2019, АО «Хабаровский аэропорт» направил в Хабаровское УФАС России письмо от 25.10.2019 № 3.1.-3252, о том, что АО «Хабаровский аэропорт» разработаны и утверждены дополнения №1 к прейскуранту цен № 09-19 от 06.09.2019, предусматривающий сбор (тариф) на наземное обслуживание пассажиров с неполным перечнем услуг.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводом общества о добровольном исполнении предписания № 6 от 06.12.2018.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для применения положений пункта 7 статьи 4.2 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенный обществу административный штраф не подлежит замене на предупреждение.
Также материалы дела не содержат исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, что позволило бы суду реализовать право на снижение размера назначенного обществу административного наказания ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суд считает, что назначенное заявителю наказание, с учетом конкретных обстоятельств административного дела, является соразмерным тяжести совершенного правонарушения и степени вины юридического лица, направлено на достижение цели административного наказания, определенной статьей 3.1 КоАП РФ, и отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.
На основании изложенного,заявление АО «Хабаровский аэропорт» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования АО «Хабаровский аэропорт» отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак