ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2576/14 от 05.05.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-2576/2014

07 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2014 года. Полный текст решения изготовлен 07 мая 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Маслаковым А.И.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконным предписания №П-ТБ-ВТ-31/01/2014/2-в от 31.01.2014г.

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - ФИО1, по доверенности №409 от 13.03.2014г.;

от Управления ГАН НОТБ ДФО Ространснадзора - ФИО2, по доверенности №11/2014 от 20.01.2014г.

установил: Открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу о  признании незаконным предписания №П-ТБ-ВТ-31/01/2014/2-в от 31.01.2014г.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель управления возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

В период с 27.01.2014г. по 31.01.2014г. в соответствии с распоряжением начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.01.2014г. №2-р в отношении Открытого акционерного общества «Хабаровский речной торговый порт» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

Проверка проводилась с целью проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за исполнением пункта 15 предписания от 03.07.2013г. №ТБ-ВТ-03/07/2013/260 и пункта 1 предписания от 18.12.2013г. №П-ТБ-ВТ-18/12/2013/754.

По итогам проверки составлен акт проверки от 31.01.2014г. № ТБ-ВТ-31/01/2014/2 ХБР, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований законодательства, а именно, не исполнен пункт 15 предписания от 03.07.2013г. №ТБ-ВТ-03/07/2013/260 - не обеспечено повышение квалификации сменного капитана ТС «Алмаз» в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Открытому акционерному обществу «Хабаровский речной торговый порт» выдано предписание от 31.01.2014г. № П-ТБ-ВТ-31/01/2014/2-в, которым предписано обеспечить повышение квалификации сменного капитана ТС «Алмаз» в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации и документы, подтверждающие устранение указанного нарушения представить в Управление ГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в срок до 01.04.2014г.

Не согласившись с вынесенным предписанием Открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» обжаловало его, обратившись с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не согласен с вменяемой обществу обязанностью по обучению сменного капитана ТС «Алмаз», поскольку на данном транспортном средстве назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности - капитан судна, и оно обучено.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона РФ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании

Пункт 5 статьи 1 Закона РФ от 09.02.2007г. определяет понятие объектов транспортной инфраструктуры, который включает в себя технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Закона. № 16-ФЗ).

Открытое акционерное общество «Хабаровский речной торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011г. №41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

В силу пункта 5.13. Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пункт 7.2 статьи 1 Закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ).

Транспортная безопасность на транспортном средстве должна постоянно обеспечиваться. Капитан является руководителем экипажа судна, отвечающим за его безопасность, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.

Капитан обязан немедленно докладывать о всех аварийных и несчастных случаях в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза (пункт 109 Устава службы на судах Министерства Морского флота Союза ССР, утв. приказом Министерства Морского флота Союза ССР от 09.01.1976г. № 6).

В соответствии с пунктом 46 Устава службы на судах Министерства Речного флота РСФСР, утв. приказом Министерства Речного флота РСФСР от 30.03.1982г. № 30 - капитан судна обязан обеспечивать соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники.

Пунктом 94 Устава службы на судах Министерства Речного флота РСФСР предусмотрено, что капитан-дублер (сменный помощник капитана, сменный капитан) в отсутствие капитана пользуется правами и выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.

Довод заявителя о том, что поскольку на транспортном средстве ТС «Алмаз» назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности - капитан судна, и оно обучено, а сменный помощник капитана не является лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности суд считает не состоятельным.

Сменный капитан, как сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности, обязан пройти обучение и специальную подготовку в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ установлено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный суд считает, что в удовлетворении требований ОАО «Хабаровский речной торговый порт» следует отказать.

Руководствуясь статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ОАО «Хабаровский речной торговый порт» о признании незаконным предписания от 31.01.2014г.   №П-ТБ-ВТ-31/01/2014/2-в отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья С.Д. Стёпина