ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2622/2011 от 13.05.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-2622/2011

«13» мая 2011 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.П. Москалюк

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Комсомольского района Хабаровского края о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – ФИО1 удостоверение № 076781.

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 доверенность от 25.05.2009.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ с 10.05. по 13.05.2011.

Сущность дела:   Прокурор Комсомольского района Хабаровского края (далее – административный орган, прокуратура) обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее – ООО «ШЕЛТЭК», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представитель прокуратуры на требованиях настаивала, просила суд привлечь Общество к административной ответственности за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представитель Общества с требованиями прокуратуры не согласна, факт правонарушения не признает.

Судом установлено:

ООО «ШЕЛТЭК» зарегистрировано 28.11.2002 инспекцией Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1022700758717.

14.02.2011 прокурором Комсомольского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В ходе проверки установлено, что ООО «ШЕЛТЭК» при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию газовой котельной без лицензии.

11.03.2011 прокурором Комсомольского района Хабаровского края возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российский Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц, административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствие с пунктом «а» Приложение № 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ газовая котельная является опасным производственным объектом.

В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен в Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599.

На основании договора аренды объектов нежилого фонда от 28.07.2010 заключенному между администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края и ООО «ШЕЛТЭК» обществу передана для эксплуатации газовая котельная в п. Ягодный Комсомольского муниципального района.

Из материалов дела следует и не отрицается представителем общества, что на момент проверки ООО «ШЕЛТЭК» эксплуатировал котельную, однако, лицензия на осуществление деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов получена только 25.03.2011.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества выражается в осуществлении деятельности без специального разрешения (лицензии), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, кроме того у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Так договор аренды объектов нежилого фонда заключен 28.07.2010, заявление на получение лицензии в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору подано обществом только 12.10.2010 года.

Не принимается довод представителя общества о том, что для получения лицензии необходимо внести производственные объекты в государственный реестр опасных производственных объектов и получить свидетельство о регистрации производственных объектов в качестве опасных производственных объектов.

Пунктом 7 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов N 599 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта;

б) копию разрешения на ввод в эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта или копию заключения экспертизы промышленной безопасности;

в) копию декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта;

г) копии разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств, выданных в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

д) копию договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

е) копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств) о квалификации работников.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» так же установлено, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа:

- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с чем, наличие свидетельства о регистрации арендуемых обществом объектов в качестве опасных производственных объектов, для получения лицензии   на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов не является обязательным условием.

Такие объекты признаются опасными в силу закона, а именно в соответствие с пунктом «а» Приложение № 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ газовая котельная является опасным производственным объектом.

Из пункта 6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371), следует, что объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации.

То есть регистрация опасных производственных объектов производится после получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

Ссылки Общества на невозможность получения лицензии без ввода ее в эксплуатацию судом не принимаются, поскольку специальное разрешение (лицензию) необходимо получать до начала осуществления лицензируемого вида деятельности, а не в ходе его осуществления.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельств смягчающих, либо отягчающих административную ответственность Общества судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Сумма штрафа подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Хабаровскому краю (Прокуратура Хабаровского края), Сбербанк России, ИНН <***>, КПП 272101001, Счет № 401018103000000100001, Глава 415 1 16 90010 00 0000 140, ОКАТО 08101000000, БИК 040813001, Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск.

Руководствуясь ст.ст. 2.4, 4.1, п.2 ч.1 ст. 4.3, ст.4.6, ч.2 ст.14.1, ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» зарегистрированное инспекцией Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1022700758717, ИНН <***>, расположенное по адресу: 681087, <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока  со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников