ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2734/08 от 09.04.2008 АС Хабаровского края


 Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-2734/2008-91АП

09 апреля 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Черный обелиск»

об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю от 11.03.2008 № 187

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился

от административного органа – не явился

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Черный обелиск» (далее – ООО «Черный обелиск», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю от 11.03.2008 № 187, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку при оказании населению ритуальных услуг Общество применяло бланки строгой отчетности установленной формы.

Административный орган с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом установлено следующее:

29.02.2008 старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 7 по Хабаровскому краю Гужа Е.А. на основании поручения от 21.02.2008 № 23 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью ООО «Черный обелиск».

В ходе проверки установлено, что Общество при осуществлении наличных денежных расчетов применило бланк строгой отчетности не соответствующей формы, а именно при оказании комплексных ритуальных услуг, а также услуг по изготовлению надмогильных изделий вместо бланков строгой отчетности формы БО-13 (01) и БО-13 (02) были выданы бланки строгой отчетности формы БО-3, применяемые при осуществлении единичных (некомплексных) ритуальных услуг. Также было установлено, что в бланках строгой отчетности формы БО-3 в стоимость ритуальных услуг включена стоимость реализованных товаров (предметов одежды, наволочки, покрывало), что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 относится к услугам розничной торговли, для которых бланки строгой отчетности не предусмотрены.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.02.2008 № 10-07/20.

04.03.2008 по вышеуказанному факту должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Черный обелиск» с участием его законного представителя (директора Печкуренко А.Л.) составлен протокол № 92 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ.

11.03.2008 и. о. начальника Инспекции по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 187, которым ООО «Черный обелиск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ, назначен штраф в размере 30 000 рублей.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Статьей 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих   бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Индивидуальное обращение не предусмотрено.

Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с наличными денежными средствами, и приравниваются к кассовому чеку.

В Письмах от 20.04.1995 № 16-00-30-33 и от 11.04.1997 № 16-00-27-15 Минфин России утвердил формы бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание населению бытовых услуг, в том числе ритуальных услуг.

Порядок использования данных форм бланков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности, применяемых при оказании бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности, разработанными АО "РОСБЫТСОЮЗ"ом в соответствии с "Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1025

Для определения видов услуг, оказываемых населению, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятым Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

В зависимости от кода ОКУН оказываемой услуги определяется вид бланка строгой отчетности.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения.

Организацией, оказывающей ритуальные услуги, при оформлении заказа должны применяться следующие формы бланков строгой отчетности:

- БО-1, БО-3 - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - для единичных (некомплексных)   ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);

- БО-13 (01) - "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" - при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т.п.), а также при оказании иных услуг;

- БО-13 (02) - "Наряд-заказ", "Копия наряда-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции" - для комплексных   ритуальных услуг (организации похорон, кремации).

Следовательно, организация, занимающаяся оказанием ритуальных услуг, в подтверждение оплаты своих услуг обязана выдать соответствующий   бланк строгой отчетности, утвержденный Минфином России, или кассовый чек.

Согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.03.1998 № ВК-6-16/210 "О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин" формы документов от БО-1 до БО-14 отнесены к числу бланков строгой отчетности, применяемых при оказании бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности. Данным письмом утверждена таблица использования бланков строгой отчетности по видам бытовых услуг и указания по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности. Применение форм бланков строгой отчетности по номерам, не соответствующим приведенным в таблице, не допускается (пункты 2, 3 письма). Номер формы бланка строгой отчетности, применяемой для конкретного вида бытовых услуг, определяется технологическими особенностями оказания данной услуги и "Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации".

Судом по материалам дела установлено, что Обществом при оказании комплексной ритуальной услуги, состоящей из транспортных расходов, оформления заказа, услуг агента, выноса тела, катафалка на сумму 16244 руб. вместо соответствующего бланка строгой отчетности формы БО-13(02) использовался бланк формы БО-3 (наряд-заказ от 18.01.2008 серия ХА № 800053). В соответствии с нарядом-заказом от 29.01.2008 серия ХА № 800062 при оказании комплексной ритуальной услуги (оформление документов, доставка памятника, услуги агента, транспортные услуги, заказ керамики, вынос из дома, катафалк) на сумму 21545 руб. был также применен бланк строгой отчетности формы БО-3, применяемый для единичных (некомплексных) ритуальных услуг.

При сравнительном анализе бланков строгой отчетности формы БО-3 и БО-13 (02) суд пришел к выводу, что при оказании комплексной ритуальной услуги организация при осуществлении наличных денежных расчетов должна применять бланк формы БО-13 (02), поскольку из содержания данного бланка явно следует его назначение, а именно: имеются разделы, предназначенные разработчиком данного бланка для оформления определенной услуги из всего комплекса услуг по организации похорон, в частности, услуги по подготовке тела умершего к захоронению, услуги агента ритуальной службы, услуги работников ритуальной службы и др. Напротив, бланк формы БО-3 не конкретизирует виды услуг, поскольку предназначен для единичных (некомплексных) ритуальных услуг, т. е. применяется при осуществлении наличных денежных расчетов в связи с оказанием организацией конкретной ритуальной услуги.

Довод заявителя о том, что «комплекс ритуальных услуг» - это выполнение одной организацией всех необходимых действий и услуг по захоронению, судом признается ошибочным, поскольку понятие «комплекс» обозначает совокупность, сочетание чего-нибудь, объединение нескольких частей, взаимосвязанных между собой. Данное понятие следует отличать от термина «комплектный», что подразумевает полный набор.

Кроме того, при исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судом установлено, что при оказании услуги по изготовлению памятника Общество также применяло бланк строгой отчетности не соответствующей формы БО-3, вместо специально разработанного для данного вида ритуальной услуги бланка формы БО-13 (01), что также является нарушением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи   клиентам соответствующих   бланков строгой отчетности. Из смысла данной нормы следует, что выдача бланка строгой отчетности, не соответствующего оказанной услуге, не может расцениваться как соблюдение условия, при котором ККТ не применяется. Следовательно, выдавая бланк строгой отчетности формы БО-3 при оказании комплексной ритуальной услуги и услуги по изготовлению памятника Обществом не было соблюдено условие, исключающее применение ККТ, в связи с чем у организации возникла обязанность применить контрольно-кассовую технику.

Также судом по материалам дела установлено, что в бланках строгой отчетности формы БО-3 в стоимость ритуальных услуг включена стоимость реализованных товаров: предметов одежды, наволочки, покрывало, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению относится к услугам розничной торговли (код 121100), для которых бланки строгой отчетности не предусмотрены. Кроме того, сама форма указанного бланка не содержит раздела для указания товаров, находящихся в продаже.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).

Продажа товаров осуществляется на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 492 Гражданского кодекса РФ), и, таким образом, ее нельзя отождествлять с оказанием услуг (ст. 779 ГК РФ).

Следовательно, применение бланков строгой отчетности при осуществлении розничной торговли за наличный расчет и (или) с использованием платежных карт не допускается.

В данном случае Обществом был выдан бланк строгой отчетности не при оформлении заказа не оказание услуги, а при розничной продаже указанных товаров.

Между тем обязанность применения при реализации спорного товара ККТ следует из требований статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163.

Обстоятельства правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 04.03.2008 № 92, актом проверки от 29.02.2008 № 10-07/20, бланками строгой отчетности по форме БО-3.

Судом не может быть принят во внимание довод заявителя об отсутствии вины юридического лица во вменяемом ему правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий осуществления наличных денежных расчетов, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Деятельность Обществом ведется от своего имени и на свой риск. Обязанность применять контрольно-кассовую технику или при оказании услуг выдавать бланки строгой отчетности соответствующей   формы при осуществлении наличных денежных расчетов возложена статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ на юридических лиц.

Довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения, о возможности применения статьи 2.9. КоАП РФ, в связи с отсутствием негативных последствий от данного правонарушения, судом также отклоняется.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Правонарушение, предусмотренное статьей 14.5. КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (система допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).

По своей юридической конструкции данное правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в области соблюдения порядка в сфере торговли и финансов.

Административная ответственность, предусмотренная статья 14.5 КоАП РФ, имеет многофункциональное значение и направлена не только на охрану финансовой и налоговой дисциплины, но и на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защищает права потребителей и поддерживает установленный порядок торговли и оказания услуг.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю от 11.03.2008 № 187 незаконным и его отмены, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований ООО «Черный обелиск» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Хабаровскому краю от 11.03.2008 № 187, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5. КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак