ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2776/2010 от 14.05.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-2776/2010

14 мая 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ставицкой О.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)

к Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (школьного возраста)» № 4

о взыскании ущерба в размере 4 680 руб.

При участии:

От заявителя – не явились

От учреждения – не явились

В судебном заседании в соответствии с частью 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11.05.2010г. по 14.05.2010г.

Предметспора:   Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (школьного возраста)» № 4 (далее - учреждение, детский дом) о взыскании 4 680 руб., составляющих ущерб, причиненный Пенсионному фонду в результате излишне выплаченной пенсии.

В судебное заседание Пенсионный фонд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Учреждение в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ :

на основании заявления о назначении пенсии от 04.11.2003г. № 3/1056 и решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 13.10.2003г. о признании безвестно отсутствующей Романовой О.Н. ее дочери несовершеннолетней Романовой Оксане Геннадьевне с 01.11.2003г. была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца.

28.08.2008г. Романова О.Г. была переведена на воспитание и проживание в Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19.06.2009г. было отменено решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13.10.2003г., которым Романова Ольга Николаевна была признана безвестно отсутствующей.

23.09.2009г. социальным педагогом Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 в клиентскую службу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) была представлена копия решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 19.06.2009г. об отмене решения суда от 13.10.20003г. о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей.

17.11.2009г. Пенсионным фондом был составлен акт № 320, в котором был зафиксирован факт излишней выплаты Романовой О.Г. пенсии за период с 01.08.2009г. по 30.09.2009г. в размере 4 680 руб.

Письмом от 10.02.2010г. № 1-10/2023 Пенсионный фонд предложил Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (школьного возраста)» № 4 возместить в добровольном порядке сумму излишне выплаченной Романовой О.Г. пенсии в размере 4 680 руб.

Поскольку в добровольном порядке сумма излишне выплаченной пенсии в размере 4 680 руб. учреждением не была возмещена, Пенсионный фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (далее – ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Согласно пункту 4 статьи 24 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ выплата пенсии, в том числе в период нахождения пенсионера в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 статьи 23 Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее – ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ) пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 2 статьи 25 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 25 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной статьями 15 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при наличии в совокупности всех указанных элементов ответственности.

Заявляя требование о взыскании ущерба в сумме 4 680 руб., причиненного бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в результате излишне выплаченной Романовой О.Г. пенсии, заявитель указывает на несвоевременное предоставление Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 в территориальный орган Пенсионного фонда решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19.06.2009г. об отмене решение суда от 13.10.2003г. о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей.

Свои доводы Пенсионный фонд подтверждает имеющейся на решении Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19.06.2009г. отметкой входящей корреспонденции от 23.09.2009г., а также распечаткой программного комплекса «АРМ-Клиентская служба», в которой зафиксирован факт представления 23.09.2009г. представителем детского дома решения суда от 19.06.2009г.

Между тем, сам по себе факт несвоевременного представления Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 решения Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19.06.2009г., в отсутствие доказательств причинно-следственной связи между действиями лица, привлекаемого к ответственности, и наступившими для заявителя неблагоприятными последствиями, не может являться основанием для взыскания ущерба.

Как следует из представленного по запросу арбитражного суда ответа Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 26.04.2010г. № 2-1067/03, Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) было надлежащим образом извещено о проведении 19.06.2009г. судебного заседания по делу об отмене решения суда от 13.10.2003г. о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки 27.05.2009г.

Названное обстоятельство не оспаривается и Управлением Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий), которое в письме от 07.05.2010г. № 24/10 П указывает на получение 27.05.2009г. повестки о назначении на 19.06.2009г. судебного заседания по делу об отмене решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, в рамках рассмотрения которого Управление было привлечено в качестве заинтересованного лица.

Кроме того, как указывает в ответе от 26.04.2010г. № 2-1067/03 Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, копия решения суда от 19.06.2009г. была своевременно направлена по почте в адрес не явившегося лица - Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий), что подтверждается сопроводительным письмом от 26.06.2009г.

Таким образом, из имеющихся в деле доказательств следует, что Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) было извещено о рассмотрении Центральным районным судом г.Комсомольска-на-Амуре 19.06.2009г. дела об отмене решения суда от 13.10.2003г. о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей.

Решение суда от 19.06.2009г. об отмене решения суда от 13.10.2003г. о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей было направлено Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) 26.06.2009г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее – ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ) обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В силу пункта 2 статьи 13 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховщик обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 ФЗ от 17.12.2001 № 171-ФЗ установлено, что выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается, в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы.

Следовательно, вышеуказанными нормами права предусмотрено, что прекращение выплаты пенсии может быть произведено как по заявлению пенсионера, так и по инициативе территориальных органов Пенсионного фонда, на которых возложены функции по контролю за назначением, перерасчетом и выплатой пенсий.

В связи с этим, получив извещение о рассмотрении 19.06.2009г. Центральным районным судом г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края дела об отмене решения о признании Романовой О.Н. безвестно отсутствующей, а затем получив решение суда от 19.06.2009г. по указанному делу, Пенсионный фонд должен был самостоятельно проконтролировать вопрос о дальнейшей выплате пенсии Романовой О.Н. и принять решение о ее прекращении.

Представление социальным педагогом детского дома 23.09.2009г. в клиентскую службу Пенсионного фонда решения суда от 19.06.2009г. не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 и наступившими для Пенсионного фонда неблагоприятными последствиями, в связи с имеющимися доказательствами надлежащего извещения Пенсионного фонда о рассмотрении дела и своевременного направления решения суда от 19.06.2009г.

Ссылка Пенсионного фонда на то, что Управление не принимало участия в судебном заседании 19.06.2009г. по причине нахождения в командировке специалистов юридической группы судом отклоняется, поскольку названное обстоятельство не может являться доказательством правомерности заявленных требований и наличия бесспорных оснований для взыскания с детского дома ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд находит недоказанным наличие причинно-следственной связи между действиями Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 и неблагоприятными последствиями, наступившими для Пенсионного фонда.

Имеющаяся в заявлении о назначении пенсии расписка социального педагога о безотлагательном извещении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о наступлении всех обязательств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, судом принимается во внимание.

Между тем, как было указано выше, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении функции по контролю за назначением, перерасчетом и выплатой пенсий возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, которые вправе по собственной инициативе принимать решения о прекращении выплаты пенсий.

Кроме того, заявление о назначении пенсии датировано 04.11.2003г., в то время как в Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 воспитанница Романова О.Г. была переведена только 28.08.2008г.

Доказательств того, что у представителя Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (школьного возраста)» № 4 была взята расписка о безотлагательном извещении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о наступлении всех обязательств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии Романовой О.Г., Пенсионным фондом в материалы дела не представлено.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья М.А. Барилко