Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-27/2012
«10» февраля 2012 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола секретарем Н.П. Москалюк с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 23.12.2011 № 171
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 21.12.2011, удостоверение №50, выдано 15.02.2010.
от административного органа: ФИО2 по доверенности от 25.03.2011 №9.3.26-485, удостоверение №8, выдано 15.02.2010.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 06.02.2012 по 10.02.2012.
Сущность дела: Администрация Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 23.12.2011 № 171 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании требования заявителя не признает.
Поскольку стороны, не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
08.11.2011 Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления администрацией Малышевского сельского поселения «Село Малышево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В результате деятельности Администрации образуются отходы IV класса опасности следующего вида: смет с территории, мусор не сортированный, подобный коммунальным отходам (пластиковые бутылки, картонные коробки, бумага).
Проведенной проверкой установлено, что Администрацией не соблюдаются требования в области обращения с отходами производства и потребления, а именно отсутствует договор на вывоз твердых бытовых отходов, образующихся от деятельности Администрации, образующиеся отходы собственными силами транспортируются и размещаются на несанкционированной свалке, расположенной на расстоянии более 1 км от с. Малышево, куда на протяжении многих лет вывозились твердые бытовые отходы с территории сельского поселения, прилегающая к свалке территория захламлена твердыми бытовыми отходами на протяжении около 150 м.
Администрация поселения также осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в том числе по накоплению, транспортированию и размещению отходов, образующихся от деятельности администрации.
Накоплении твердых бытовых отходов осуществляется в емкости, установленной на расстоянии 50 м от здания Администрации по адресу: <...>. В дальнейшем отходы самостоятельно вывозятся и размещаются на несанкционированной свалке, которая не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, вследствие чего размещение отходов на ней запрещено.
Проверкой установлено, что у Администрации отсутствуют паспорта на образующиеся отходы IV класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, отсутствуют лимиты на размещение отходов производства и потребления, выдаваемые в установленном законом порядке; отсутствует учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; не предоставляется в установленном порядке в Департамент Росприроднадзора по ДФО отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2010 год в срок до 15 января 2011 года.
09.11.2011 на основании вышеизложенного по результатам проведенной проверки Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Губановым Д.В. было возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
23.12.2011 по результатам рассмотрения материалов административного дела государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО3 вынесено постановление № 171, которым Администрация признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись, с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ):
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду
В силу статьи 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Названный Порядок определен Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологи РФ от 25.02.2010 № 50.
В силу п.п. 4,5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Статьей 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Нарушение Администрацией Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края требований вышеуказанных нормоположений свидетельствует о наличии в ее действиях признаков объективной стороны события административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд считает доказанными факт вменяемого правонарушения, кроме того факт нарушения не оспаривается представителем Администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако, согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит освобождению от ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного суд считает, что наложение на администрацию административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя.
Суд считает, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Кроме того, бюджет Администрации Малышевского сельского поселения является дотационным и наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей отразится на деятельности всего района в целом, штраф в размере 100 000 рублей составляет 4% от годового бюджета района.
С учетом конкретных обстоятельств дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам; вреда, причиненного личности, обществу или государству, и отсутствии направленности действий администрации на нарушение закона суд считает возможным применить в данном случае статью 2.9 КоАП РФ, квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить администрацию Малышевского сельского поселения от ответственности.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование администрации Малышевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 23.12.2011 № 171.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников