ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2809/2011 от 07.06.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Хабаровск Дело № А73-2809/2011

15 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2011 года. Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Копыловой Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ставицкой О.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска

к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной налоговой службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»

о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость и пени в сумме 137 471,23 руб.

при участии:

от Инспекции – государственный налоговый инспектор юридического отдела ФИО1 по доверенности от 11.01.2011 №02-19/00053,

от Учреждения – старший юрисконсульт юридической группы ФИО2 по доверенности от 15.04.2011 №27/ТО/36-80.

Сущность спора.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость и пени в сумме 137 471,23 руб.

Определением суда от 07.06.2011 по ходатайству ФБУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю в связи с изменением типа бюджетного учреждения произведена замена ответчика по делу на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее – ответчик, учреждение, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю).

Заявление обосновано тем, что за ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю числится задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года в сумме 136 884 руб., а также пени НДС в сумме 587,23 руб., всего – 137 471,23 руб.

Представитель Инспекции в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Учреждения в судебном заседании против заявленных требований не возражала, пояснила, что при поступлении денежных средств задолженность будет погашена, ходатайствовала об освобождении от уплаты государственной пошлины либо о снижении суммы государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением и недостаточностью денежных средств.

Суд установил.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю в установленный срок не был уплачен в полном объеме налог на добавленную стоимость в сумме 136 884 руб. за 2 квартал 2010 г. по срокам уплаты 20.08.2010 (68 442 руб.), 20.09.2010 (68 442 руб.), в связи с чем 30.08.2010, 29.09.2010 налоговым органом в адрес учреждения были выставлены требования за №№ 24177, 24632 об уплате налога и соответствующей пени в срок до 17.09.2010, до 17.10.2010 соответственно.

Поскольку в установленный срок требования учреждением в полном объеме исполнены не были, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по НДС в сумме 136 884 руб., а также пени по НДС в сумме 587,23 руб. (согласно уточненному расчету), всего – 137 471,23 руб.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю зарегистрировано в качестве юридического лица – учреждения.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается квартал.

Пунктом 1 статьи 174 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Как следует из представленных в материалах дела налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г., карточек лицевых счетов, отражающих все операции по начислению и уплате налога на добавленную стоимость ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю свои обязанности налогоплательщика по своевременной и полной уплате в бюджет налога на добавленную стоимость не исполнило.

На дату рассмотрения дела судом сумма задолженности по налогу на добавленную стоимость составляет 136 884 руб.

В пункте 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является пеня.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.75 Налогового Кодекса Российской Федерации на сумму задолженности налоговым органом начислена пеня.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом в силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии со статьей 69 Налогового Кодекса Российской Федерации в адрес Учреждения 30.08.2010, 29.09.2010 были выставлены требования за №№ 4177, 24632 об уплате налога и пени в срок до 17.09.2010, до 17.10.2010 соответственно.

Требования в установленный в них срок и на дату рассмотрения дела судом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю в полном объеме не исполнены. Задолженность по налогу на добавленную стоимость составляет 136 884 руб., задолженность по пени по НДС составляет 587,23 руб., а всего – 137 471,23 руб.

Ответчик в порядке статьи 65 АПК РФ в своем отзыве и в судебном заседании наличие задолженности по налогу подтвердил, расчет пени не оспаривал. Расчет пени судом проверен и признан правильным.

В соответствии со ст.ст.239, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание денежных средств с бюджетных организаций производится на основании судебных решений.

Суд считает, что при таких обстоятельствах задолженность по НДС в общей сумме 136 884 руб. и пеня в сумме 587,23 руб. подлежит взысканию по решению суда.

Основания для удовлетворения ходатайства об освобождении учреждения от уплаты государственной пошлины у суда отсутствуют в связи со следующим.

Льготы при обращении в арбитражные суды установлены статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы - инвалиды I и II группы.

Федеральные казенные учреждения не относятся к органам и организациям, которым предоставлено освобождение от уплаты государственной пошлины в случае, если они являются стороной по делу, рассматриваемому арбитражным судом.

При этом наличие статуса казенного учреждения само по себе не является основанием освобождения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю от уплаты государственной пошлины, поскольку такое учреждение может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области собственных хозяйственных отношений (статья 120 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 1.10, 5.8, 5.9 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю, данное учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством РФ; Учреждение финансируются не только из федерального бюджета, но и за счет иных поступлений, разрешенных законодательством РФ; доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечении осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Следовательно, данное учреждение должно рассматриваться не как государственный орган, а как учреждение, действующее от своего имени и в своем интересе (статьи 1, 120 ГК РФ). Поэтому ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю не освобождается от уплаты государственной пошлины ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

В связи с вышеизложенным расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю. При этом, учитывая имущественное положение учреждения и его ходатайство, в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер госпошлины до 200,00 руб.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (680032, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход бюджета недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 136 884 руб. 00 коп., пеню в сумме 587 руб. 23 коп., всего – 137 471 руб. 23 коп. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края.

В кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа решение может быть обжаловано в двухмесячный срок после вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Копылова Н.Л.