ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2816/20 от 11.06.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                          дело № А73-2816/2020

15 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2020 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  А.Ю. Маскаевой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания О.В. Стрижовой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района  Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682972, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680000, <...>)

о признании незаконным решения от 10.12.2019

при участии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 1-62/02;

от антимонопольного органа - ФИО2 по доверенности от 10.03.2020 № 7/2154, ФИО3 по доверенности от 03.09.2019 № 7/8740

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района  Хабаровского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 10.12.2019, вынесенного на основании акта № 93 по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия.

Представитель администрации доводы, изложенные в заявлении, поддержал, на удовлетворении требований настаивал.

Представители антимонопольного органа требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Судом в ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

09.10.2019 на официальном сайте  www.zakupki.gov.ruАдминистрацией городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района Хабаровского края размещено извещение № 01223000057190000093 о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного применительно к условиям г. Бикина жилого помещения общей площадью от 60,0 до 70,0 кв.м.

Начальная (максимальная) цена контракта 2 200 000 руб. источник финансирования: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; средства краевого бюджета; средства бюджета городского поселения «Город Бикин».

Согласно протоку рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.10.2019 №  01223000057190000093, в электронном аукционе принял участие только один участник, заявка которого признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации и закона о контрактной системе.

Между единственным участником  и администрацией заключен контракт от 05.11.2019 № 79 МК (реестровый номер 3270700087319000086).

 В Хабаровское УФАС России поступил перечень закупок, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов (программ), извещения о которых размещены в сентябре-ноябре 2019 года.

При рассмотрении документации об электронном аукционе (извещение № 01223000057190000093) антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения требований Закона о контрактной системе, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 15 статьи 99 названного Закона явилось основанием для проведения внеплановой проверки.

Антимонопольным органом по  результатам проведения внеплановой проверки Администрация городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района Хабаровска края признана нарушившей часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона, ввиду неправомерного установления требований о предоставлении документов и информации, указанных в подпункте 2 пункта 28 и подпункте 3 пункта 29 Раздела 3 Информационной карты в составе заявки на участие в электронном аукционе. Решение Хабаровского УФАС России оформлено актом по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия от 10.12.2019 № 93.

Не согласившись с указанным актом, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование требований заявителем приведены доводы о том, что требование о представлении в составе первой части заявки правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением необходимо заказчику для проверки соответствия предлагаемого участником жилого помещения конкретным показателям товара, установленным в документации об электронном аукционе; требование о предоставлении в составе второй части заявки документов указанных в подпункте 3 пункта 29 Раздела 3 Информационной карты соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Возражения антимонопольного органа сводятся к законности и обоснованности оспариваемого решения по доводам в нём изложенным, неправомерном требовании в составе первой и второй частей заявки документов, не соответствующих требованиям частей 3,5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 6 статьи 66 указаного закона.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу частей 1,2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является аукцион (аукцион в электронной форме).

Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии со статьей 63 Закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;

4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии  частями 3 - 6 статьи 66 настоящего закона и инструкция по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

По материалам дела судом установлено, что в пункте 28 Информационной карты электронного аукциона заказчиком определён состав первой части заявки,  которая должна содержать информацию об объекте закупки, а именно:

- правоустанавливающие документы на жилое помещение, если право собственности зарегистрировано до даты начала государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории субъекта Российской Федерации;

- выписку из ЕГРН на недвижимое имущество из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о зарегистрированных правах на жилое помещение, а также об отсутствии обременений;

- заключение межведомственной комиссии при администрации городского поселения «Город Бикин» о соответствии жилого помещения требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Вместе с тем, частью 3 статьи 66 Закона  о контрактной системе не предусмотрено право требования каких-либо документов, в том числе документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных документов предусмотрено документацией об  электронном аукционе.

Исходя из изложенного, суд признаёт обоснованными выводы антимонопольного органа о неправомерном установлении заказчиком в составе первой части заявки представления правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение межведомственной комиссии.

Согласно подпункту 3 пункта 29 Информационной карты Раздела 3 аукционной документации заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы удостоверяющие личность гражданина РФ (продавец, представитель продавца); действительный на дату продажи технический паспорт жилого помещения (и земельного участка, в случае наличия); документы подтверждающие полномочия лица на представление интересов организации (для юридических лиц), доверенность для физических лиц; справку об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт общего имуществ а собственников МКД; нотариально заверенное согласие супруга (супруги) участника размещения заказа на продажу жилого помещения, если квартира приобреталась в период брака, или заявление о том, что на момент приобретения жилого помещения участник размещения заказа в браке не состоял (для физических лиц);  разрешение органа опеки и попечительства в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении обладает несовершеннолетний (недееспособный) гражданин; документ содержащий информацию о реквизитах расчетного счета, для возврата сумм уплаченных в качестве обеспечения заявки и обеспечения контракта; ИНН.

Выводы антимонопольного органа о том, что установленное заказчиком требование о предоставлении во второй части заявки  документов, удостоверяющих личность гражданина РФ (продавец, представитель продавца) не соответствует положениям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, суд признает обоснованным, поскольку приведённой нормой установлено предоставление сведений о паспортных данных и идентификационном номере налогоплательщика, при этом предоставление непосредственно документов (копии паспорта, свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщика) названной нормой не предусмотрено.

   Выводы антимонопольного органа о неправомерном установлении заказчиком в составе второй части заявки предоставления действительного на дату продажи технического паспорта жилого помещения и земельного участка, при наличии;  справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт общего имуществ а собственников МКД; нотариально заверенного согласия супруга (супруги) участника размещения заказа на продажу жилого помещения, если квартира приобреталась в период брака, или заявление о том, что на момент приобретения жилого помещения участник размещения заказа в браке не состоял (для физических лиц);  разрешения органа опеки и попечительства в случаях, если долей в продаваемом жилом помещении обладает несовершеннолетний (недееспособный) гражданин, документа, содержащего информацию о реквизитах расчетного счета, для возврата сумм уплаченных в качестве обеспечения заявки и обеспечения контракта, суд признаёт обоснованными, поскольку указанные документы не относятся к документам, подлежащим представлению в составе второй части заявки в соответствии с  частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 3.4.3 проекта муниципального контракта установлена обязанность продавца предоставить покупателю правоустанавливающие и иные документы, необходимые для подготовки и государственной регистрации перехода права собственности на товар.

Соответственно указанные документы предоставляются продавцом на стадии исполнения муниципального контракта.

Выводы антимонопольного органа о том, что установленное заказчиком требование о предоставлении во второй части заявки доверенности для физических лиц, в качестве документа, подтверждающего полномочия лица на представление интересов, не соответствует положениям части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, суд признает обоснованными  исходя из того, что в силу пункта 2 части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие полномочия лица на представление интересов участника закупки  предоставляются участником такой закупки при регистрации на электронной площадке, и направляются заказчику оператором электронной площадки совместно со второй частью заявки. Соответственно, требование о повторном предоставлении документа, подтверждающего полномочия на действия от имени участника закупки, является неправомерным и не предусмотрено положениями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании приведённой правовой нормы.

Исходя из изложенного, суд признаёт обоснованными выводы Хабаровского УФАС России о том, что установленные заказчиком требования о предоставлении документов и информации, указанных в подп. б пункта 28 и подпункта 3 пункта 29 Раздела 3 Информационной карты в составе заявки на участие в электронном аукционе является неправомерным и нарушает часть 6 статьи 66 Закона то контрактной системе, соответственно приходит к выводу о том, что принятый по результатам внепланового контрольного мероприятия акт от 10.12.2019 № 93 принят  уполномоченным  органом,  является  законным  и  не нарушает  права  и  законные  интересы заявителя.

В  соответствии  с частью  3  статьи  201 АПК  РФ  в  случае,  если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения  и  действия  (бездействие)  органов,  осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права  и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, требования администрации удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов суда не разрешается, поскольку заявитель от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Администрации городского поселения «Город Бикин» Бикинского муниципального района  Хабаровского края  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                   А.Ю. Маскаева