ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-301/2022 от 28.03.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                        дело № А73-301/2022

04 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2022.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:  судьи  Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело

по заявлениюАдминистрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682571, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)

о признании незаконным и отмене решения от 14.09.2021 № 111,

при участии в судебном заседании:

от Администрации– ФИО1 по дов. б/н от 22.09.2021, диплом; ФИО2 по дов. б/н от 22.09.2021, диплом (до перерыва в судебном заседании);

от Хабаровского УФАС России – ФИО3 по дов. № 7/11774 от 24.11.2021, диплом.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.03.2022 до 14.00 часов 28.03.2022.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) с заявлением, в соответствии с требованием которого, просит суд:

- признать незаконным решение Хабаровского УФАС России от 14.09.2021 № 111 по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия.

Хабаровское УФАС России представило отзыв на заявление о несогласии с заявленным требованием.

Представитель Администрации в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв. Для приобщения к материалам дела представил материалы по спорной закупке.

Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях. Для приобщения к материалам дела представила служебную записку от 09.09.2021, послужившую основанием для проведения проверки.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Администрацией Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона на поставку тренажера на жим лежа (извещение № 0122300023121000012). Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок 13.08.2021. Объект закупки: поставка тренажера на жим лежа. Начальная (максимальная) цена контракта: 172 170,00 руб. Код бюджетной классификации: 9501102150P55228S244. Закупка осуществлялась заказчиком в рамках реализации Национального проекта «Демография».

На участие в аукционе поданы две заявки участников, что подтверждается протоколом подведения итогов от 26.08.2021. Победителем аукциона признан участник ООО «Фитнес Тайм», с которым заключен контракт от 08.09.2021 № 09 на поставку тренажера. Тренажер поставлен и принят заказчиком, что подтверждается товарной накладной от 14.09.2021 № 248 и актом приема-передачи от 15.10.2021. Также поставщик-изготовитель передал заказчику паспорт на изделие «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры плечевого пояса с изменяемой нагрузкой из положения лежа», номер изделия: 3/21 № 178.

Заместитель начальника отдела закупок Хабаровского УФАС России 09.09.2021 обратился к заместителю руководителя со служебной запиской о необходимости проведения внеплановой проверки заказчика, поскольку установлено, что в рамках осуществления закупки заказчиком не применяются характеристики обязательного Каталога товаров, работ, услуг (позиция № 32.30.14.121-00000045 с наименованием «Тренажер на жим лежа»).

Приказом руководителя Хабаровского УФАС России от 10.09.2021 № 316 назначено проведение внепланового контрольного мероприятия по проверке деятельности заказчика - Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку тренажера на жим лежа (извещение № 0122300023121000012), а также назначен состав инспекции для организации и осуществления контрольного мероприятия.

Изучив материалы дела № 7-3/469, инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам. В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка тренажера на жим лежа. Согласно извещению, заказчиком определен ОКПД 32.30.14.121 «Тренажеры силовые». Каталог товаров, работ, услуг содержит обязательную для применения позицию № 32.30.14.121-00000045 с наименованием «Тренажер на жим лежа», содержащую описание объекта закупки, в том числе обязательные. В нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил № 145, заказчиком при описании объекта закупки не применены обязательные характеристики, предусмотренные КТРУ, а также не указано в аукционной документации обоснование необходимости использования заказчиком дополнительной информации (характеристик), не содержащейся в КТРУ.

По итогам проверки инспекцией Хабаровского УФАС России принято решение от 14.09.2021 № 111 по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия, в соответствии с которым заказчик - Администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края признан нарушившим требования ч. 6
ст. 23 Закона о контрактной системе; предписание решено не выдавать; решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением инспекции Хабаровского УФАС России, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя о несогласии с оспариваемым решением обоснованы следующими обстоятельствами:

- Хабаровским УФАС России не учтено что в отношении закупаемого товара в указанном Каталоге отсутствует соответствующая позиция. На заседании комиссии представителя заказчика было заявлено и приведены доказательства, что закупаемый заказчиком товар является уличнымтренажером на жим лежа, тогда как Каталог содержит позицию № 32.30.14.121-00000045 с наименованием «Тренажер на жим лежа» без указания на то что тренажер является уличным;

- в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 56445-2015. «Национальный стандарт российской Федерации. Тренажеры стационарные. Общие требования безопасности и методы испытаний» (утв. и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. № 666-ст) тренажеры классифицируют по применению и точности (таблица 1). Требования к стационарным уличным тренажерам установлены в ГОСТ Р 57538-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации, Тренажёры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний» (утвержден и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2017 № 690-ст). Таким образом, актами технического регулирования дифференцируются требования к силовым тренажерам, размещаемым в помещениях (тренажеры класса S) и уличным тренажёрам (тренажёры класса Н);

- в самом Каталоге также установлено разграничение тренажеров располагаемых в помещениях и располагаемых на улице (см. например: 32.30.14.121-00000074 - Тренажер уличный жим ногами, 32.30.14.121-00000022 - Тренажер силовой уличный Разведение ног, 32.30.14.121-00000009 - Тренажер уличный Верхний тяга и в то же время есть позиции не подразумевающие размещение тренажера на улице: 32.30.14.121-00000068 - Тренажер «Разгибание ног/сгибание ног стоя» (приседания с поясом), 32.30.14.121-00000072 - Тренажер для развития икроножных мышц и т.д.);

- учитывая то, что уличные тренажеры и тренажеры предназначенные для размещения в помещениях представляют собой разные классы тренажёров то для установления в Каталоге требований к характеристикам уличных тренажеров должно быть прямое указание на то, что указанный тренажер является уличным (как это сделано в позициях каталога 32.30.14.121-00000074, 32.30.14.121-00000022, 32.30.14.121-00000009 и других);

- позиция Каталога № 32.30.14.121-00000045 (Тренажер на жим лежа), на которую ссылается Хабаровское УФАС России в своем решении, не подразумевает размещение тренажера на улице, т.к. не содержит указание на то что это уличный тренажер. Как следствие, ряд характеристик установленных в этом КТРУ не соответствует объективным потребностям заказчика и реальным характеристикам уличных тренажеров (приведено табличное сравнение характеристик позиции Каталога № 32.30.14.121-00000045 и требований установленных заказчиком в аукционной документации);

- кроме того, Техническая часть содержит примерное изображение тренажера, являющегося предметом закупки из которого явно усматривается что тренажер является именно уличным. В качестве сравнения прилагаем к настоящему заявлению изображения трех разных уличных тренажеров на жим лежа уличных (изображения 1-3) и трех разных тренажеров на жим лежа, размещаемых в помещениях (изображения 4-6). Указанные заказчиком в составе документации характеристики полностью соответствуют характеристикам уличного тренажёра. Например, максимальный вес тренажёра на жим лежа согласно Каталогу составляет 80 кг. Это вес непосредственно самого тренажера без учета нагрузки. Нагрузка тренажеров данного класса обеспечивается путем навешивания и снятия специальных грузов, которые отделимы от самого тренажёра. У уличных тренажеров отделение специальных грузов, обеспечивающих рабочую нагрузку от самого тренажёра невозможно -регулирование рабочей нагрузки обеспечивается перемещением груза в рабочую зону тренажёра, либо вообще конструктивно не предусмотрено изменение нагрузки. То есть изначально уличный тренажер сконструирован таким образом, что его вес является неизменяемой максимальной характеристикой, ввиду невозможности отделения рабочего груза от тренажёра или же наоборот добавления дополнительного рабочего груза. Как следствие, максимально возможный вес тренажера, предусмотренный в Каталоге - 80 кг, не может применяться к уличным тренажерам, поскольку изначально подразумевает вес конструкции без навешенного груза, а в уличных тренажёрах рабочий груз всегда конструктивно встроен в тренажёр. В связи с чем вес тренажёра класса S и вес тренажёра класса Н значительно различаются между собой. Кроме того, встроенность рабочего груза в конструкцию уличного тренажера, особенности эксплуатации тренажера на открытой местности и свободный доступ к таким тренажёрам также влияют и на иные характеристики, которые не учтены в Каталоге;

- на заседании комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика заявляли о том, что нашей потребностью является приобретение именно уличного тренажера на жим лежа,указанные в документации характеристики полностью соответствуют характеристикам данного класса тренажеров. Указание же в аукционной документации того, что предметом закупки является «тренажёр на жим лежа», а не «уличный тренажёр на жим лежа» является технической ошибкой, не влекущей ограничение количества участников закупки, поскольку и при получении коммерческих предложений для обоснования начальной цены контракта и в самих заявках, все потенциальные поставщики безошибочно подавали сведения именно об уличных тренажерах;

- настаиваем на том что в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствует позиция «Уличный тренажёр на жим лежа», обязательная для применения заказчиками при формировании технического задания. Позиция КТРУ № 32.30.14.121 -00000045 (Тренажер на жим лежа) не соответствует реальному предмету закупки и не подлежала применению. Как следствие, со стороны заказчика отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 23 закона о контрактной системе.

Возражения Хабаровского УФАС России согласно отзыву против доводов заявителя обоснованы следующими обстоятельствами:

- из положений Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны использовать описание объекта закупки, включенное в соответствующую позицию КТРУ в случае закупки соответствующего товара. При этом в силу пункта 6 Правил использования КТРУ, в случае указания дополнительной информации в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан указать обоснование такой необходимости в аукционной документации.

- как следует из материалов дела, Администрацией Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края осуществлена закупка № 0122300023121000012 с указанием наименования объекта закупки: «Поставка тренажера на жим лежа». Указанное наименование объекта закупки использовано и в извещении, и в аукционной документации. Каталог товаров, работ, услуг содержит в себе позицию (укрупненную) для товара № 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа», включающую в себя два типа тренажеров: «блочный», «рычажный». Позиция КТРУ № 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа» является обязательной с 08.02.2021 (бессрочно), о чем прямо указано в КТРУ;

- материалами дела подтверждается, что в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5, 6 Правил использования КТРУ, Заказчиком допущено произвольное отступление от позиций каталога товаров, работ, услуг, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации. При этом в противоречие пункту 6 Правил использования КТРУ аукционная документация не содержит обоснования применения дополнительных характеристик, не установленных КТРУ (материал рамы, для регулирования нагрузки на направляющих установлены цифровые шкалы, регулировка нагружаемого веса, фиксация опор тренажера);

- доводы заявления о том, что Хабаровским УФАС России не учтено, что закупаемый тренажер является «уличным тренажером на жим лежа» отклоняются как необоснованные, поскольку решение Инспекции содержит соответствующую правовую оценку указанным доводам. Так, Инспекцией Хабаровского УФАС России указано, что в случае закупки тренажера с дополнительными характеристиками, в том числе обусловленными размещением тренажера на улице,заказчик вправе указать такие характеристики с обоснованием в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил № 145. Вместе с тем, соответствующего обоснования в порядке, установленном пунктом 6 Правил использования КТРУ, аукционная документация не содержит. Позиция о закупке уличного тренажера на жим лежа представлена в качестве линии защиты на заседании Инспекции Хабаровского УФАС России в письменных пояснениях заказчика;

- доводы заявителя о том, что позиция № 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа» не применяется, поскольку закупается тренажер на жим лежа, также является необоснованной, поскольку позиция КТРУ является универсальной, подходящей для обоих видов тренажеров в силу отсутствия специфики размещаемого на улице или в помещении тренажера на жим лежа. Так, базовым упражнением, имитируемым тренажером на жим лежа, является непосредственно упражнение «жим штанги лежа», которое представляет собой опускание штанги на грудь с последующим поднятием ее на вытянутых руках (жим), в связи с чем не имеет значения где именно размещается соответствующий тренажер (в помещении или на улице) для целей выполнения соответствующего упражнения в силу его универсальности. Указанный порядок выполнения упражнения «жим лёжа» установлен пунктом 6.3 Правил вида спорта «Пауэрлифтинг», утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10.12.2018 № 1007
(с изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 25.03.2019 №264). По указанным Правилам Минспорта России присваиваются соответствующие нормативы «Кандидат в мастера спорта», «Мастер спорта России» в троеборье вида спорта «Пауэрлифтинг»;

- вопреки доводам заявления (стр. 2-3) со ссылкой на таблицу ГОСТ Р 56445-2015, классификация тренажеров по классам применения (таблица 1 указанного ГОСТ) прямо предусматривает единый классдля силовых тренажеров, не используемых в особых местах: Профессиональное или коммерческое использование (класс S); Профессиональное и/или коммерческое использование, включая использование лицами с ограниченными возможностями (нарушения зрения, слуха, ограниченные физические возможности, затруднения при обучении) (класс I); Использование на площадках свободного доступа или в домашних условиях (класс Н). Для класса S, I характерным является доступ к тренажерам и контроль за ними со стороны лица, которое несет юридическую ответственность за указанную деятельность. Таким образом, тренажер класса Н не является исключительно уличным, в силу прямого указания ГОСТ Р 56445-2015 как на домашнее размещение, так и уличное.

- доводы заявления об обратном (стр. 2-4) основаны на неверном прочтении ГОСТ Р 56445-2015, противоречат его буквальному содержанию. Равным образом вышеприведенная позиция об универсальности тренажера на жим лежа подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2022 № 24-03-07/20 87 (орган, уполномоченный на формирование КТРУ), согласно которому «Позиция КТРУ (32.30.14.121-00000045: тренажер на жим лежа) не содержит в составе наименования или описания указания на отнесение такого товара к размещаемому на улице или в помещении». Следовательно, доводы Заказчика об обратном являются необоснованными.

- доводы заявителя о том, что представленные характеристики позиции КТРУ № 32.30.14.121-00000045 не соответствуют потребности заказчика в уличном тренажере и не подлежат применению являются необоснованными и отклоняются.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения ответчика, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статьей 4 Закона о контрактной системе установлены правила информационного обеспечения закупки, в частности, предусмотрено, что Единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 14 части 3 указанной статьи).

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ № 145), а также Правила формирования и ведения КТРУ (далее - Правила ведения КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил формирования КТРУ формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган), в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок определено Министерство финансов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил ведения КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Пунктом 13 Правил ведения КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включаются, помимо прочего, потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно пункту 1 Правил использования КТРУ настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Всоответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В силу пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услугдля обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию,а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции,  происходящей из  иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878
«О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации(при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из приведенных положений Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны использовать описание объекта закупки, включенное в соответствующую позицию КТРУ в случае закупки соответствующего товара.

При этом, в силу пункта 6 Правил использования КТРУ, в случае указания дополнительной информации в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан указать обоснование такой необходимости в аукционной документации.

В рассматриваемом случае инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что Администрацией Аяно-Майского муниципального района осуществлена закупка № 0122300023121000012 с указанием наименования объекта закупки: «Поставка тренажера на жим лежа». Указанное наименование объекта закупки использовано и в извещении, и в аукционной документации.

Также инспекцией установлено, что Каталог товаров, работ, услуг содержит в себе позицию (укрупненную) для товара № 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа», включающую в себя два типа тренажеров: «блочный», «рычажный». Позиция КТРУ № 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа» является обязательной с 08.02.2021 (бессрочно), о чем прямо указано в КТРУ.

Установив признаки нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в неприменении позиции КТРУ 32.30.14.121-00000045: «Тренажер на жим лежа», инспекция Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком сформировано описание объекта закупки с произвольными отступлениями от обязательной позиции КТРУ; в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5, 6 Правил использования КТРУ, заказчиком допущено произвольное отступление от позиций каталога товаров, работ, услуг, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации. При этом в противоречие пункту 6 Правил использования КТРУ аукционная документация не содержит обоснования применения дополнительных характеристик, не установленных КТРУ (материал рамы, для регулирования нагрузки на направляющих установлены цифровые шкалы, регулировка нагружаемого веса, фиксация опор тренажера).

Между тем, по мнению суда, инспекцией Хабаровского УФАС России при принятии решения не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 145 в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 закона о контрактной системе включается в том числе следующая информация:

а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) сформированные с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений» или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии).

Хабаровское УФАС России в своем отзыве приложило пример технической части как, по мнению инспекции, заказчик должен был описать закупаемый  товар. При этом указанное описание состоит из 16 характеристик против всего лишь 7 характеристик установленных в позиции КТРУ 32.30.14.121-00000045. Тем самым, Хабаровское УФАС России подтверждает, что для того чтобы руководствуясь данной позицией КТРУ закупить уличный тренажёр вместо «не уличного» необходимо дополнительно добавить еще 9 (то есть более чем 100%) характеристик, для того, чтобы закупаемый товар соответствовал потребности заказчика на поставку именно уличного тренажера.

При этом ряд предлагаемых Хабаровским УФАС России характеристик не соответствует потребностям заказчика и не соответствует стандартным характеристикам уличных тренажеров.

При формировании технического задания заказчиком был изучен рынок и технические характеристики предлагаемых уличных тренажеров на жим лежа, и указанные в закупке характеристики полностью соответствуют характеристикам уличных тренажеров различных производителей. Значения характеристик установленных в КТРУ для «не уличных» тренажёров, которыми, по мнению Хабаровского УФАС России, заказчик должен руководствоваться, не отвечают как потребностям заказчика, так и вообще характеристикам уличных тренажёров предлагаемых на рынке.

Кроме того, как отмечено Администрацией в заявлении, различные каталоги товаров, работ и услуг содержат самостоятельные позиции для ряда уличных тренажеров: тренажер уличный Верхняя тяга, Тренажер силовой уличный Жим к груди, Тренажер силовой уличный Разведение ног, Тренажер уличный силовой «Жим ногами», Тренажер уличный силовой «Жим от груди», Уличный тренажер «Гребная тяга», Уличный тренажер «Степпер», Тренажер уличный «Подтягивание/отжимание с противовесом», Тренажер уличный «Приседания/ Шраги».

Это подтверждает то, что определение «Уличный» не является дополнительной функциональной технической, качественной или эксплуатационной характеристикой. Уличные тренажеры - это самостоятельный класс тренажеров, отличающийся по своим характеристикам от тренажеров, размещаемых в помещениях. Уличные тренажеры в КТРУ классифицируются отдельно от тренажеров, размещаемых в помещениях.

Кроме того, при описании всех уличных тренажеров в разделе общая информация содержится ссылка на ГОСТ Р 57538-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний», тогда как в описании позиции КТРУ 32.30.14.121-00000045, равно как и в описании любых «не уличных» тренажёров такая ссылка отсутствует, что подтверждает факт того, что при формировании КТРУ в части данной позиции не предусмотрено применение стандарта рассчитанного на уличные тренажеры.

Вместе с тем законодательство возлагает обязанность применять позицию КТРУ исключительно в случаях, когда закупаемый товар прямо указан в соответствующей позиции КТРУ.

В этой связи при решении вопроса о возможности применения КТРУ к закупаемому товару заказчик правомерно исходил из того, что обязан применять характеристики КТРУ только в том случае, если закупаемый товар прямо в нем предусмотрен.

Ознакомившись с перечнем предусмотренных в КТРУ уличных тренажёров заказчик не обнаружил в нем позицию «Уличный тренажёр на жим лежа», позиция же «Тренажёр на жим лежа» не соответствует потребностям заказчика, и кроме того, в этой позиции отсутствует ссылка на ГОСТ Р 57538-2017, то есть применение данного ГОСТа вообще не предусмотрено к данной позиции, что позволило заказчику сделать вывод о том, что позиция «Уличный тренажёр на жим лежа» никаким образом не содержится в КТРУ, ни в форме прямого указания, ни в форме дополнительной опции к позиции «Тренажёр на жим лежа».

В соответствии с пунктом 7 Правил № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. На основании данного положения заказчик сформировал запрашиваемые характеристики закупаемого товара исходя из собственных потребностей, не основываясь на позиции КТРУ 32.30.14.121-00000045 ввиду того, что закупаемый товар не охватывается данной позицией этого КТРУ.

В отношении письма Минфина России от 18.01.2022 № 24-03-07/2087, представленного Хабаровского УФАС России, суд считает, что данное разъяснение не обладает нормативными свойствами, не позволяет однозначно его толковать и вступает в противоречие с Правилами № 145, а именно:

- характеристика «уличный» является важнейшей характеристикой, позволяющей разграничивать разные классы тренажеров, эксплуатируемых в различных условиях и. имеющих значительно различающиеся характеристики,  и в одной из позиций КТРУ устанавливающих характеристики тренажеров не предусмотрен выбор между характеристикой «уличный» и «не уличный». В свою очередь, уличные тренажеры вынесены в самостоятельные позиции КТРУ. Таким образом, указанная характеристика вообще не предусмотрена в качестве вариативной для тренажеров на жим лёжа, равно как для других тренажеров, не обозначенных как уличные;

- в соответствии с пп. «б» пункта 13 Правил № 145, в случае если исходить из того, что позиция КТРУ 32.30.14.121-00000045 в равной степени распространяется и на уличные тренажеры то в ней должна содержаться информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, а именно о ГОСТ Р 57538-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний». Однако, такая информация отсутствует, в связи с чем можно сделать вывод о том, что указанный ГОСТ на данную позицию КТРУ не распространяется и не учитывался при формировании значений характеристик указанной позиции. Это исключает возможность применения ее к закупке уличных тренажёров;

- ответ Минфина России не дает однозначный ответ на поставленный представителем Хабаровского УФАС России вопрос, а именно: формулировка «обязан применить одну из размещенных в единой информационной системе в сфере закупок позиций каталога «Тренажер на жим лежа», описание которой (то есть функциональные, качественные характеристики) соответствует потребности заказчика в товаре»не исключает возможность не применения позиции каталога, если описание характеристик ни в одной из позиций каталога не соответствует потребности заказчика. Также в своем ответе Минфин России прямо не указывает на то, что должна быть указана характеристика «уличный», а только лишь обобщенно цитирует пункты 4 - 6 Правил использования каталога.

Следуя буквальному толкованию положений статьи 33 Закона о закупках, пункта 13 Постановления № 145 и пункта 7 Правил использования каталога № 145, суд пришел к выводу о том, что заказчик правомерно не использовал позицию КТРУ 32.30.14.121-00000045 при описании объекта закупки.

При таких обстоятельствах и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ требование заявителя о признании недействительным решения от 14.09.2021 № 111 от 12.03.2021 № 23 по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, учитывая, что стороны от её уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Требование Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14.09.2021 № 111 по результатам проведения внепланового контрольного мероприятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                        С.Д. Манник