АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3088/2013
06 июня 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Ульяновой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению по заявлению ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» об оспаривании постановления. Административной комиссией № 2 в Центральном округе МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре» № 72/0292 от 07.03.2013 о назначении административного наказания
в судебное заседание явились:
от заявителя: не явились.
от административного органа: не явились.
Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» (далее – ООО «СЗ по ЖКХ», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» № 72/0292 от 07.03.2013г., которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.
В соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 12 от 17.02.2011г. в судебном заседании протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, поскольку представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд установил:
27.02.2013 главным специалистом ОООС и ПР администрации города Комсомольска-на-Амуре Власенковой Л.В., в присутствии понятых, произведен осмотр территорий по адресу Комсомольская, 14/2, ул. Красноармейская, 16/2, пр. Мира, 33, в г. Комсомольске-на-Амуре в ходе которого установлено, что не обеспечено надлежащее санитарное содержание территории прилегающей к указанным домам, на указанной территории выявлены свалки бытовых отходов, не очищена от ТБО территория, прилегающая к контейнерам для сбора ТБО, контейнеры установлены на земельные участки без специального (асфальто-бетонного) покрытия, не обеспечена своевременная уборка мусора после вывоза ТБО, чем нарушены пункты 2, 5.11, 5.3.3, 5.12 Положения о содержании объектов благоустройства города Комсомольск-на-Амуре.
Составлен протокол осмотра территории от 27.02.2013, в протоколе указано о проведении фотосъемки. О составлении протокола осмотра Общество извещено надлежащим образом, на уведомлении № 1-15/206 от 27.02.2013 имеется входящий штамп ООО «СЗ по ЖКХ».
04.03.2013 вышеуказанным должностным лицом в отношение ООО «СЗ по ЖКХ» составлен протокол № ОООСИПР-13 об административном правонарушении по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
На составление протокола по уведомлению от 28.02.2013 № 1-15/208 представитель Общества не явился.
Протокол с указанием времени и места рассмотрения дела (07.03.2013 в 15ч. 00 мин.) вручен Обществу 04.03.2013 под входящий № 315.
07.03.2013 Административной комиссией № 2 муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 72/0292 о назначении ООО « СЗ по ЖКХ» административного наказания по части 2 статьи 37 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись, с указанным постановлением заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Исследовав материалы, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (в редакции Закона Хабаровского края от 26.12.2012 N 255) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением главы администрации города Комсомольск-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па, утверждено Положение о содержании объектов благоустройства города Комсомольск-на-Амуре (далее - Положение).
Руководители предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства (далее по тексту - предприятий), деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем общестроительным, санитарным требованиям в том числе жилые дома и прилегающие территории, необходимые для обслуживания объектов, а также сады и парки, скверы и бульвары, зеленые насаждения, улицы, проспекты, набережные, площади, места захоронения воинов, кладбища, гаражи индивидуальных владельцев, садовые домики и участки коллективного садоводства, свалки.
Пункт 5.11. Положения категорически запрещает свалку всякого рода грунта и мусора в не отведенных для этих целей местах. Руководители и должностные лица предприятий, водители которых допустили эти нарушения, обязаны принять немедленные меры к уборке данного грунта и мусора. В случае невозможности установления виновников возникновения стихийных свалок к их ликвидации привлекаются организации, за которыми закреплена данная территория.
В соответствии с пунктом 5.3.3 указанного Положения организации обязаны обеспечить надлежащее санитарное содержание территории, своевременный вывоз мусора и нечистот в специально отведенные места, производить очистку от снега крыш, удалять сосульки с карнизов зданий и балконов.
Пункт 5.12 - домовладельцы должны иметь на закрепленных территориях в специально отведенных местах мусоросборники и контейнеры по сбору пищевых отходов, которые должны своевременно очищаться, дезинфицироваться и ремонтироваться. Под мусоросборниками и контейнерами и вокруг них должны быть асфальтированные или бетонные площадки.
Из материалов дела следует, что на территории города Комсомольска-на-Амуре, установлено нарушение указанных выше Правил, а именно: по адресу ул. Комсомольская, 14/2, ул. Красноармейская, 16/2, пр. Мира, 33 управляющей организацией не обеспечено надлежащее санитарное содержание территории прилегающей к указанным домам, на указанной территории выявлены свалки бытовых отходов, не очищена от ТБО территория, прилегающая к контейнерам для сбора ТБО, контейнеры установлены на земельные участки без специального (асфальто-бетонного) покрытия, не обеспечена своевременная уборка мусора после вывоза ТБО.
ООО «СЗ по ЖКХ» на основании договоров управления многоквартирными домами от 01.11.2010г. б/н взяло на себя обязательства по управлению домами, обеспечению оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в домах по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, 14/2, ул. Красноармейская, 16/2, пр. Мира, 33.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, (далее – Правила № 491) управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 2 Правил № 491 в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е»); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт «ж»).
Пункт 10 Правил № 491 устанавливает обязательное требование по содержанию общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»).
Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества приведен в пункте 11 указанных Правил № 491, предусматривающем, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Законом РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11, часть 3 статьи 39).
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые необходимо соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, утверждены СанПиН от 10.06.2010 № 2.1.2.2645-10.
Данными СанПиН установлена обязанность их соблюдения при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания (пункт 1.2); ежедневной уборки территории (пункт 2.11); ежедневного вывоза и опорожнения контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора (пункт 2.11).
Пунктом 3.7.1 Постановления Госстроя России от 27.09.2003г. № 170 «Правила технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (абзац 2);
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (абзац 3);
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (абзац 4);
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (абзац 6).
Согласно, части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В данном случае ООО «СЗ по ЖКХ» не приняты все меры по соблюдению требований Положения о содержании объектов благоустройства города Комосольска-на-Амуре, утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 г. № 50-па.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела, в т.ч. протоколом об осмотре территории от 27.02.2013, протоколом от 04.03.2013 № ОООСиПР-13 об административном правонарушении, договорами управления от 01.11.2010, фотоматериалами, иными документами.
Довод заявителя о том, что уведомление и протокол осмотра составлены в одно и тоже время, суд отклоняет, так как уведомление об осмотре территории было вручено Обществу под входящий № 289 27.02.2013 в 10ч. 30 мин., а осмотр проводился в 14 часов 30 минут, у Общества было достаточно времени чтобы направить представителя или ходатайствовать о проведении осмотра без участия представителя общества.
Также суд считает, что в протоколе осмотра ошибочно указан адрес ул. Кирова 33, так как в уведомлении от 27.02.2013, в протоколе об а/п от 04.03.2013 и в постановлении от 07.03.2013 № 72/0292 указан пр. Мира 33.
Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, совершенное повторно в течение года, является административным правонарушением, предусматривает ответственность по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Правонарушение обоснованно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, поскольку ранее 20.09.2012г. ООО «СЗ по ЖКХ» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, что подтверждается постановлениями от 08.11.2012 № 72/1404, от 20.09.2012 № 72/1151, представленными в материалы дела.
Факт вменяемых правонарушений и вина заявителя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности деяния, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» № 72/0292 от 07.03.2013, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников