ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3097/2010 от 06.05.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-3097/2010

«06» мая 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – ФИО1 удостоверение ТО № 090920.

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 доверенность № 1 от 11.01.2010.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 29.04. по 06.05.2010.

Сущность дела:   Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор (далее – административный орган, прокуратура) обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований.

В судебном заседании представитель прокуратуры на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» с требованиями не согласился, считает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.

Как следует из материалов дела 18.03.2010 Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении в отношение КГУП «Хабаровские авиалинии» по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц, административного штрафа - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что КГУП «Хабаровские авиалинии» имеет действующие лицензии № ПП 0184, ПП0185 от 26.05.2008 на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов. Перевозка воздушным транспортом пассажиров и грузов является основным видом деятельности предприятия. Так же КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществляет аэропортовую деятельность и иные виды деятельности, необходимые для обслуживания перевозок воздушным транспортом и функционирования аэропортов.

Предприятию 25.10.2007 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта выдан сертификат соответствия № 2051070077. Сфера деятельности данного сертификата – поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Херпучи, а именно: поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; противопожарное обеспечение полетов. Срок действия данного сертификата истек 25.10.2009.

Прокуратура считает, что с 25.10.2009 деятельность КГУП «Хабаровские авиалинии» по перевозке грузов и пассажиров осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий, в связи с чем просит привлечь к административной ответственности.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российский Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании   конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности  , выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Требования и условия по перевозке пассажиров и грузов установлены в Положении о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и Положении о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов № 397 от 23.06.2007 (далее – Положение).

Пунктом 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

в) наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок пассажиров;

г) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам, на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территории или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка.

Прокуратурой вменяется предприятию нарушение подпункта «а» пункта 4 Правил, однако у лицензиата имеется сертификат эксплуатанта, который получен в установленном порядке. Сертификат эксплуатанта № 459 действующий, в связи с чем подпункт «а» пункта 4 Правил лицензиатом не нарушен.

Следует различать виды деятельности, которые подлежат лицензированию и сертификации.

Основным принципом осуществления лицензирования является установление единого перечня лицензируемых видов деятельности (статья 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ).

Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Данная статья не содержит в перечне видов деятельности получение лицензии на поисково-спасательное обеспечение полетов, аварийно-спасательное обеспечение полетов, противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта, следовательно, данные виды деятельности не подлежат лицензированию.

Приказом ФСВТ России от 24.04.2000 N 98 утверждены и введены в действие «Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации. Федеральные авиационные правила. Сертификация аэропортов. Процедуры» (далее – авиационные правила).

Согласно пункта 1.3.5 авиационных правил аэропортовая деятельность - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Из пункта 1.4 авиационных правил следует, что сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям.

Аэропортовая деятельность включает в себя в том числе и поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия (пункт 1.5 авиационных правил).

Согласно пункта 1.18 авиационных правил, эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается.

Так же Воздушным кодексом Российской Федерации в статьях 8 и 9 разделены понятия - обязательная сертификация и лицензирование в области авиации. Так статья 8 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что аэропорты подлежат обязательной сертификации. Статья 9 Кодекса устанавливает, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что деятельность авиапредприятия с истекшим сроком сертификата соответствия на поисково-спасательное обеспечение полетов, аварийно-спасательное обеспечение полетов, противопожарное обеспечение полетов по аэропорту Херпучи, не является нарушением лицензионной деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) КГУП «Хабаровские авиалинии» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.

Ссылки на эксплуатационную спецификацию, как доказательство нарушения предприятием лицензионных требований судом не принимаются, исходя из следующего.

Неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта является эксплуатационная спецификация (часть С) – «регионы полетов и разрешенные к использованию аэропорты». Данная спецификация дает право предприятию осуществлять перевозки в перечисленные аэропорты определенными типами воздушных судов. То обстоятельство, что в одном из аэропортов, указанных в спецификации, закончился срок действия сертификата на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов, не может препятствовать авиационному предприятию в осуществлении деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов и не является нарушением требований лицензии.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях КГУП «Хабаровские авиалинии» события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, основания для привлечения к административной ответственности, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока  со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников