ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3099/2010 от 14.05.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-3099/2010

«14» мая 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Брусовой,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры

о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, удостоверение ТО № 090920;

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2, действующего по доверенности от 11.01.2010 № 1.

Сущность дела: Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований.

В судебном заседании представитель прокуратуры на требовании настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель предприятия с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 11.05.2010 по 14.05.2010.

Судом по материалам дела установлено следующее.

Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации КГУП «Хабаровские авиалинии» выданы лицензии №№ ПП 0184, ПП 0185 от 26.05.2008 на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов.

18.03.2010 прокурором Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры в отношении КГУП «Хабаровские авиалинии» возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившемуся в осуществлении авиапредприятием полетов в аэропорт Аян с истекшим сроком действия сертификата соответствия указанного аэропорта.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратура обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, составляют действия в виде осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как указано в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требования и условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров и грузов установлены Положениями о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и Положением о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 23.06.2007 № 397 (далее – Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом).

Подпунктами «а» пунктов 4 вышеуказанных Положений установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

Судом по материалам дела установлено, что согласно подпунктам «а» - «в» пункта 2.2 Устава КГУП «Хабаровские авиалинии», основными видами деятельности предприятия являются: авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты; авиационные работы для нужд государства, предприятий, населения, иных заказчиков; аэропортовая деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы).

В силу пункта 2.4. Устава, право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента получения или, в указанный в ней срок, и прекращается по истечении ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для осуществления деятельности по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов КГУП «Хабаровские авиалинии» получены лицензии от 26.05.2008 №№ ПП 0184, ПП 0185.

Также, у предприятия имеется действующий сертификат эксплуатанта № 459, которым удостоверяется, что предприятие признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Концепции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, и способен осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата.

Кроме того, КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществляет аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы). Для осуществления указанной деятельности предприятием 25.10.2007 был получен сертификат соответствия № 20510701176 в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Сфера деятельности данного сертификата – поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Аян, а именно: поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; противопожарное обеспечение полетов. Срок действия данного сертификата истек 25.10.2009.

Вменяя КГУП «Хабаровские авиалинии» нарушение подпунктов «а» пунктов 4 Положений о лицензировании перевозок воздушным транспортом, прокуратура исходила из того, что предприятие с 25.10.2009 по 01.03.2010 осуществляло полеты в аэропорт Аян, у которого истек срок действия сертификата соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов указанного аэропорта.

В силу пункта 1 статьи 26.1. КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении, которыми признаются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1,2 статьи 26.2. КоАП РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В обоснование осуществления предприятием полетов в аэропорт Аян прокуратурой представлено письмо КГУП «Хабаровские авиалинии» от 19.03.2010 № 497-3, содержащее информацию о том, что за период с 01.10.2009 по 01.03.2010 по аэропорту Аян было 56 самолетовылетов.

Однако из письма невозможно сделать однозначного вывода, что указанное количество самолетовылетов осуществило именно КГУП «Хабаровские авиалинии». В судебном заседании представитель предприятия пояснил, что аэропорт Аян принимает не только собственные воздушные суда, но и суда других авиапредприятий. Факт осуществления вылетов предприятием в аэропорт Аян в указанный период им оспаривается.

Согласно части 4 статьи 1.5. КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, административным органом в силу части 5 статьи 205 АПК РФ не доказан факт осуществления предприятием с 25.10.2009 по 10.03.2010 полетов в аэропорт Аян, у которого истек срок действия сертификата соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов № 2051071176 указанного аэропорта.

Кроме того, предприятию вменяется как нарушение лицензионных требований (условий) в рамках осуществления деятельности по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов - незаконная эксплуатация аэропорта Аян с истекшим сроком действия сертификата соответствия по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов.

Суд считает, что указанные нарушения не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в силу следующего.

Согласно пункту 2.2. Устава аэропортовая деятельность в аэропорту Аян является самостоятельным видом деятельности КГУП «Хабаровские авиалинии», соответственно указанная деятельность осуществляется не в рамках лицензируемого вида деятельности по перевозке грузов и пассажиров.

Статья 17 Закона о лицензировании устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. В перечне отсутствует такой вид деятельности как аэропортовая деятельность по поисково-спасательному обеспечению полетов, аварийно-спасательному обеспечению полетов, противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта, следовательно, указанный вид деятельности не подлежит лицензированию.

Кроме того, Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98 утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила «Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации. Федеральные авиационные правила. Сертификация аэропортов. Процедуры» (далее – ФАП-98).

Согласно пункту 1.3.5 ФАП-98 аэропортовая деятельность - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Из пункта 1.4 ФАП-98 следует, что сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям.

Аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе, и поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия (пункт 1.5 ФАП-98).

Согласно пункту 1.18 ФАП-98, эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается.

Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации разделяет понятия - обязательная сертификация и лицензирование в области авиации (статьи 8,9 Кодекса). Так, статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации установлена обязательная сертификация как юридических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ, так и аэропортов. Статья 9 Кодекса устанавливает, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, аэропортовая деятельность КГУП «Хабаровские авиалинии» с истекшим сроком действия сертификата соответствия на поисково-спасательное обеспечение полетов, аварийно-спасательное обеспечение полетов, противопожарное обеспечение полетов по аэропорту Аян, не является лицензионной деятельностью по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов в рамках лицензий от 26.05.2008 №№ ПП 0184, ПП 0185, соответственно со стороны предприятия отсутствует нарушение подпунктов «а» пунктов 4 Положений о лицензировании перевозок воздушным транспортом.

Как указано в пункте 2 ФАП-11, настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают общие сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации и процедуры их сертификации.

В пункте 1 ФАП-11 указано, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Сертификат (свидетельство) эксплуатанта - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям. Сертификация эксплуатантов - подтверждение соответствия эксплуатантов требованиям воздушного законодательства Российской Федерации. Эксплуатационные спецификации - приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов

Согласно пункту 11 ФАП-11, эксплуатант организует и осуществляет обеспечение полетов в установленном порядке. Виды организации обеспечения полетов указаны в пункте 12 ФАП-11, в том числе, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение.

Прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих нарушение предприятием требований пунктов 11,12 ФАП-11 в части не организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

Судом признается несостоятельной ссылка прокуратуры на эксплуатационную спецификацию (часть С) имеющегося сертификата эксплуатанта № 459, как доказательство нарушения предприятием лицензионных требований.

Эксплуатационная спецификация (часть С) является неотъемлемой частью вышеуказанного сертификата эксплуатанта и содержит сведения о регионах полетов и разрешенных к использованию аэропортах. Данная спецификация дает право предприятию осуществлять перевозки в перечисленные аэропорты определенными типами воздушных судов. То обстоятельство, что в одном из аэропортов, указанного в спецификации, закончился срок действия сертификата на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов, не является доказательством не организации со стороны эксплуатанта поискового и аварийно-спасательного обеспечение полетов в этом аэропорту, соответственно не может расцениваться как нарушение им требований лицензии по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов.

В силу части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях, установленных законом.

Отсутствие события правонарушения, относится к обстоятельствам, исключающими производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5. КоАП РФ).

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о недостаточности данных, указывающих на наличие в действиях КГУП «Хабаровские авиалинии» признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда отсутствуют законные основания для привлечения его к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, статьей 24.5., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина