ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3125/2018 от 14.06.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-3125/2018

02 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена судом 14 июня 2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания М.С. Степаньковой, О.И. Вершининой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест»

о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края об отказе в принятии лесных деклараций ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 23, 24, 25 по договору аренды лесного участка № 0363/2008 от 30.12.2008г.

При участии представителей:

от заявителя - Пасютина В.И. по доверенности от 11.01.2017г. № 27АА 1040018;

от Управления лесами - Пестовой А.В. по доверенности от 09.01.2018г. №09/02.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 07.06.2018 по 13.06.2018, с 13.06.2018 по 14.06.2018.

Предмет спора: Общество с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» (далее – ООО «ДальЛесИнвест», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 07.12.2017г. № 02-19/16299, об отказе в принятии лесных деклараций ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№21, 22, 23, 24, 25 по договору от 30.12.2008г. № 0363/2008 аренды лесного участка, об обязании Управления лесами Правительства Хабаровского края принять лесные декларации ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 23, 24, 25 по договору от 30.12.2008г. № 0363/2008 аренды лесного участка.

В ходе рассмотрения дела от заявителя поступило ходатайство о принятии судом отказа от заявленных требований и прекращении производство по делу в части признания незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края, оформленного письмом от 07.12.2017г. № 02-19/16299, об отказе в принятии лесных деклараций ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 25.

В остальной части заявитель на удовлетворении требований настаивал по основаниям, указанным в заявлении и дополнениях к нему.

На основании частей 2,5 статьи 49 АПК РФ отказ от заявленных требований в указанной части судом принят, производство по делу в данной части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Представитель Управления лесами в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, с учетом представленных дополнений.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» является арендатором лесного участка площадью 16682,91 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Бикинский муниципальный район, Бикинское лесничество, номера кварталов: 64-67, 88-92, 137, 143, 144, 153, 160-165, 171-176, 181-186, 263 (за исключением части выделов 8,9,14,15,16), 264, 266, 267, 285 (за исключением выделов 1,2), 286-290, 295 (за исключением части выделов 3,4,5,6,7,11,12,16,17,18,19), 296-300, 304-308 Лермонтовского участкового лесничества; номера кварталов: 29, 30, 42-45, 69, 70, 80, 95, 97 Бикинского участкового лесничества. Данный участок был предоставлен Обществу Правительством Хабаровского края по договору аренды лесного участка от 30.12.2008 № 0363/2008 в целях заготовки древесины. Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации договора по 28 апреля 2022 года.

Условный номер лесного участка: 08:209:05:0363.

В соответствии с пунктом 4 договора аренды арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 к настоящему договору.

Приложением № 3 к договору аренды предусмотрен вид использования лесов - заготовка древесины, а также среднегодовой объем заготовки древесины (ликвидной) – 9000 м?, из них в хвойном хозяйстве - 3000 м?, в твердолиственном хозяйстве – 2300 м?, в мягколиственном хозяйстве - 3700 м?, в том числе:

сплошными рубками - 6700 м?:

- в хвойном хозяйстве - 3000 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 0 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 3700 м?

выборочными рубками - 2300 м?:

- в хвойном хозяйстве - 0 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 2300 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 0 м?

Заготовка древесины при уходе за лесами – 100 м?:

- в хвойном хозяйстве - 100 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 0 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 0 м?

Первоначальный проект освоения лесов на лесном участке, переданном ГП «41 ЛПК» в аренду для заготовки древесины на территории Бикинского лесничества Хабаровского края, разработанный на период 2010-2014, прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.01.2010 № 11П.

Новый проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «ДальЛесИнвест» - правопреемнику по договору аренды от 30.12.2008 № 0363/2008, для заготовки древесины на территории Бикинского лесничества Хабаровского края, разработанный на период 2015-2018, прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2015 № 1166П.

Проект освоения лесов 2016 года (на этот же участок) разработан сроком на 3 года (2016-2018г.г.), прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.12.2016 № 1189П.

Дополнительным соглашением от 09.06.2010 № 0590/2010 в договор аренды лесного участка от 30.12.2008 № 0363/2008 были внесены изменения, в том числе в Приложение № 3 к договору, в соответствии с которым ежегодный объем заготовки древесины составляет 9 000 м?, из них в хвойном хозяйстве - 4000 м?, в твердолиственном хозяйстве – 1500 м?, в мягколиственном хозяйстве - 3500 м?, в том числе:

сплошными рубками 7500 м?:

- в хвойном хозяйстве - 4000 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 0 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 3500 м?,

выборочными рубками - 1500 м?:

- в хвойном хозяйстве - 0 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 1500 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 0 м?

Заготовка древесины при уходе за лесами – 100 м?:

- в хвойном хозяйстве - 100 м?,

- в твердолиственном хозяйстве - 0 м?,

- в мягколиственном хозяйстве - 0 м?.

Таким образом, согласно дополнительному соглашению от 09.06.2010 №0590/2010 разрешенный ежегодный объем заготовки по твердолиственному хозяйству уменьшен до 1500 м? в год. Указанные изменения вступили в силу с даты государственной регистрации соглашения – 30.06.2010, согласно штампу о регистрации.

Последующими соглашениями от 17.12.2010 № 0816/2010, от 04.10.2013 №1090/2013 к договору аренды лесного участка от 30.12.2008 №0363/2008 указанный объем по твердолиственному хозяйству не изменялся и также составлял 1500 м?.

04.12.2017 Общество подало в Управление лесами лесные декларации от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 23, 24, 25 по договору от 30.12.2008г. №0363/2008 аренды лесного участка (сопроводительное письмо от 04.12.2017 № 21), в которых заявило, что в период с 15.12.2017 по 15.04.2018 намеревается использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в Бикинском лесничестве Хабаровского края, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 10.03.2017 № 134П, согласно Приложению 1, 2 и 4 к декларациям.

В сопроводительном письме к лесным декларациям Общество указало, что согласно лесным декларациям ООО «ДальЛесИнвест» планирует заготовить древесину в количестве недоиспользованного объема изъятия древесины за 2014-2016, в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, который составляет 6196 м? древесины по хвойному хозяйству, 3233 м? древесины по твердолиственному хозяйству, 11042 м? древесины по мягколиственному хозяйству.

Решением, изложенным в письме от 07.12.2017 № 02-19/16299, Управление лесами Правительства края отказало Обществу в принятии лесных деклараций от 04.12.2017 №№ 21, 22, 23, 24, 25 по причине их несоответствия проекту освоения лесов. Как указало Управление лесами, в предоставленных лесных декларациях в рубку заявлено 3233 м? выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве, что противоречит проекту освоения лесов и договору аренды в части установленного объема заготовки древесины. В 2017 году Обществом полностью использован установленный объем заготовки древесины по твердолиственному хозяйству. Согласования дополнительных объемов заготовки древесины по твердолиственному хозяйству на 2017 год не было. Письмом Управления лесами от 24.11.2017 № 02-19/15430 объем заготовки древесины в 2017 году по договору аренды № 0363/2008 был увеличен за счет недоиспользованного объема 2014-2016 годов с 9000 м? до 26961 м?.

Также, отказывая в принятии лесных деклараций, в письме от 07.12.2017 № 02-19/16299 Управление лесами указало на то, что на титульных листах неверно указан декларируемый период, заканчива­ющийся 15.04.2018. Декларируемые объемы рубки лесных насаждений на лесосеках, заявленных в лесных декларациях № 24 и № 25, не соответствуют запасу, предусмотренному к вырубке проек­том освоения лесов. В лесной декларации № 24 проектируемый объем рубки в выделе 3 квартала № 172 Лермонтовского участкового лесничества составляет 577 м?, а в соответствии с таблицей 6.3.1 проекта освоения лесов предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 924 м?. В лесной декларации № 25 проектируемый объем рубки в выделе 2 квартала № 172 Лермонтовского участкового лесничества составляет 852 м?, а в соответствии с таблицей 6.3.1 проекта освоения лесов предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 1554 м?.

Не согласившись с решением Управления лесами Правительства края об отказе в принятии лесных деклараций, изложенным в письме от 07.12.2017 № 02-19/16299, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии с частями 1, 4, 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В соответствии с частью 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17).

Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

В силу абзаца 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Пунктом 6 Порядка № 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Как установлено судом, оспариваемым письмом от 07.12.2017 № 02-19/16299 Управление лесами отказало ООО «ДальЛесИнвест» в принятии, в том числе, лесных деклараций от 04.12.2017 №№ 23, 24 по причине их несоответствия проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка в части установленного объема заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее – Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.

При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

Таким образом, положениями пункта 9 Правил заготовки предусмотрено право лица, использующего леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, на использование дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года.

Как установлено судом, лесные декларации от 04.12.2017 №№ 23, 24 были поданы Обществом в счет недоиспользованного объема древесины за 2014 - 2016.

В соответствии с представленными Обществом лесными декларациям № 23 и № 24 декларируемый объем древесины в твердолиственном хозяйстве составил 425 м? и 577 м? соответственно.

Согласно расчетам Общества (от 27.04.2018) недоиспользованный объем изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года 2014-2016 составляет 20471 м?, в том числе:

- по хвойному хозяйству - 9096 м?;

- по мягколиственному хозяйству - 10342 м?;

- по твердолиственному хозяйству - 1033 м?.

При этом Общество ссылается на ранее выданное
Управлением лесами разрешение от 30.12.2013 № 02-21/9530 на продление ООО «ДальЛесИнвест» сроков заготовки и вывозки древесины до 30.04.2014г. в объеме 3191,0 м? (в том числе по твердолиственному хозяйству в объеме 2598,0 м? по выборочным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений) по договору аренды лесного участка № 0363/2008 согласно декларации от 20.12.2013 на территории Лермонтовского участкового лесничества Бикинского лесничества с лесосек и объектов лесной инфраструктуры, перечисленных в данном письме.

Таким образом, недоиспользованный объем изъятия древесины по твердолиственному хозяйству по состоянию на 01.01.2014г. составлял 2598,0 м?.

Согласно отчету об использовании лесов за 1 квартал 2014 года, фактический объем заготовленной древесины составил 3206 м?, в том числе: в твердолиственном хозяйстве – 2598,0 м?, что соответствует заготовке древесины по лесной декларации от 20.12.2013.

В этой связи, суд полагает обоснованным довод заявителя о том, что данный объем является недоиспользованным объемом изъятия древесины, который был разрешен Управлением лесами к изъятию до 30.04.2014 в счет лимита 2013 года.

Согласно материалам дела, дополнительным соглашением от 09.06.2010 № 0590/2010 в договор аренды лесного участка от 30.12.2008 №0363/2008 были внесены изменения, в том числе в Приложение № 3 к договору, в соответствии с которым ежегодный объем заготовки древесины составляет 9000 м?, из них в хвойном хозяйстве - 4000м?, в твердолиственном хозяйстве – 1500 м?.

Таким образом, в 2014 году у ООО «ДальЛесИнвест» имелась возможность, с учетом недоиспользованного объема древесины, разрешенного письмом Управления лесами от 30.12.2013 № 02-21/9530, использовать в заготовке в твердолиственном хозяйстве объем древесины 4098 м?, из которых 1500 м? - установленный объем древесины по договору аренды от 30.12.2008 № 0363/2008 и 2598 м? - недоиспользованный объем изъятия древесины за 2013 год.

Фактический объем заготовленной в 2014 году древесины в твердолиственном хозяйстве составил 2598 м?.

Установленный в соответствии с договором аренды объем заготовки древесины на 2014 год - 1500 м? Обществом не осуществлен.

Довод заявителя о том, что объем изъятия древесины в 2014 году по твердолиственному хозяйству установлен Проектом освоения лесов 2009 года, прошедшим государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.01.2010 № 11П, и составляет 1700,0 м?, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось ранее, согласно дополнительному соглашению от 09.06.2010 №0590/2010 к договору аренды № 0363/2008, разрешенный ежегодный объем заготовки по твердолиственному хозяйству уменьшен до 1500 м? в год, указанные изменения вступили в силу с даты государственной регистрации соглашения – 30.06.2010.

Согласно справке КГКУ «Аванское лесничество» от 13.06.2017 № 68 о заготовленной древесине за 2014-2016г.г., объем заготовленной ООО «ДальЛесИнвест» древесины за три года составляет 9 720 м?, в том числе:

Объем заготовленной древесины в 2014г. составил 3206 м?, в том числе:

- в хвойном хозяйстве – 463 м?

- в твердолиственном хозяйстве – 2598 м?

- в мягколиственном хозяйстве – 145 м?

Объем заготовленной древесины в 2015г. составил 3596 м?, в том числе:

- в хвойном хозяйстве – 1824 м?

- в твердолиственном хозяйстве – 1729 м?

- в мягколиственном хозяйстве – 43 м?

Объем заготовленной древесины в 2016г. составил 2918 м?, в том числе:

- в хвойном хозяйстве – 980 м?

- в твердолиственном хозяйстве – 1938 м?

- в мягколиственном хозяйстве – 0 м?

Всего за период 2014-2016г.г. ООО «ДальЛесИнвест» заготовлено древесины в твердолиственном хозяйстве в объеме 6265 м?.

Вместе с тем, допустимый суммарный объем заготовки древесины за период 2014-2016г.г., из расчета установленного ежегодного объема заготовки древесины в твердолиственном хозяйстве – 1500 м?, согласно дополнительному соглашению от 09.06.2010 к договору аренды лесного участка № 0363/2008 (итого 4500 м?), а также с учетом недоиспользованного объема древесины в счет лимита 2013 года (2598 м?), составляет 7098 м?.

Недоиспользованный объем заготовки древесины в твердолиственном хозяйстве в 2014 году составил 1500 м?, то есть к заготовке договорного объема 2014 года арендатор не приступал.

Превышение объема заготовки древесины в твердолиственном хозяйстве в 2015 году составило 229 м? (1729 м? – 1500 м?).

Превышение объема заготовки древесины в твердолиственном хозяйстве в 2016 году составило 438 м? (1938 м? – 1500 м?).

Превышение допустимого суммарного объема заготовки древесины за период 2014-2016 г.г., то есть свыше 7098 м?, Обществом не допущено.

Из вышеизложенного следует, что недоиспользованный объем заготовки древесины в твердолиственном хозяйстве за период 2014-2016г.г. составил 833 м?: 7098 м? - 2598 м? (2014) - 1729 м? (2015) - 1938 м? (2016).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что письмом от 07.12.2017 № 02-19/16299 Управление лесами неправомерно отказало Обществу в принятии лесных деклараций № 23 и № 24 по тому основанию, что предоставленные лесные декларации противоречат проекту освоения лесов и договору аренды в части установленного объема заготовки древесины.

Довод Управления лесами о том, что в соответствии с отчетами об использовании лесов в 2013 году ООО «ДальЛесИнвест» заготовлено 2598 м? по твердолиственному хозяйству, что превышает договорной объем (1500 м?) на 1098 м?, подлежит отклонению, поскольку Управление лесами, выдавая разрешение от 30.12.2013 № 02-21/9530 на продление сроков заготовки древесины до 30.04.2014 на заявленный объем (2598 м?), должно было проверить обоснованность этого объема, в том числе, на основании отчетов об использовании лесов за предыдущие годы проверить наличие недоиспользованных объемов заготовки древесины. Данный факт Управлением не оспаривался и не опровергнут соответствующими доказательствами.

Также суд полагает необоснованными и иные приведенные в оспариваемом письме доводы Управления лесами о неверном указании на титульных листах деклараций декларируемого периода, о несоответствии декларируемого объема рубки лесных насаждений на лесосеках запасу, предусмотренному к вырубке проек­том освоения лесов.

Так, отказывая в принятии спорных лесных деклараций Управление лесами указало на то, что на титульных листах лесных деклараций неверно указан декларируемый период, заканчивающийся 15.04.2018, в то время как в соответствии с пунктом 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 - заготовка недоиспользованных объемов 2014-2016 годов возможна только в 2017 году.

На основании пункта 4 Порядка № 17 и Приложения № 2 к нему в лесную декларацию вносятся сведения о декларируемом периоде.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

В части заявленного декларируемого периода (с 15.12.2017 по 15.04.2018) поданные Обществом лесные декларации соответствуют пункту 11 Правил заготовки древесины.

Установленный спорными лесными декларациями декларируемый период составляет 4 месяца, что также соответствует пункту 2 Порядка № 17.

Данным основанием для отказа Управление лесами ограничило право Общества на подачу лесных деклараций с учетом установленного действующим законодательством срока заготовки древесины (декларируемого периода).

В части отказа Управления лесами в приеме лесной декларации от 04.12.2017 № 24 по такому основанию, как несоответствие декларируемого объема рубки лесных насаждений на лесосеках запасу, предусмотренному к вырубке проек­том освоения лесов, необходимо отметить следующее.

Как указано Управлением лесами в письме от 07.12.2017 № 02-19/16299, в лесной декларации № 24 проектируемый объем рубки в выделе 3 квартала № 172 Лермонтовского участкового лесничества составляет 577 м?, а в соответствии с таблицей 6.3.1 проекта освоения лесов предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 924 м?.

Вместе с тем, задекларированный лесной декларацией от 04.12.2017 №24 объем заготовки 577 м? находится в пределах допустимого вырубаемого запаса в выделе 3 квартала № 172.

Конкретный объем заготовки на каждой лесосеке проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек, произведенных в соответствии с Правилами заготовки № 474.

Задекларированный Обществом объем заготовки находится в пределах допустимого вырубаемого запаса, а, следовательно, соответствует проекту освоения лесов.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением Управление лесами неправомерно отказало Обществу в принятии лесных деклараций от 04.12.2017 №№ 23, 24 по договору аренды лесного участка № 0363/2008 от 30.12.2008.

С учетом вышеизложенного, подлежит удовлетворению требование заявителя о признании незаконным оспариваемого решения Управления лесами, изложенного в письме от 07.12.2017 №№02-19/16299, в части отказа в принятии лесных деклараций от 04.12.2017 № 23 и № 24, как нарушающего права и законные интересы Общества в осуществлении предпринимательской деятельности, необоснованно препятствующего Обществу, как арендатору лесного участка, в заготовке древесины в соответствии с лесными декларациями.

Производство по делу в части требования ООО «ДальЛесИнвест» о признании незаконным оспариваемого решения Управления лесами в части отказа в принятии лесных деклараций от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 25 - подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ ввиду принятия судом отказа истца от иска в этой части.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В качестве правовосстановительной меры заявитель при обращении в арбитражный суд просил обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края принять лесные декларации ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№ 23, 24 по договору от 30.12.2008г. № 0363/2008 аренды лесного участка.

Между тем, определение способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда, в связи с чем, соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не связан с указанной заявителем мерой.

Принимая во внимание, что суд не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия, суд считает необходимым обязать Управление лесами повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. № 21 о принятии лесных деклараций от 04.12.2017 № 23 и № 24.

Судебные расходы Общества в сумме 3 000 рублей, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю за счет Управления лесами.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» от заявленных требований в части признания незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края, оформленного письмом от 07.12.2017г. № 02-19/16299, об отказе в принятии лесных деклараций ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. №№ 21, 22, 25. Производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края, оформленное письмом от 07.12.2017г. № 02-19/16299, в части отказа в принятии лесных деклараций ООО «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. № 23 и № 24 по договору аренды лесного участка № 0363/2008 от 30.12.2008г.

Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» от 04.12.2017г. № 21 о принятии лесных деклараций от 04.12.2017 № 23 и № 24.

Взыскать с Управления лесами Правительства Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДальЛесИнвест» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ж.Г. Шестак